Конкурсные материалы "Самый классный классный -2021"
Конкурсные материалы "Самый классный классный -2021"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_razvitiya_rebenka.docx | 118.16 КБ |
programma_raboty_klasnogo_rukovoditelya.doc | 183.5 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie.zip | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Среднекибечская средняя общеобразовательная школа»
Канашского района Чувашской Республики
Программа
индивидуального развития ученика
МБОУ «Среднекибечская СОШ»
Георгиева Егора
Составила:
учитель начальных классов
Андреева Жанна Ниловна
д.Челкумаги
Программа индивидуального развития ребенка
Стану я звездой С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности. Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка. Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую. В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности. В основе программы индивидуального развития ребенка лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Свою работу ориентировала на следующие направления: Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей). Данная программа признана помочь повышению активности и самооценки Георгиева Егора для реализации своего творческого потенциала. Срок реализации программы – 4 года Актуальность программы: Личность ребёнка является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. Быть личностью, значит иметь активную жизненную позицию, стремиться к самосовершенствованию. Помочь в становлении личности должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Им необходимо обеспечить возрастное развитие учащегося, развитие его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и стремлений. Цель: развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, создавая условия для самоопределения и самореализации. Педагогические задачи: воспитывать и развивать свободную личность, готовую к творчеству; создавать благоприятные условия для саморазвития и самореализации личности; поощрять инициативу и развивать способности в самых различных видах деятельности; отслеживать достижения в развитии ребёнка.
Способы взаимодействия специалистов: Классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, школьный библиотекарь, медсестра школы, директор, содружество учащихся, родителей, педагогов и организаторов дополнительного образования. Условия реализации: Важнейшим условием реализации программы индивидуального развития ребёнка является наличие класса, кабинета, библиотеки, спортивного зала, хореографического кабинета. Ожидаемые результаты: Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе. Основными принципами работы программы являются:
Основные методы работы по реализации программы:
Работа проводится в четыре этапа в течение 4 лет: 1 этап - подготовительный этап 2 этап - диагностический этап 3 этап - развивающий этап 4 этап - обобщающий этап |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ
Дата рождения: 10.04.2011
Место жительства: ЧР, Канашский р-н, д. Тюлькой, ул. Садовая, д.2
Родители: отец – Георгиев Владимир Николаевна, строитель
мать - Георгиева Ирина Васильевна,
Другие члены семьи: Сестры – Софья, ученица 11 класса, Анита, ученица 7 класса МБОУ «Среднекибечская СОШ».
Состояние здоровья ученика: основная группа.
Материальные и жилищно-бытовые условия: собственный дом.
Характер взаимоотношений родителей с учеником: гармоничный, компромиссный, забота, дружба, доверие.
В играх, в общественном труде, в учебе – стеснителен, не является лидером.
Проявляет положительные качества и формы поведения: уважение к старшим, доброта, трудолюбие.
Занимается исследовательской работой, имеет призовые места в школе, в районе.
Общественное поручение: учебный сектор, выполняет хорошо.
Имеет близких друзей – конкретного друга нет, в доверительных отношениях с Ивановым Никитой.
Отношение к учебе заинтересованное.
Успеваемость в 3 классе повысилась по сравнению с предыдущими.
Уровень внимания: высокий.
Уровень развития мышления: высокий.
Общее умственное развитие: высокий.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап – организационно-подготовительный
(сентябрь, 2018 – декабрь, 2019).
Цель: выявление особенностей развития и самооценки ребёнка.
На данном этапе необходимо выявить тип темперамента Кости, уровень и характер реакции на раздражитель, связанный со школой, мнения других учителей, которые работают с классом, взаимоотношения в семье и со сверстниками.
Для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
- наблюдение;
- анкетирование самого ребенка, его родителей;
- собеседование;
- изучение документации (характеристики, личного дела, медицинской карты и т.д.).
Мероприятие | Сроки |
Ознакомление с медицинской картой ребенка. | Сентябрь, 2018 г. |
Оформление личного дела учащегося. | Сентябрь, 2018г. |
Беседа с родителями. | Сентябрь, 2018 г. |
Посещение ребёнка на дому. Знакомство. Собеседование. | Октябрь, 2018 г. |
Комплексная проверка здоровья ребёнка. | Ноябрь, 2018 г. |
Наблюдение «Адаптация ребенка к школе» на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий. | Сентябрь – декабрь, 2018г. |
Поручения в классе. | Октябрь, 2018 г. |
Коррекционная работа. | Сентябрь – декабрь, 2019г. |
Ожидаемый результат: полное представление о личности ребёнка.
