Анализ проведенной исследовательской работы по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

ГБОУ Образовательный центр «Протон»

Статья на тему: «Анализ проведенной исследовательской работы по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Косоногова Наталия

Александровна

Обучение грамоте является одним из  наиболее значимых вопросов в процессе подготовки старших дошкольников с ОНР к  школе и требует  своевременного решения.

Благодаря изучению научно-методической литературы по проблеме  готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи   было установлено, что данная тематика является объектом многопланового, всестороннего и многолетнего изучения таких известных учёных, как Б.М. Гриншпун, Л.Е. Журова, А.В.  Запорожец, Г.А. Каше, Р.Е. Левина,А.Р. Лурия, В.С. Мухина, С.Я.  Рубинштейн, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других.

Многие исследователи говорят о том, что недостатки в сформированности речи в дошкольном  периоде могут привести к стойким нарушениям письма и чтения.

По итогам изучения научно-методической литературы было определено, что обозначенными специалистами выделены не только причинно-следственные факторы, симптомы и механизмы речевых нарушений, особенностей психического развития детей, но и обозначены основные направления диагностической и коррекционной работы по преодолению обсуждаемых нарушений.

Дефицит развития даже одного из компонентов речевой системы может привести не только к ухудшению качества и  полноты речевого развития, но и являться серьёзным препятствием в успешном образовании ребёнка на  всех этапах обучения и иметь серьёзные  последствия в развитии его личности в целом.

В ходе исследований установлена взаимосвязь и взаимовлияние всех компонентов речи на успешное формирование и динамическое развитие личности ребёнка в       целом.

На основании вышесказанного сделано заключение об актуальности выбранной тематики и необходимости её   дальнейшего  углубленного изучения с  целью уточнения научно-теоретических представлений о контингенте старших дошкольников с ОНР на этапе подготовки к обучению грамоте и в  целях совершенствования методов коррекционного воздействия. С этой  целью нами был организован и  проведен констатирующий эксперимент по изучению предпосылок  готовности старших дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.

В исследовании приняло участие 16  детей с ОНР ( III уровень речевого развития), возраст которых 6-7 лет.

Нами были получены важные сведения об отклонениях по   всем параметрам обследования. В частности, нами обнаружены несформированность  компонентов  речевой системы, а именно звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматических средств,  самостоятельной связной  речи, а  также недостаточный с уровень восприятия, внимания, памяти, а также выявлены особенности мышления, графо-моторных             навыков.

Все вместе это свидетельствует о низком уровне готовности к усвоению не только грамоты, но и к обучению в школе. Тем не менее, у всех обследуемых детей несмотря даже на незначительные различия в формировании   базовых компонентов для полноценного усвоения  грамоты  были  отмечены негативные предпосылки, свидетельствующие о возможных проблемах дальнейшей учебной деятельности, особенно при формировании грамотного               письма и чтения.

Статистика исследования показала, что у 41,1 % детей уровень готовности к обучению в школе можно считать средним. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали 35,2%, низкий       у ровень готовности - у 23,7%.

Исходя из результатов   исследования готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте, мы сделали вывод о том, что, несмотря на различия в полученных показателях, необходима целенаправленная  коррекционная работа по преодолению имеющихся отклонений, которые негативно влияют не только на качество устной речи, но и на успешность дальнейшего обучения в школе.

С этой целью составлены методические рекомендации по формированию предпосылок к обучению  грамоте для  старших  дошкольников с ОНР. Мы рекомендуем  использовать следующие пособия:

  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркиной  «Подготовка к школе детей с общим  недоразвитием речи в условиях специального детского сада»
  • Методика Т.А. Ткаченко «В первый класс - без дефектов речи
  • О.Б. Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет»
  • Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9            лет»
  • Матюгин И.Ю. «Как развить внимание и память вашего ребенка»
  • Белая А., Гамазакова М. «150тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе».

    Также нами представлена пошаговая работа по формированию предпосылок к обучению грамоте.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для  исправления дефектов речевого развития. В этом  возрасте у детей особенно развита  чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами.

Следовательно, необходима своевременная диагностика нарушения  речи, а также систематическая коррекционно-логопедическая помощь детям с ОНР.

Данная  проблема должна решаться комплексно, в содружестве педагогов  (логопеда, воспитателя, психолога), родителей, а также  медицинских специалистов.  Ведущая роль в организации такого комплексного подхода принадлежит логопеду, как специалисту, который может и должен помочь учителю в преодолении трудностей в работе с детьми, имеющими недоразвитие устной и письменной речи. Обучению грамоте должна предшествовать логопедическая работа, основными  направлениями которой должны быть развитие коммуникативно-речевой сферы ребёнка и подвижность познавательных процессов. Воспитательно-педагогический процесс имеет огромное влияние на формирование личности будущего дошкольника.

Именно в условиях ДОУ у ребенка происходит развитие всех психофизических процессов и формирование навыков, необходимых для обучения к  школе. На сегодняшний момент существует большое количество программ и методический пособий, а также практического материала, позволяющих выбрать наиболее доступный и эффективный метод развития и подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Таким образом, нами были решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.

