Применение дистанционного образования на начальном этапе изучения английского языка.»
Введение
Значение иностранного языка в наши дни трудно преувеличить. Иностранный язык, как и родной язык, выполняет две важные функции в жизни человека и общества: общения и познания. Однако различие состоит в том, что иностранный язык служит средством не только межличностного, но и межнационального, межгосударственного, международного общения.
Кроме того, с помощью иностранного языка происходит познание того, что познать на родном языке адекватно и своевременно нельзя; он также позволяет занимать более высокую ступеньку в обществе и общаться с интересными людьми.
Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад и в культуру умственного труда учащихся за счёт развития таких специфических учебных умений, как умение пользоваться двуязычными лингвистическими словарями, грамматическими справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий.
Компьютерные технологии позволяют качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
В настоящее время компьютерные технологии и Интернет развиваются быстрыми темпами, а вместе с ними развиваются и способы обучения. Одним из способов обучения с применением информационных технологий является дистанционное обучение. Благодаря развитию современных методов общения и обмена данными, развития современных информационных технологий становится возможным создавать и применять в обучении новые способы, а именно электронные веб-ресурсы, хрестоматии, тесты, глоссарии, опросы, wiki, видеоконференции, чаты и т.д. Одной из возможностей использования таких методов и технологий является свободно-распространяемая обучающая среда Moodle – представляющая собой систему управления содержимым учебного сайта, специально разработанный для создания и управления курсами. Система Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – это система управления обучением, предназначенная для организации взаимодействия между преподавателем и учениками дистанционных курсов и поддержки очного обучения. Для общения учащихся и преподавателей в среде Moodle предусмотрены такие элементы как форум и чат. Эти интерактивные средства коммуникации могут использоваться для проведения дискуссий.
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
методов, зависимых от технической среды обмена информацией.).
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Дистанционное обучение - это модернизированное заочное обучение, плюс общение с преподавателем через Интернет. В процессе обучения ученик получает учебные материалы и задания на свой компьютер, выполняет тесты и контрольные работы и отправляет их преподавателю.
Мною был разработан дистанционный курс с использованием информационных ресурсов и интерактивных элементов для учащихся начальных классов.
Преимущества для обучающихся – это возможность работы:
- в удобное время
- с разным темпом работы
- с материалом, ориентированным на уровень подготовки ученика
Преимущества для педагога – это:
- учет уровня подготовки обучающихся,
- проверка работ в удобное время
- оперативная корректировка и обновление материалов,
- достичь более высокого уровня знаний через взаимодействие учащихся
- Информационные ресурсы для формирования знаний
Информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационное обеспечение современного образовательного пространства должно находиться на таком уровне, какой бы позволял педагогу решать все стоящие перед ним учебно-воспитательные задачи быстро и эффективно. Информационные технологии позволяют найти решение (или набор решений) для той или иной педагогической ситуации. Новые информационные технологии в образовании в целом и в обучении иностранного языка (английского), в том числе, могут быть применены преподавателем практически на всех этапах учебного процесса, в частности: при подготовке теоретического материала; при создании информационно-методического обеспечения по дисциплине; при разработке демонстрационных материалов для занятия; при проверке знаний обучаемых; для сбора и анализа статистики успеваемости. Данный перечень может видоизменяться и расширяться педагогом в соответствии со спецификой педагогической деятельности.
Новые информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, такие, как проектная методика, использование информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.
В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач:
• формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
• совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
• совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;
• знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.
Мы рассмотрим следующие варианты использования информационных ресурсов в мною разработанном дистанционном курсе:
- урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии) и ученики для защиты проектов;
- урок проходит с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
- урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе, его задачи: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем, одновременно постигать возможности различных компьютерных программ;
- самостоятельное дистанционное изучение с помощью специальных обучающих систем: традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами (50% учебного времени) и консультациями. (Приложение 2)
- Интерактивные элементы для формирования умений
Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяют интерактивные методы и средства обучения. Уроки с применением интерактивных объектов принято называть интерактивными. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Интерактивность в образовательном процессе позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
- облегчить и ускорить процесс подачи нового учебного материала;
- обеспечить максимальную вовлеченность обучаемых в процесс обучения;
- развитие интеллектуальных, общеучебных и творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
- активизировать мышление, внимание, зрительную память, наблюдательность др.
- оптимальное решение этих задач обеспечивает кардинальное повышение эффективности образовательного процесса.