Индивидуальные особенности личности ребёнка
Состояние здоровья | Заболеваний нет. |
Состав семьи | Семья полная: мать, отец, брат, сестренка. Отношения в семье доброжелательные. |
Учебно-познавательные возможности | Высокий уровень развития. |
Отношение к учебной деятельности | Положительное, но нуждается в поддержке учителя и родителей. |
Направленность личности | Способности к математике, русскому языку, окружающему миру. |
Тревожность | Присутствие тревожности, неуверенности. |
Волевые качества | Самостоятельный, ответственный. |
Темперамент | Спокойный, доброжелательный. |
Внимание | Высокое, устойчивое. Утомляемость к концу уроков. |
Память | Хорошая. |
Мышление | Высокий уровень развития мышления. |
Речь | В норме. Дефектов речи нет. |
Воображение и творчество | Богатое воображение. Творческая личность. |
Положение в коллективе | Пользуется авторитетом среди одноклассников, ровесников. |
Трудовая активность | Трудолюбив. |
Поведение в школе | Соблюдает правила поведения в школе, воспитанный. |
Отношение к окружающим | Толерантен, способен сопереживать, оказывать помощь близким, друзьям. |
Результаты диагностического обследования в период адаптации к школе
логическое мышление | аналогия | абстрактное мышление | скорость перераб. информа-ции | внима- тельность | зрительно- моторная координа-ция | уровень развития |
хорошее | хорошая | высокое | высокая | хорошая | норма | высокий |
Вывод: развитие познавательных процессов соответствуют норме, Егор способен быстро усваивать учебный материал, адекватно оценивать свои действия и поступки. Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельности, доброжелателен. В отношениях с близкими людьми проявляет чувство сопереживания, склонен к доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп, но способен быстро принимать решения.
II этап - диагностический этап (январь, 2019 – май, 2020).
Цель: углубленное психолого–педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
- исследование уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса;
- диагностика познавательной деятельности ребенка;
- исследование личностных особенностей младшего школьника (многофакторный
- личностный опросник, разработанные Р.Б.Кеттеллом и Р.В.Коаном);
- диагностика психологического здоровья;
- уровень воспитанности.
- Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с социальным педагогом школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, т.к. дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Мероприятия | Сроки |
Диагностика:
| Январь, 2019 г. Февраль 2019 г. |
Посещение ученика на дому. Анкетирование родителей. | Февраль 2019 г. |
Диагностика уровня развития личности ребёнка. | Март - апрель, 2020 г. |
Коррекционная работа. | Март - апрель, 2020 г |
Итоги диагностики. | Май, 2020г. |
Результат
- информирование родителей о выявленных особенностях ребёнка;
- составление диаграмм, схем и графиков, отражающих личностное развитие ребёнка.
Результаты исследования личностных особенностей Георгиева Егора
Фактор А | Аффектотимия | Доброта, сердечность | |
Фактор В | Высокий интеллект | Умный | |
Фактор С | Сила»Я» | Эмоциональная неустойчивость | |
Фактор Е | Конформность | Покорность, зависимость. | |
Фактор F | Десургенсия | Озабоченность | |
Фактор G | Cила»Сверх-Я» | Высокая совестливость | |
Фактор Н | Тректия | Робость | |
Фактор I | Премсия | Мягкость, нежность | |
Фактор О | Гипотемия | Склонность к чувству вины | |
10 | Фактор Q | Фрустрированность | Напряжённость |
11 | Фактор Q | Контроль желаний | Высокий самоконтроль поведения |
Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Над вопросами долго не задумываться.
При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Это проявление тревожности. Более 50% несовпадений – повышенная тревожность. Более 75% несовпадений – высокая тревожность.
Результаты
- Общая тревожность в школе.
- Переживание социального стресса.
- Фрустрация потребности в достижении успеха.
- Страх самовыражения.
- Страх ситуации проверки знаний.
- Страх несоответствия ожиданиям окружающих.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
III этап - коррекционно-развивающий (сентябрь, 2020 г. - март, 2021 г.)
Цель: реализация индивидуальной программы развития ребёнка на основе психодиагностических данных.
На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя, психолога, родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение ученика во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Ученик, самостоятельно ставя перед собой цели, становится объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальной программы развития ребенка, включает в себя:
- планирование воспитательных традиционных мероприятий;
- составление и заполнение индивидуального плана;
- планирование деятельности ребенка в процессе подготовки и проведения мероприятий;
- фиксация уровня участия ребенка;
- составление и заполнение «Карты успешности ученика».
