Анализ проведенной исследовательской работы по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
ГБОУ Образовательный центр «Протон»
Статья на тему: «Анализ проведенной исследовательской работы по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Косоногова Наталия
Александровна
Обучение грамоте является одним из наиболее значимых вопросов в процессе подготовки старших дошкольников с ОНР к школе и требует своевременного решения.
Благодаря изучению научно-методической литературы по проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи было установлено, что данная тематика является объектом многопланового, всестороннего и многолетнего изучения таких известных учёных, как Б.М. Гриншпун, Л.Е. Журова, А.В. Запорожец, Г.А. Каше, Р.Е. Левина,А.Р. Лурия, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других.
Многие исследователи говорят о том, что недостатки в сформированности речи в дошкольном периоде могут привести к стойким нарушениям письма и чтения.
По итогам изучения научно-методической литературы было определено, что обозначенными специалистами выделены не только причинно-следственные факторы, симптомы и механизмы речевых нарушений, особенностей психического развития детей, но и обозначены основные направления диагностической и коррекционной работы по преодолению обсуждаемых нарушений.
Дефицит развития даже одного из компонентов речевой системы может привести не только к ухудшению качества и полноты речевого развития, но и являться серьёзным препятствием в успешном образовании ребёнка на всех этапах обучения и иметь серьёзные последствия в развитии его личности в целом.
В ходе исследований установлена взаимосвязь и взаимовлияние всех компонентов речи на успешное формирование и динамическое развитие личности ребёнка в целом.
На основании вышесказанного сделано заключение об актуальности выбранной тематики и необходимости её дальнейшего углубленного изучения с целью уточнения научно-теоретических представлений о контингенте старших дошкольников с ОНР на этапе подготовки к обучению грамоте и в целях совершенствования методов коррекционного воздействия. С этой целью нами был организован и проведен констатирующий эксперимент по изучению предпосылок готовности старших дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.
В исследовании приняло участие 16 детей с ОНР ( III уровень речевого развития), возраст которых 6-7 лет.
Нами были получены важные сведения об отклонениях по всем параметрам обследования. В частности, нами обнаружены несформированность компонентов речевой системы, а именно звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматических средств, самостоятельной связной речи, а также недостаточный с уровень восприятия, внимания, памяти, а также выявлены особенности мышления, графо-моторных навыков.
Все вместе это свидетельствует о низком уровне готовности к усвоению не только грамоты, но и к обучению в школе. Тем не менее, у всех обследуемых детей несмотря даже на незначительные различия в формировании базовых компонентов для полноценного усвоения грамоты были отмечены негативные предпосылки, свидетельствующие о возможных проблемах дальнейшей учебной деятельности, особенно при формировании грамотного письма и чтения.
Статистика исследования показала, что у 41,1 % детей уровень готовности к обучению в школе можно считать средним. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали 35,2%, низкий у ровень готовности - у 23,7%.
Исходя из результатов исследования готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте, мы сделали вывод о том, что, несмотря на различия в полученных показателях, необходима целенаправленная коррекционная работа по преодолению имеющихся отклонений, которые негативно влияют не только на качество устной речи, но и на успешность дальнейшего обучения в школе.
С этой целью составлены методические рекомендации по формированию предпосылок к обучению грамоте для старших дошкольников с ОНР. Мы рекомендуем использовать следующие пособия:
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»
- Методика Т.А. Ткаченко «В первый класс - без дефектов речи
- О.Б. Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет»
- Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет»
- Матюгин И.Ю. «Как развить внимание и память вашего ребенка»
- Белая А., Гамазакова М. «150тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе».
Также нами представлена пошаговая работа по формированию предпосылок к обучению грамоте.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами.
Следовательно, необходима своевременная диагностика нарушения речи, а также систематическая коррекционно-логопедическая помощь детям с ОНР.
Данная проблема должна решаться комплексно, в содружестве педагогов (логопеда, воспитателя, психолога), родителей, а также медицинских специалистов. Ведущая роль в организации такого комплексного подхода принадлежит логопеду, как специалисту, который может и должен помочь учителю в преодолении трудностей в работе с детьми, имеющими недоразвитие устной и письменной речи. Обучению грамоте должна предшествовать логопедическая работа, основными направлениями которой должны быть развитие коммуникативно-речевой сферы ребёнка и подвижность познавательных процессов. Воспитательно-педагогический процесс имеет огромное влияние на формирование личности будущего дошкольника.
Именно в условиях ДОУ у ребенка происходит развитие всех психофизических процессов и формирование навыков, необходимых для обучения к школе. На сегодняшний момент существует большое количество программ и методический пособий, а также практического материала, позволяющих выбрать наиболее доступный и эффективный метод развития и подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Таким образом, нами были решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.
Список литературы:
- Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982.
- Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. : МОДЭК; Воронеж, 1997.
- Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д.Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. —С.-Пб.:Детство-Пресс, 1999.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — С.-Пб.:Детство-Пресс, 1997.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_doshkolnik_s_onr.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Образовательный центр «Протон»
Статья на тему: «Анализ проведенной исследовательской работы по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Косоногова Наталия
Александровна
Обучение грамоте является одним из наиболее значимых вопросов в процессе подготовки старших дошкольников с ОНР к школе и требует своевременного решения.
Благодаря изучению научно-методической литературы по проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи было установлено, что данная тематика является объектом многопланового, всестороннего и многолетнего изучения таких известных учёных, как Б.М. Гриншпун, Л.Е. Журова, А.В. Запорожец, Г.А. Каше, Р.Е. Левина,А.Р. Лурия, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других.
Многие исследователи говорят о том, что недостатки в сформированности речи в дошкольном периоде могут привести к стойким нарушениям письма и чтения.
По итогам изучения научно-методической литературы было определено, что обозначенными специалистами выделены не только причинно-следственные факторы, симптомы и механизмы речевых нарушений, особенностей психического развития детей, но и обозначены основные направления диагностической и коррекционной работы по преодолению обсуждаемых нарушений.
Дефицит развития даже одного из компонентов речевой системы может привести не только к ухудшению качества и полноты речевого развития, но и являться серьёзным препятствием в успешном образовании ребёнка на всех этапах обучения и иметь серьёзные последствия в развитии его личности в целом.
В ходе исследований установлена взаимосвязь и взаимовлияние всех компонентов речи на успешное формирование и динамическое развитие личности ребёнка в целом.
На основании вышесказанного сделано заключение об актуальности выбранной тематики и необходимости её дальнейшего углубленного изучения с целью уточнения научно-теоретических представлений о контингенте старших дошкольников с ОНР на этапе подготовки к обучению грамоте и в целях совершенствования методов коррекционного воздействия. С этой целью нами был организован и проведен констатирующий эксперимент по изучению предпосылок готовности старших дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.
В исследовании приняло участие 16 детей с ОНР ( III уровень речевого развития), возраст которых 6-7 лет.
Нами были получены важные сведения об отклонениях по всем параметрам обследования. В частности, нами обнаружены несформированность компонентов речевой системы, а именно звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматических средств, самостоятельной связной речи, а также недостаточный с уровень восприятия, внимания, памяти, а также выявлены особенности мышления, графо-моторных навыков.
Все вместе это свидетельствует о низком уровне готовности к усвоению не только грамоты, но и к обучению в школе. Тем не менее, у всех обследуемых детей несмотря даже на незначительные различия в формировании базовых компонентов для полноценного усвоения грамоты были отмечены негативные предпосылки, свидетельствующие о возможных проблемах дальнейшей учебной деятельности, особенно при формировании грамотного письма и чтения.
Статистика исследования показала, что у 41,1 % детей уровень готовности к обучению в школе можно считать средним. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали 35,2%, низкий у ровень готовности - у 23,7%.
Исходя из результатов исследования готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте, мы сделали вывод о том, что, несмотря на различия в полученных показателях, необходима целенаправленная коррекционная работа по преодолению имеющихся отклонений, которые негативно влияют не только на качество устной речи, но и на успешность дальнейшего обучения в школе.
С этой целью составлены методические рекомендации по формированию предпосылок к обучению грамоте для старших дошкольников с ОНР. Мы рекомендуем использовать следующие пособия:
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»
- Методика Т.А. Ткаченко «В первый класс - без дефектов речи
- О.Б. Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет»
- Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет»
- Матюгин И.Ю. «Как развить внимание и память вашего ребенка»
- Белая А., Гамазакова М. «150тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе».
Также нами представлена пошаговая работа по формированию предпосылок к обучению грамоте.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами.
Следовательно, необходима своевременная диагностика нарушения речи, а также систематическая коррекционно-логопедическая помощь детям с ОНР.
Данная проблема должна решаться комплексно, в содружестве педагогов (логопеда, воспитателя, психолога), родителей, а также медицинских специалистов. Ведущая роль в организации такого комплексного подхода принадлежит логопеду, как специалисту, который может и должен помочь учителю в преодолении трудностей в работе с детьми, имеющими недоразвитие устной и письменной речи. Обучению грамоте должна предшествовать логопедическая работа, основными направлениями которой должны быть развитие коммуникативно-речевой сферы ребёнка и подвижность познавательных процессов. Воспитательно-педагогический процесс имеет огромное влияние на формирование личности будущего дошкольника.
Именно в условиях ДОУ у ребенка происходит развитие всех психофизических процессов и формирование навыков, необходимых для обучения к школе. На сегодняшний момент существует большое количество программ и методический пособий, а также практического материала, позволяющих выбрать наиболее доступный и эффективный метод развития и подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Таким образом, нами были решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.
Список литературы:
- Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982.
- Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. : МОДЭК; Воронеж, 1997.
- Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д.Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. —С.-Пб.:Детство-Пресс, 1999.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — С.-Пб.:Детство-Пресс, 1997.