Учебный процесс - строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, что способствует обогащение личного опыта школьника. Учитель вооружает учащихся пониманием своей активной роли на уроке, выявляет их индивидуальные особенности и реальные возможности.
Интерактивные методы и объекты помогают стимулированию познавательной деятельности, самостоятельности учеников; организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой и учителем. Включение учащихся в познавательную деятельность, сотрудничество учителя и учащихся, раскрытие значимости знаний помогают достигать стабильных высоких результатов.
Учащиеся сами активно участвуют в процессе обучения, являются его центром, в результате чего изучаемый объект или явление запоминаются с более глубоким пониманием их сути.
Современный уровень развития компьютерных технологий позволяет сделать урок не только интересным и информационно насыщенным, но и дает возможность формировать у школьников универсальные умения и компетенции.
Рассмотрим более подробно некоторые интерактивные объекты и дидактические особенности их применения в моем дистанционном курсе: (Приложение 3)
1. Интерактивные рисунки – упрощенный вариант интерактивных моделей. Их можно развернуть во весь экран, что дает возможность их хорошо рассмотреть. Использование нескольких масштабов одного рисунка позволяет сформировать у школьников целостное восприятия изучаемого объекта, помогает понять соотношение его составных частей. Для некоторых рисунков реализована возможность проигрывания анимации. Используя их, можно наглядно изучить, строение и различные процессы в динамике.
2. Раскрывающиеся интерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, что позволяет сосредоточить внимания школьников на определенном этапе изучаемого материала. Эти схемы очень эффективны при объяснении учителя в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом, при самостоятельной работе учащихся с учебником, для структурирования изучаемого материала. Фотографии и рисунки к таким схемам усиливают наглядность и восприятие изучаемого материала.
3. Интерактивные таблицы используются в качестве справочного или иллюстративного материала для сопровождения объяснения учителя или выступлений учащихся с сообщениями.
4. Интерактивные задания (тренажеры) используют для закрепления пройденного учебного материала и снабжены автоматической проверкой. В основном это задания с перетаскиванием объектов с помощью мыши или выбором правильных ответов 1,2,3. В конце выставляется оценка за задание и указывается количество верных и неверных заданий. Причем есть возможность выполнить эти задания не один раз. Интерактивные задания и модели стимулируют интерес к учебному процессу.
5. Интерактивные карты эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Изображение — это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух.
Заключение
Теоретический анализ учебно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, дистанционное образование оказывают большую помощь при изучении иностранного языка.
Это связано в основном с тем, что при использовании информационных и интерактивных ресурсов и элементов как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.
Дистанционное образование отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков.
Образование доступно всем слоям населения без ограничения по состоянию здоровья. Вы сами устанавливаете график занятий, темп обучения.
Дистанционное обучение доступно из любой точки мира - достаточно только иметь компьютер и доступ в Интернет;
Для дистанционного обучения предоставляются самые полные и новейшие материалы.
Дистанционное обучение - это модернизированное заочное обучение, плюс общение с преподавателем через Интернет. В процессе обучения ученик получает учебные материалы и задания на свой компьютер, выполняет тесты и контрольные работы и отправляет их преподавателю. (Приложение 4)
Дистанционное обучение перспективно - доля дистанционных технологий в образовании растет год от года!
Список использованной литературы
- Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философияобразования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.
- Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе № 3.– 2010.– 20с.
- Володина М.И. и др. Лексический тренинг: Учебное пособие – М.: Иностранный язык, 2002.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Давыдова И.П., «Что такое СДО Moodle»
- Инструкция по работе в учебной среде Moodle
- Кравченко Г.В., Волженина Н.В., «Работа в системе Moodle: руководство пользователя»;
- Николайко Е.З. Использование ИКТ на уроках английского языка festval.1september.ru/articles/507487
- Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96.
- Основы методики преподавания иностранных языков.//Под ред. В.А. Бухбиндера, И.В. Штрауса. – Киев: Вища школа, 1986.
- Очерки методики обучения чтения на иностранном языке./ Под ред. И.М.Бермана, В.А. Бухбиндера. – Киев,1977.
- Павлова, Е.А. Возможности видео и методика работы с видеофильмом на уроке иностранного языка / Е.А. Павлова // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/608967/
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение,1991.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. – М. -2010. – С25
- Чошанов М. А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии. - 2011. - N 4. - С. 81-88.
- Мне нравится (2)