Результаты своей успешной деятельности ребенок фиксирует в личном портфолио, куда он помещает грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности.
По итогам четверти и года (4 раза в год) проводится анализ успешности ребенка и составляется рейтинг, где он видит свой фактический результат.
Ожидаемые результаты
- повышение активности ребёнка в жизнедеятельности класса и школы;
- участие в школьных, районных, республиканских, всероссийских мероприятиях и конкурсах;
- проявление инициативы в организации внеклассной работы;
- формирование уверенности в себе путём вовлечении ребёнка в различные сферы деятельности.
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2022 г)
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках реализации программы его индивидуального развития.
Мероприятия | Сроки |
Отслеживание достижений в развитии ребёнка. Сравнительный анализ. | Апрель, 2022 г. |
Самопрезентация ребёнка «Мои достижения и результаты». Защита портфолио. | Апрель, 2022 г. |
Ожидаемый результат:
- анализ полученных достижений, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;
- составление графиков динамики развития личности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Среднекибечская средняя общеобразовательная школа»
Канашского района Чувашской Республики
СОГЛАСОВАНО Зам.дир. по УВР __________/Васильева С.А./ «___»________2018г. | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор МБОУ «Среднекибечская СОШ» __________/Федоров М.Я./ «__»________2018г. |
Программа
развития классного коллектива
«НАШ КЛАСС – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Срок реализации программы: 2018-2020гг
Автор-составитель:
Андреева Жанна Ниловна
учитель начальных классов
д.Челкумаги -2018г.
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Концепция программы
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Я долго шла к написанию данной программы, так как за плечами немалый опыт классного руководства, и каждый раз я сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”.
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: толерантность, доброту и т. д.
Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
- совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества;
- привлечение родительской общественности к участию в воспитательной работе класса и школы;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на уровне города, округа, России;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- наглядно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления.
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
- тренинги, занятия;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
- встречи с интересными людьми, игры по интересам;
Принципы построения воспитательной работы.
- Принцип открытости.
- Принцип привлекательности будущего дела.
- Принцип деятельности.
- Принцип свободы участия.
- Принцип обратной связи.
- Принцип сотворчества.
- Принцип успешности.
Приоритетные направления работы
- интеллектуально-познавательная деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- духовно-нравственная деятельность;
- творческо-эстетическая деятельность;
- гражданско-патриотическая деятельность;
- работа с семьёй.
Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами
- администрация школы;
- педагоги дополнительного образования;
- организатор воспитательной работы в школе;
- социальный педагог;
- библиотекарь;
- учителя – предметники;
- школьный фельдшер
Содержание программы
Первое направление: интеллектуально-познавательная деятельность
Мудр не тот, кто много знает,
А чьи знания полезны.
Эсхил
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;
Виды деятельности:
Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:
развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.
Второе направление: спортивно-оздоровительная деятельность
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
Формирование здорового образа жизни школьника;
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Виды деятельности:
сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями деревень с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую работу с учащимися;
формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания:
совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
Третье направление: духовно-нравственная деятельность
Высшая мудрость – различать добро и зло.
Сократ
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Виды деятельности:
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Содержание нравственного воспитания:
моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;
формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.
Четвертое направление: творческо-эстетическая деятельность
Душа человека — величайшее чудо мира.
Данте Алигьери
Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Виды деятельности:
Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
Изучение и способностей к общению каждого ученика;
Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
Художественное воспитание;
Воспитание творческих потребностей и способностей.
Содержание эстетического воспитания:
развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объели” природы;
индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
формирование механизма эстетического самообразования;
формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала;
Пятое направление: гражданско-патриотическая деятельность
Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
Радищев А. Н.
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности:
изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание гражданско-патриотического воспитания:
освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями;
Шестое направление: работа с семьёй
Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.
Демокрит
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.
Виды деятельности в направлении “Семья”:
сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы семейного воспитания:
совместная творческая деятельность учащихся и их родителей;
консультирование и решение проблем семейного воспитания детей младшего школьного возраста;
родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
работа со школьным социальным педагогом, медсестрой для решения насущных вопросов и проблем.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
- добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
- систематичность в организации;
- личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
- создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту;
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
- предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
- педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
- педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
- педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
- педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
- в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
- деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
- участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности.
