Внеурочная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе
Воспитание должно основываться на всех видах образовательной деятельности, это – учебная (все образовательные дисциплины) и внеурочная (научная, исследовательская, художественная, коммуникативная, спортивная, трудовая и др.). Совместная деятельность взрослых с детьми, обучающихся друг с другом способствует успеху воспитательного процесса, когда осуществляется духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание школьников, содержит цели принятия моральных норм и нравственных ценностей. Внеурочная работа имеет безграничные возможности для расширения, углубления и применения на практике знаний, полученных на уроках, воспитывает у обучающихся: трудолюбие, настойчивость, ответственность за порученное дело; формируется бережное отношение к окружающей природе.
Школьная программа направлена на средний уровень, а внеурочная работа позволяет полнее решать вопросы формирования всестороннего развития, воспитания социальной активности. Она позволяет развивать потребность в разных видах деятельности, формировать познавательный интерес в разнообразных областях знаний, развивать творческие способности. Разнообразная внеурочная работа позволяет удовлетворять коммуникативные потребности, творческое проявление личности, обучающиеся получают возможность для самопроявления и самореализации.
Проблемой внеурочной деятельности занимаются давно и признают необходимость применять другие формы развития обучающихся вне урока. Вопросы внеурочной работы рассматривают в своих работах многие современные педагоги и методисты: Н.П. Аникеева, Г.И. Щукина, В.М. Минаева, В.Д. Шадрик, И.Ф. Харламов, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов и др.
Организация внеурочной работы осуществляется руководителями и педагогами образовательных учреждений, которые должны обладать знаниями методов, подходов и специфики осуществления такой деятельности. Педагог должен знать особенности воспитательной внеурочной работы, целенаправленно добиваться в ней положительных результатов и эффектов. Необходимо умело планировать содержание, наиболее эффективные методы и формы работы, разнообразную тематику. Проектирование различных образовательных программ внеурочной деятельности должно быть с обязательным учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся.
Педагогический энциклопедический словарь определяет внеурочную работу как «…составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, как одну из форм организации свободного времени обучающихся. Она совпадает с дополнительным образованием школьников» [3, с. 36].
Д.В. Григорьев считает, что: «Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников…, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [1, с. 3].
Занятия в рамках внеурочного времени являются важной частью школьного образовательного процесса. Время, которое отводится на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Необходимость такой работы обусловливается тем, что обучающиеся имеют разнообразные интересы, склонности и способности.
Целью внеурочной деятельности является создание условий: обретения обучающимися жизненного и социального опыта, многогранного развития, формирование системы ценностей в свободное от учёбы время. Создание такой среды, которая обеспечит развитие творчества, интеллекта, стремление к здоровому образу жизни, сформирует гражданскую ответственность и правовое самосознание на добровольческих началах.
Внеурочная работа, подобно урочной, нацелена на освоение своих планов и учебных программ, на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Предметные результаты главным образом достигаются при изучении школьных дисциплин. Достижение же метапредметных, и особенно личностных результатов (ценности, ориентиры, потребности, интересы) в удельном весе во внеурочной деятельности значительно больше, так как обучающиеся выбирают ее в соответствии со своими мотивами, склонностями и потребностями.
В ходе внеурочной работы решаются многие важные задачи: адаптация к школьной среде; оптимизация учебной нагрузки; расширение возможностей для всестороннего развития; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; развитие коммуникативных навыков развитие самостоятельности. Основные принципы организации внеурочной работы: сочетание индивидуальной и коллективной форм деятельности; связь теории и практики; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию. В школе применяют несколько видов внеурочной работы: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная; художественно-творческая; трудовая; спортивно-оздоровительная; туристическая; краеведческая; проектная.
Во внеурочной работе обучающей функции не придают приоритетного значения как в учебной деятельности, она является вспомогательной для эффективности реализации воспитывающей и развивающей функций. Здесь педагоги ставят целью не формировать систему научных знаний, не приобретение учебных умений и навыков, а главное – обучение, прежде всего, нормам морали, навыкам правильного поведения в обществе, коллективизму, самостоятельности, коммуникативным навыкам и пр.
С.А. Смирнов и И.Б. Котова с педагогической точки зрения считают, что развивающая функция во внеурочной работе заключается в развитии личностных психических процессов, в развитии индивидуальных способностей через включение в соответствующую деятельность. Например, школьников с артистическими способностями лучше всего привлекать к театрализованным мероприятиям, интересующихся определенными учебными предметами включать участниками научных конференций. Школьнику со способностями и интересом к естественным наукам – можно предложить участвовать в биологической олимпиаде [2].
Развивающая функция внеучебной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов обучающихся. Однообразные занятия тормозят мышление, поэтому необходим деятельностный путь познания окружающего мира, его объектов и явлений. Внеурочная деятельность круто поворачивает от традиционной работы в классе, с переходом от авторитарной педагогики к коллективному сотрудничеству.
Важно учитывать результат, непосредственный итог участия школьников во внеурочной деятельности. Например, школьники прошли экскурсионным маршрутом, они не только переместились в пространстве (фактический результат), но и приобрёли некоторые знания о себе и окружающем мире, обрели опыт самостоятельных действий (воспитательный результат).
Эффектом (последствия результата) для участника внеурочной работы можно считать приобретение новых знаний, новые чувства и впечатления, которые подействовали на развитие его как личности. В процессе продуктивной внеурочной работы происходит духовное обогащение детей посредством общения друг с другом, более близкое с педагогом, с природой, раскрываются лучшие личностные качества ребенка, обогащается его внутренний мир. Таким образом, растет гражданин с позитивным отношением к окружающему миру. Внеурочные занятия должны быть направлены на всестороннее развитие обучающихся. Занятия в группе продленного дня имеют все возможности для воспитания положительных качеств в умственном, нравственном, экологическом, эстетическом, трудовом направлении.
Список использованной литературы
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Рос энциклопедия, 2003. – 528 с.