Пример урока "Проволока" 3 класс (программа для детей с ОВЗ 8 вид)
Проволока.
Давайте посмотрим на урок в 3 классе и разберемся, как на самом деле мы сможем провести его, используя межпредметные связи и физкультминутку не только для проведения урока ручного труда, но и для активного развития мелкой моторики рук.
Итак: урок ручного труда в 3 классе в школе реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (8 вид), тема: Изготовление букв из проволоки (комбинированный тип урока)
Это второй по счету урок в разделе «Работа с проволокой». Его целью будет закрепление знания о проволоке и инструментах, используемых при работе с ней. Необходимо закрепить понятие «проволока», представления об инструментах, которыми мы работаем с проволокой, технологическую последовательность изготовления буквы из проволоки, практические умения и навыки формообразования изделия при работе с проволокой
Какие результаты мы планируем получить по окончании урока? Достаточный уровень: Учащиеся должны иметь представления о проволоке, знать понятие «проволока», ее разнообразие и свойства, применение в изделиях, инструменты, используемые при работе с ней. Иметь представление о формообразовании изделия при работе с проволокой (сгибание руками в кольцо, сгибание под прямым или острым углом плоскогубцами). Знать технологию изготовления из проволоки букв.
Минимальный уровень: Учащиеся должны иметь представления о проволоке: понятие «проволока», ее разнообразие и свойства, применение в изделиях, инструменты, используемые при работе с ней.
Какие личностные результаты формируются у учеников? У ребят должно сформировываться целостного мировоззрения, которое соответствуюет современному уровню развития науки и общественной практики, учитывает социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Ребята должны суметь изготовить из проволоки буквы по образцу, опираясь на технологическую последовательность.
Основные (новые) понятия, которые мы будем изучать и повторять на уроке: проволока, плоскогубцы, кольцо, прямой угол, острый угол, буква. Это те самые межпредметные связи, которые объединяют ручной труд с математикой, чтением и русским языком в данном случае. А обсуждение в начале урока даты и месяца, а так же времени года – это межпредметная связь с окружающим миром.
А теперь, собственно, рассмотрим сам урок.
1.Организационный момент
- Приветствие, контроль посещаемости. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация к учебной деятельности:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок – начался урок. Все на месте? Давайте отметим ребят, которых сегодня нет на уроке. Отлично. А теперь давайте пожелаем друг другу удачи! (ученики хором говорят пожелание: Удачи!»
2. Актуализация знаний. Необходимо систематизировать имеющиеся у учащихся знания:
- Закрепление временных представлений: число, месяц, день недели. Учитель: Подскажите, какое сегодня число? День недели? Сколько всего дней в неделе? Назовите их. Месяц? Год? А какое сейчас время года? Месяц (к примеру) март какой по счету месяц весны? А какие приметы весны вы знаете? Молодцы!
Давайте вспомним, в каком кабинете мы находимся (название)? Правильно! Кабинет называется «Мастерская».
Кто мне расскажет правила поведения в мастерской?
Ученики рассказывают правила поведения в мастерской, я их записываю на доске. По пунктам. Ежеурочно мы повторяем, и я записываю эти правила, поскольку спецификой обучения моих учеников является многократное повторение.
Вот наши правила:
1. В мастерскую входим организованно
2. Готовимся к уроку (моем руки, в старших классах надеваем фартуки)
3. Следим за своим поведением. Соблюдаем правила безопасной работы с опасными инструментами.
4. После урока убираем рабочее место.
5. Выходим из мастерской организованно.
Учитель: С чем мы работаем на уроках труда? Правильно: с материалами, инструментами и с приспособлениями.
Что относится к материалам? (ребята перечисляют). Что относится к инструментам? Что относится к приспособлениям?
Эти три вопроса с объяснениями мы тоже повторяем на каждом уроке по тем же причинам.
Учитель: О каком материале мы говорили на прошлом уроке? Правильно, о проволоке.
3.Сообщение темы, постановка учебной проблемы
Учитель: «Сегодня мы продолжим работу с проволокой».
Прежде чем назвать тему отгадайте загадку:
На странице букваря. Сели на странички
Тридцать три богатыря. Тридцать три сестрички.
Мудрецов-богатырей. Сели рядом — не молчат
Знает каждый грамотей. Нам загадки говорят.
Отгадывают загадку: Буквы.
Молодцы! Как вы думаете, какая тема урока сегодня будет: мы говорили о проволоке, как о материале для работы и отгадали загадку про буквы?
Молодцы! Тема урока: «Изготовление букв из проволоки»
4. Основная часть
Давайте вспомним, что же такое проволока? Проволока – это металлическое изделие в виде нити.
Какая бывает проволока? Ее виды? Медная, алюминиевая, золотая, стальная.
Назовите свойства проволоки. Мягкость, твёрдость, упругость, пластичность.
Какие инструменты для работы с проволокой вы знаете? Плоскогубцы, круглогубцы, кусачки
5.Физминутка
Учитель показывает учащимся комплекс здоровье сберегающих упражнений. Ученики повторяют за учителем. Сегодня я не буду подробно останавливаться на этом пункте. Эта тема достойна отдельного внимания. Об этом я расскажу следующей статье.
6. Основная часть урока.
Посмотрим на презентацию, на образцы и обсудим, как сделать каждую букву
Учитель: Повторим Правила организации рабочего места для выполнения работы. Учащиеся повторяют правила.
- Рабочее место должно быть хорошо освещено.
- Выполняемая работа должна лежать на столе на расстоянии 30-35 см от глаз.
- Рабочее место всегда нужно содержать в порядке.
Повторим Правила обращения с проволокой:
- Запас проволоки хранят в специально отведенном мест (в коробке)
- Перед работой выпрями проволоку руками или о край стола.
- Режь проволоку кусачками.
Повторим Правила работы с инструментами:
- Работать кусачками только под прямым углом, не наклонять инструмент.
- Нельзя работать кусачками с ослабленным креплением.
- Работать только исправным инструментом.
- Кусачки клади ручками к себе.
- Передавай кусачки ручками вперед.
- Нельзя оставлять кусачки открытыми.
- Нельзя играть кусачками и подносить к лицу.
Здесь мы рассматриваем технологическую последовательность работы с проволокой:
- Отмерить по линейке 10 см проволоки.
- Отрежь кусачками.
- Согни в нужном месте (в зависимости от изделия) Этот пункт будет дополняться в каждом отдельном случае.
Учащиеся, опираясь на презентацию и образцы, рассказывают каким образом изготавливаются буквы. Начинаем с самой простой буквы С (полукольцо), затем изготавливаем букву О (кольцо), следующей будет буква Г (прямой угол), затем буква Л (острый угол). Если остается время и ученики все успевают, то следующей буквой может быть буква П (2 прямых угла) и буква М (2 острых угла).
Таким образом, мы осуществляем межпредметные связи с русским языком, литературой и математикой.
7. Закрепление пройденного материала
Учитель: С каким материалом вы сегодня работали? Какие свойства проволоки вы использовали? С каким процессом вы сегодня познакомились?
8. Итог урока
Учитель: Давайте посмотрим на ваши изделия и узнаем у каждого из вас, сложно ли вам было их выполнять? Какие умения, навыки, знания вам пригодились? Чему вы научились? Какие трудности пришлось преодолеть в ходе работы? Что особенно понравилось сегодня на уроке?
Выставление с обсуждением оценок по результатам выполненной работы
Вот таким образом можно провести урок по работе с проволокой, на котором развивается мелкая моторика ребенка.