Содержание программы «Наш класс – дружная семья»
по годам обучения в начальной школе.
Взаимодействие классного руководителя с учащимися
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ | |
1 класс "Мой дом - моя крепость" Цель работы – формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива. Основные задачи развития: овладение базовыми школьными знаниями и умениями; формирование умения учиться в средней школе; развитие учебной мотивации, формирование интересов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития. | ||||
"Спорт и здоровье" | - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. | "Азбука Здоровья" "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" "Панорама развивающих курсов" "Зимние забавы" | конкурс рисунков беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный праздник на природе | |
"Труд и порядок" | - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | "Любимая школа - чистая школа" "Содержи в порядке книжки и тетрадки" "Как трудится моя семья" | экскурсия беседа выставка рисунков | |
"Патриот" | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | "Ветеран живёт рядом" "Достопримечательности нашего города" "Символика родного края" | изготовление поздравительной открытки фотовыставка беседа | |
"Наука и образование" | - формировать любознательность, интерес к знаниям. | "Мои любимые уроки" "Мы уже писать умеем" "Кто лучше считает?" "Клуб Почемучек" | викторина - игра поздравительная открытка математический ринг поисковая деятельность | |
"Досуг" | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | "День рожденья только раз в году!" "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" | праздник концерт для мам и бабушек | |
"Мир прекрасного" | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | "Помоги братьям меньшим" "Птицам нужна помощь" "Алло, мы ищем таланты!" "Картинная галерея" | акция " Помощь зоопарку" изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" час творчества путешествие в мир творчества | |
2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?" Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала. Основные задачи развития: формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания; формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов; формирование интереса к другому человеку как к личности; развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа; | ||||
"Спорт и здоровье" | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | "Полезные привычки" "Осенний кросс" "Весёлые старты" "Береги здоровье смолоду" | викторина соревнование в параллели классов спортивный праздник конкурс семейных плакатов | |
"Труд и порядок" | - приобщать к общественно - полезной деятельности | "Книжкина больница" "Данила - мастер" Операция "Чистюлька" | операция выставка - конкурс трудовой десант | |
"Патриот" | - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; - знакомить с общественно - политической жизнью страны. | "Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану" "Символика России" | обзорная экскурсия благотворительная ярмарка поисковая работа | |
"Наука и образование" | - расширять кругозор; - воспитывать культуру умственного труда. | Праздник первой отметки Лингвистический кросс Математический кросс "Что? Где? Когда?" | утренник интеллектуальный конкурс викторина | |
"Досуг" | - создавать условия для проявления творческой индивидуальности; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | "Кто что любит и умеет делать" "А, ну-ка, мальчики" "В стране Мультфильмии" "О бабушках и дедушках" | Конкурс - викторина игра - соревнование на открытом воздухе игра - путешествие устный журнал | |
"Мир прекрасного" | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | "Ярмарка чудес" "Тропинка школьная моя" "Мы крутим глобус" | творческий конкурс создание классного альбома стендовый доклад | |
3 класс "Мир человеческих чувств" Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу. Основные задачи развития: развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки: развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям: | ||||
"Спорт и здоровье" | - формировать способности управлять своим здоровьем. | "Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" "Мои спортивные успехи и достижения" | театрализация круглый стол | |
"Труд и порядок" | - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | "Кто работы не боится, у того она и спорится" "Мои поручения в классе и дома" | субботник конкурс отчёт | |
"Патриот" | - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. | "С чего начинается Родина?" "Дети - герои" "Имею право. Мои права" | дискуссия групповая поисковая деятельность игра | |
"Наука и образование" | - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | Олимпиада по русскому языку Математическая олимпиада Литературная викторина "Я - исследователь" | интеллектуальный конкурс конкурс исследовательских работ | |
"Досуг" | - формировать желание проявлять творческую инициативу. | "Сотвори солнце в себе" "Рыцарский турнир" Операция "Новый год" праздник "Масленица" Проводы зимы | акция добра праздник изготовление игрушек на городские ёлки | |
"Мир прекрасного" | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности. | "Самым любимым и родным" "Прекрасное в моей жизни" "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" | конкурс стихов коллаж учебная игра практическая игра акция | |
4 класс "Жизнь дана на добрые дела" Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности; Основные задачи развития: формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии; развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их; развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; развитие воображения; развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения; формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека; | ||||
"Спорт и здоровье" | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | устный журнал игра - путешествие семейная спартакиада | |
"Труд и порядок" | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде - порядок в знаниях" "Школьный двор - лучший двор" | рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома трудовая акция | |
"Патриот" | - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны; - обучать пониманию смысла человеческого существования. | "Природа родного края" "Не лозунги, а дела" "У войны не женское лицо" Оказание помощи ветеранам войны "Жизнь дана на добрые дела" | посещение Краеведческого музея акция исследовательская деятельность ярмарка круглый стол в кругу друзей | |
"Наука и образование" | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Предметные олимпиады Интеллектуально - творческий марафон Фестиваль Знаний и творчества | интеллектуальный конкурс смотр достижений выпускников начальной школы | |
"Досуг" | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" Поход в лес "Я умею, я могу, я хочу" "Помоги другу" | беседа путешествие отчёт о выполнении обязанностей акция помощи | |
"Мир прекрасного" | - формировать желание активно преобразовывать действительность | "В мире прекрасного" "Школьные годы чудесные:" "Гармония в природе" | Литературно-музыкальная гостиная поисковая работа выпуск журнала экологический плакат |
Взаимодействие классного руководителя с родителями
НАПРАВЛЕНИЕ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | |||
