Активные формы и методы воспитательной работы в начальной школе

Бова Елена Андреевна

Меня зовут Елена Андреевна, я учитель начальных классов и воспитатель ГПД. Сейчас у меня первый класс, поэтому для меня важна тема организации обучающихся, активные формы и методы обучения и воспитания. В первом классе самые важные задачи - организация обучения, коррекция поведения, социализация учащихся. Поэтому нужно особенно тщательно и грамотно планировать свою работу.

Говоря об активных методах работы, мы должны понимать, что АКТИВНЫЕ – не равно «подвижные». Двигательная активность, конечно, хорошо, она нужна, но активно участвовать в занятии, например, можно и сидя на стуле. В словаре Ожегова одно из толкований слова АКТИВНЫЙ - «Действенный, удовлетворяющий насущным требованиям современности».

Роль воспитателя ГПД для детей значительна. Именно он имеет возможность влиять на ребенка, т.к. взаимодействие педагога с учеником происходит в более свободной обстановке, чем урок.

Я понимаю воспитательную работу как влияние на ребенка в ходе общения, взаимодействия с ним воспитателя в процессе специально организованной деятельности по заранее разработанному плану. Направления работы воспитателя согласуются с программой воспитания школы.

На что же стоит обратить внимание во второй половине дня при подборе форм воспитательной работы с детьми?

В первую очередь надо помнить о том, что ребенок устал, устал сидеть, думать, поэтому надо уделить внимание подвижности. Детям хочется двигаться, говорить, обсуждать, общаться. Им надо дать эту возможность. Подобрать формы работы надо такие, чтобы они максимально соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Следует учитывать, что ведущим видом деятельности у детей 1-2 класса является игра, и дети в большинстве своем двигательно расторможены. Нужно чередовать разные виды деятельности – интеллектуальную, воспитательную, двигательную, игровую для достижения наилучшего результата.

Основной распорядок дня регулируется СанПиНом. В первом классе появляется дополнительное время на организацию детской деятельности за счет отсутствия самоподготовки (домашних заданий). Это время как раз можно использовать для различных мероприятий. Пусть оно будет небольшое, но будет иметь воспитательный аспект.

Методы воспитания функционально зависимы от деятельности школьников. А деятельность школьников организуется в рамках двух направлений – коллективного и индивидуального.  В рамках данных направлений методы воспитания подразделяются на две функциональные группы:

1. Методы, направленные на воспитание коллективной жизни детей, включающие единые педагогические требования, методы и формы самоуправления совместной деятельностью, традиции, игры, а также перспективы.

2. Методы индивидуального воздействия, а именно: требования, разъяснения, примеры, а также поощрение и наказание.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе.

Активными формами можно назвать массовые (праздники, утренники, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки и др.); и       групповые (кружки, классные часы, экскурсии, игры-путешествия, круглые столы, беседы, упражнения в поступках и др.), так как задействованы в участии все учащиеся, а также индивидуальные, включающие в себя беседы, консультации, индивидуальные занятия и др.

Групповые в основном проводятся в рамках одного класса, в массовых же задействовано, как правило, несколько классов. Такие формы несут в себе больше мотивации к правильному взаимодействию ребят.

Особо привлекательными для детей являются этические игры. Известно, что игра как эмоциональный стимул имеет неоценимое значение в нравственном воспитании младших школьников. Она обогащает воспитательный процесс, повышает активность учащихся, побуждает их к совершению моральных поступков. Участвуя в этической игре, ребенок интенсивнее овладевает правилами и нормами поведения в обществе, приобретает умения и навыки позитивных взаимоотношений с людьми, совершенствует свои моральные качества.

Конкретные методы и формы приведены в таблице, которая представлена ниже. Из нее видно, что методы и формы взаимосвязаны, и они развивают различные сферы личности, задействованы в разных гранях воспитательного процесса.

Напоследок хочется отметить, что приведенные методы и формы можно и нужно использовать не только в рамках специально проводимых занятий, но и в бытовых ситуациях, в разговоре, в коллективном и индивидуальном общении с детьми.

 

 

Классификация методов воспитания

Сферы личности

Методы воспитания

Формы и приемы

Интеллектуальность

Убеждение и самоубеждение

Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация

Эмоциональность

Внушение

Этическая беседа, Рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой.

Речевые: слово, интонация, пауза.

Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ

Волевая

Требование

Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж

Упражнение

Проблемное задание, поручение

Мотивационная

Стимулирование

Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда.

Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание.

Соревнование

Мотивация

Совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация. Анализ, настрой

Саморегуляционная

Коррекция поведения

Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль,  самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра

Анализ деятельности и общения

Коллективно-творческое дело, коллективный анализ, рефлексия, презентация

Предметно-

практическая

Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора)

Дежурство, поручение, самостоятельная работа- творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра

Экзистенциальная

Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее)

Рефлексия, дискуссия