Моя профессия - учитель-логопед
Учитель-логопед – прекрасная профессия, которой я горжусь. С одной стороны – это ежедневный кропотливый труд, с другой стороны - радость от результатов этого труда. Счастье понимать, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.
У каждого человека свой путь. О своем выборе, профессии учителя-логопеда, не пожалела ни разу на протяжении более 11 лет. Все эти годы, я учитель-логопед школы.
Моё призвание как учителя-логопеда – донести свой голос до каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями, научить его слышать, говорить, общаться, грамотно писать и читать, а еще верить в сказку! А это значит – помочь стать ему счастливым человеком!
Мне нравится работать с детьми, имеющими логопедические нарушения, потому что каждый ребенок для меня по-своему красив, по-особенному талантлив и смышлен. Ищу, пробую, экспериментирую, хочу, чтобы каждый урок отличался от предыдущего, чтобы процесс учения переживался не как принуждение, а как увлекательное занятие, победное движение от незнания к знанию. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу доброжелательные благодарные слова родителей, красивую и грамотную устную и письменную речь своих выпускников, осознавая, что являюсь одним из звеньев цепочки, ведущей к этому результату.
Речь помогает ребёнку овладеть собой, уверенно чувствовать себя в любой ситуации, контролировать свои поступки. А связность произносимых слов, полнота грамматического высказывания являются главным условием успешности не только в обучении, но и в социальной адаптации.
Никогда не жалею сил и времени на то, чтобы ребенок окунулся в атмосферу доброты, доверия, доброжелательности, чтобы ушел с занятия с запасом хорошего настроения и желанием прийти вновь. Поэтому стараюсь, чтобы каждое моё общение с детьми было для них маленьким островком радости, продумываю все моменты творчества, чтобы всегда видеть огонек в детских глазах. Очень непросто найти подход к ребенку, имеющему речевые нарушения, разглядеть в каждом ту изюминку, которая отличает его от других, думаю, что все-таки мне это удается. Стараюсь видеть в ребенке самого ребенка, а не его дефект, стараюсь увидеть мир его глазами.
Каким должен быть современный педагог, а точнее, современный учитель-логопед? Могу ответить уверенно – это интеллектуальный и разносторонне развитый человек. Это педагог, который, работая с детьми и, исправляя их речевые недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни.
Учитель-логопед – это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Есть ли позитив в работе логопеда? Да сколько угодно! Это постоянное общение с детьми, которые не устают удивлять, поражать своим восприятием мира ежедневно и ежечасно. Это радость достижения результата. Это вечная молодость – учителю некогда состариться, это постоянное развитие – кто остановился, тот отстал, это масса вариантов для творчества – от написания конспектов для занятий до научных работ. Это профессия, где неизбежно постоянное радостное общение, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься.
Важным моментом в моей работе является установление положительного эмоционального контакта с самых первых дней общения с учеником. Знания, полученные вместе с положительными эмоциями, остаются в нашей памяти на всю жизнь. Мои ученики ежедневно возвращают меня в беззаботный мир детства своим умением быть искренними и наивными, верить в чудеса и волшебство. Я в свою очередь учу их красивой и правильной устной и письменной речи. Чёткость звукопроизношения, умение вести диалог, красноречиво выражать свои мысли как в монологе, так и на письме станет большим подспорьем в будущем, а возможно значительно повлияет на успех в профессиональной сфере. На своих занятиях я учу детей выдержке и терпению, объясняя, что не всё получается сразу. Каждый день по крупинкам мы формируем новые умения и навыки.
Большое внимание я уделяю работе с родителями. Объясняю им, что они самые главные помощники для своих детей в этом сложном и неизведанном мире. Только родительское внимание, терпение, поддержка, заинтересованность в детских успехах является важнейшим мотивационным компонентом в логопедической работе. Совместная работа учителя-логопеда и родителей делает ребёнка более трудолюбивым, целеустремлённым, уверенным в своих силах, а в дальнейшем, окрылённым своими достижениями, стимулирует на покорение новых высот. Поэтому в свою работу я обязательно включаю родительские собрания, консультации и мастер-классы.
Горы перечитанной литературы, открытые занятия, советы коллег, курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения, воплощение новых идей, приемов – все это работает на эффективность коррекционной работы, на приобретение бесценного опыта, на развитие ребенка. Любой самый маленький момент урока должен способствовать развитию тех или иных психических функций. Опыт работы показывает, в последние годы увеличилось количество детей с речевой патологией, отягощённой неврологической симптоматикой. В связи с этим в свою работу я активно включаю различные здоровьесберегающие технологии: логопедический массаж и самомассаж, артикуляционную, дыхательную, пальчиковую, зрительную гимнастики, физкультминутки, кинезиологические упражнения, релаксационные упражнения и многое другое. Они не только помогают сохранить здоровье школьников, но и позволяют нормализовать различные процессы в организме, воздействуя на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствуют преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств, что положительно сказывается на сокращении срока коррекции нарушений устной и письменной речи. Все это я могу реализовать в своей работе благодаря условиям, созданным в нашей школе.
Создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу, все это есть в моем логопедическом кабинете. Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от творческой активности и инициативы. Я постоянно занимаюсь самообразованием.
Я думаю, что учитель-логопед – это педагог, в котором сочетаются артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог…
Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще у логопеда в распоряжении есть улыбка. Каждое утро я начинаю с главного артикуляционного упражнения «Улыбка»: улыбнись себе, улыбнись другим, и мир улыбнётся тебе.
Искренне считаю свою профессию благородной. И если я помогу, хотя бы одному ребенку - жизнь прожита не зря и это, наверное, и есть - маленькое счастье…