 

 

 

Список литературы:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982.
  2. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. : МОДЭК; Воронеж, 1997.
  4. Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д.Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2001.
  6. Ткаченко Т. А. В  первый  класс — без дефектов речи. —С.-Пб.:Детство-Пресс, 1999.
  7. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — С.-Пб.:Детство-Пресс, 1997.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_doshkolnik_s_onr.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Образовательный центр «Протон»

Статья на тему: «Анализ проведенной исследовательской работы по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Косоногова Наталия

Александровна

Обучение грамоте является одним из  наиболее значимых вопросов в процессе подготовки старших дошкольников с ОНР к  школе и требует  своевременного решения.

Благодаря изучению научно-методической литературы по проблеме  готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи   было установлено, что данная тематика является объектом многопланового, всестороннего и многолетнего изучения таких известных учёных, как Б.М. Гриншпун, Л.Е. Журова, А.В.  Запорожец, Г.А. Каше, Р.Е. Левина,А.Р. Лурия, В.С. Мухина, С.Я.  Рубинштейн, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других.

Многие исследователи говорят о том, что недостатки в сформированности речи в дошкольном  периоде могут привести к стойким нарушениям письма и чтения.

По итогам изучения научно-методической литературы было определено, что обозначенными специалистами выделены не только причинно-следственные факторы, симптомы и механизмы речевых нарушений, особенностей психического развития детей, но и обозначены основные направления диагностической и коррекционной работы по преодолению обсуждаемых нарушений.

Дефицит развития даже одного из компонентов речевой системы может привести не только к ухудшению качества и  полноты речевого развития, но и являться серьёзным препятствием в успешном образовании ребёнка на  всех этапах обучения и иметь серьёзные  последствия в развитии его личности в целом.

В ходе исследований установлена взаимосвязь и взаимовлияние всех компонентов речи на успешное формирование и динамическое развитие личности ребёнка в       целом.

На основании вышесказанного сделано заключение об актуальности выбранной тематики и необходимости её   дальнейшего  углубленного изучения с  целью уточнения научно-теоретических представлений о контингенте старших дошкольников с ОНР на этапе подготовки к обучению грамоте и в  целях совершенствования методов коррекционного воздействия. С этой  целью нами был организован и  проведен констатирующий эксперимент по изучению предпосылок  готовности старших дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.

В исследовании приняло участие 16  детей с ОНР ( III уровень речевого развития), возраст которых 6-7 лет.

Нами были получены важные сведения об отклонениях по   всем параметрам обследования. В частности, нами обнаружены несформированность  компонентов  речевой системы, а именно звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматических средств,  самостоятельной связной  речи, а  также недостаточный с уровень восприятия, внимания, памяти, а также выявлены особенности мышления, графо-моторных             навыков.

Все вместе это свидетельствует о низком уровне готовности к усвоению не только грамоты, но и к обучению в школе. Тем не менее, у всех обследуемых детей несмотря даже на незначительные различия в формировании   базовых компонентов для полноценного усвоения  грамоты  были  отмечены негативные предпосылки, свидетельствующие о возможных проблемах дальнейшей учебной деятельности, особенно при формировании грамотного               письма и чтения.

Статистика исследования показала, что у 41,1 % детей уровень готовности к обучению в школе можно считать средним. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали 35,2%, низкий       у ровень готовности - у 23,7%.

Исходя из результатов   исследования готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте, мы сделали вывод о том, что, несмотря на различия в полученных показателях, необходима целенаправленная  коррекционная работа по преодолению имеющихся отклонений, которые негативно влияют не только на качество устной речи, но и на успешность дальнейшего обучения в школе.

С этой целью составлены методические рекомендации по формированию предпосылок к обучению  грамоте для  старших  дошкольников с ОНР. Мы рекомендуем  использовать следующие пособия:

  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркиной  «Подготовка к школе детей с общим  недоразвитием речи в условиях специального детского сада»
  • Методика Т.А. Ткаченко «В первый класс - без дефектов речи
  • О.Б. Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет»
  • Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9            лет»
  • Матюгин И.Ю. «Как развить внимание и память вашего ребенка»
  • Белая А., Гамазакова М. «150тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе».

        Также нами представлена пошаговая работа по формированию предпосылок к обучению грамоте.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для  исправления дефектов речевого развития. В этом  возрасте у детей особенно развита  чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами.

Следовательно, необходима своевременная диагностика нарушения  речи, а также систематическая коррекционно-логопедическая помощь детям с ОНР.

Данная  проблема должна решаться комплексно, в содружестве педагогов  (логопеда, воспитателя, психолога), родителей, а также  медицинских специалистов.  Ведущая роль в организации такого комплексного подхода принадлежит логопеду, как специалисту, который может и должен помочь учителю в преодолении трудностей в работе с детьми, имеющими недоразвитие устной и письменной речи. Обучению грамоте должна предшествовать логопедическая работа, основными  направлениями которой должны быть развитие коммуникативно-речевой сферы ребёнка и подвижность познавательных процессов. Воспитательно-педагогический процесс имеет огромное влияние на формирование личности будущего дошкольника.

Именно в условиях ДОУ у ребенка происходит развитие всех психофизических процессов и формирование навыков, необходимых для обучения к  школе. На сегодняшний момент существует большое количество программ и методический пособий, а также практического материала, позволяющих выбрать наиболее доступный и эффективный метод развития и подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Таким образом, нами были решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.


Список литературы:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982.
  2. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. : МОДЭК; Воронеж, 1997.
  4. Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д.Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2001.
  6. Ткаченко Т. А. В  первый  класс — без дефектов речи. —С.-Пб.:Детство-Пресс, 1999.
  7. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — С.-Пб.:Детство-Пресс, 1997.