Психологические особенности детей 10-11 лет

Татьяна Анатольевна Пономарева

Статья написана на основе анализа опыта современных психологов и педагогов.В ней просто и подробно раскрываются возрастные особенности младших подростков и даются практические советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_10-11_let.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детей 10-11 лет.

Марк Твен вспоминал: Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет.

Четвертый класс. Выпускники начальной школы. Именно 10-11 лет психологи называют окончанием детства. Начинается переходный возраст или, как его еще называют, пубертат.

"В этот период у подростков может возникнуть неуклюжесть, так как им сложно контролировать быстро меняющееся тело и его габариты, — рассказал РИА Новости психолог Станислав Иванов. — Также может появиться ломота и зуд в мышцах и костях, гипертонус мышц. В связи с тем, что гормоны начинают бурно "атаковать" организм, возникает частая усталость, перепады настроения, головные боли, трудности с сосредоточенностью и усвоением материала. Обычно в период 12-14 лет проседает учеба, но это нормально".

Всемирная организация здравоохранения определяет пубертатный периос с 10 до 19 лет.Подростковый возраст — это переходный этап между ребенком и взрослым.

"Кризис перехода" — это этап перехода человека из статуса ребенка в статус взрослой личности внутри определенного социума. В этот период личность лишается определенных привилегий и ограничений и получает ряд обязанностей и прав. Из-за этого у подростка возникает сильный внутренний кризис в вопросе своей роли. Это выливается в подростковый бунт, отрицание и сложное социальное поведение. Для успешного прохождения данного кризиса родителям важно вводить четкие условия прав и обязанностей для подростка начиная с 8-10 лет. У ребенка должны формироваться четкие границы переходов, и понимание, где заканчивается попечительство и начинается ответственность и привилегии свободы. 

На период полового созревания приходится самый активный рост тела. У девочек он начинается с 10-11 лет, а мальчиков позже — после 14-ти. На этот процесс воздействует гормон соматотропин, который вызывает деление клеток в организме, за счет чего он увеличивается в размерах. На то, какого роста будет человек, влияет, в основном, генетика. Активный рост завершается в возрасте 16-18 лет у женского пола и до 18-ти — у мужского.

Внешность — не главный показатель пубертата. Важнее психологический аспект. Поэтому следует постоянно разговаривать с ребенком, чтобы он не допустил ошибок в этот переходный момент.

Психологические признаки пубертатного периода  можно назвать:

У мальчиков Психологическая составляющая в разы сильнее и ярче, чем может показаться. Какие перемены в характере юношей возникают с наступлением пубертатного периода? Вот основные проявления: замкнутость; агрессивность; неуверенность в себе; озлобленность; вспыльчивость.

У девочек Нельзя сказать, что только мальчики меняются по характеру в этот переходный период. Избыток гормонов сказывается и на поведении девочек. Только в эти годы они становятся далеко не самыми милыми и прекрасными! Гормональный сбой оказывает колоссальное влияние на поведение. Они склонны к колебаниям в эмоциональной сфере. Сейчас девочка смеется, а через несколько минут — безудержно плачет.

Пубертатный период — сложное в эмоциональном плане время как для самих подростков, так и для родителей. Обычно все проблемы связаны с тем, что мамы и папы оказываются неготовыми к переменам во внешности и характере своих чад. Ситуация усугубляется тем, что вчерашние милые крохи могут вести себя крайне противоречиво. Для них крайне важно мнение посторонних людей. Многие мальчики и девочки стремятся быть максимально модными или просто непохожими на окружающих. Поэтому на их теле появляются пирсинг, татуировки и т.д. Многие подростки экспериментируют с радикальными прическами и нестандартным окрашиванием. Меняются вкусы в одежде. Особенно остро подростки реагируют на отзывы людей касаемо своей внешности. Вся критика (даже в самой мягкой и доброжелательной форме) воспринимается в штыки. Также проявляются: постоянные перепады настроения; самонадеянность; легкомысленность; максимальное стремление к свободе; резкие суждения окружающих. Неудивительно, что во многих семьях назревают проблемы, которые часто вытекают в скандалы.
Психологи рекомендуют родителям подростков подготовиться морально к таким сложностям в становлении новой личности. Учитывайте, что к 14-15 годам эмоциональная нестабильность уйдет полностью. Конечно, крайне сложно сдержать собственные эмоции и погасить личные амбиции, то нужно запастись терпением. Не стоит остро реагировать на выходки подростка.

Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.

Ведущей деятельностью для ребят становится общение. Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы. Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.   В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера: •   жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди - гады!»;

•   жестокий,   сильный,   циничный   (   утверждался   на   бессердечном   использовании человеческих слабостей: «люди - мусор», «на дураках воду возят»);

•   слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);

•   слабый,   потерявший достоинство  («шестёрка»).   Вынужден  искать  покровителя  и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.

В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:

1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.

2.  Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета - послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.

 СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:

1. Любовь долготерпива. Как часто мы говорим: «Сколько же можно терпеть дурной характер моего ребёнка?» Ответ: «Беспредельно».

2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.

3.  Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку. Бог подарил вам такого ребёнка, принимаете этот дар с благодарностью.

4.  Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет. Часто на ваши напоминаниях о своих вложениях в ребёнка дети отвечают: «А кто тебя просил?»

5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.
6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия и чванства.!
7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.

8. Не раздражайтесь. Не снимайте своё раздражение на ребёнке. Когда мы выходим из себя, то теряем контроль над собой и теряем всё. Раздражительность - самый страшный враг семейного воспитания.

9. Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает. Развитие - драма, и наша задача не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.

Использованы материалы:

(https://ria.ru/20210119/pubertat-1593744376.html)

 (https://vsezdorovo.com/2019/10/pubertatnyj-period/)

(https://proza.ru/2013/01/05/1093)