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские университеты индивидуальные и тематические консультации тренинги конференции родительские собрания | |||
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества открытые уроки и внеклассные мероприятия помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса родительское общественное патрулирование шефская помощь | |||
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля участие в работе общественного совета содействия семье и школе | |||
Тематика родительских собраний | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1. Условия приёма детей в 1 класс. Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. 2. Младший школьник: особенности развития. 3. Трудности адаптации первоклассников. 4. Родителям о внимании и внимательности. 5. Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? 6. Перелистывая страницы учебного года. | 1. Особенности учебников, по которым учатся дети. 2. Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. 3. Причины и последствия детской агрессии. 4. Поощрение и наказание детей в семье. | 1. Семейные праздники и их значение для ребёнка. 2. Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. 3. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. 4. Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | 1. Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. 2. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. 3. Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. 4. Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" |
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\
Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что го воришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка.
Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких це лей и их практической реализации. Учащимся необходимы формули ровки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...» и т. д.
Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с уче никами. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком - основа обратной связи.
Правило 4. С первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить по нимать разницу между их сегодняшними возможностями и. будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руко водитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
Правиле 5. Педаг должен избегать резких суждений или устра шения, чтобы не манипулировать учениками .
Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правиль но, им необходимо говорить об этом прямо при этом остерегаться расточать похвалу.
Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть на правлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащих ся, ведь ему, как и детям, свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.
Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркасти ческой констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.
Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс позна ния. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.
Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное ме роприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возмож ность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.
Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование уча щихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.
Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень-
Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».
Результативность воспитательной программы «Наш класс – дружная семья».
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальная развитость | 1. Освоенность образовательной программы. 2. Развитость познавательных интересов. 3. Способность к проведению научного поиска, олимпиадное движение | Анализ текущей и итоговой аттестации. Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. |
2. Нравственная развитость, воспитанность | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности. 2. Социальная активность учащихся | Методика диагностики жизненных ценностей Л.М. Фридмана. Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся. Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”. Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение |
3. Коммуникативная развитость | 1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | Методика. «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» О.В. Лишина. “Я в глазах других” (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение |
4. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству | Тест П. Торранса. Педагогическое наблюдение |
5. Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 2. Сформированность индивидуальности классного коллектива | Методика выявления уровня развития самоуправления М.И. Рожкова. Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия |
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”. Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения |
Требования к выпускнику начальной школы
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- - любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- - уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Ожидаемые результаты реализации программы «Наш класс – дружная семья»
- Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
- Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
- Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
- Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
- Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Список литературы
Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2011. – 328 с.
Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 320 с.
Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010-. – 368 с.
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Цели мероприятия:
Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;
прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их
охране.
Задачи:
Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;
показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.
Оборудование:
Рисунки детей о птицах, кормушки, изготовленные руками детей;
Грамзапись «Голоса птиц», фотографии птиц, плакаты.
Ход мероприятия.
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Учитель: Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе?
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
-А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?
-Почему?
-Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)
Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие- те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.
-А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
-А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)
-А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)
-Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)
-Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.
1. Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
2. И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
Скорей на помощь, дети!
3. Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
4. Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!
5.По небу весело скользя.
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо, вам великое!»
Учитель: Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду- у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать
Должны друг о друге.
Учитель: Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Можно воспользоваться подручными средствами, т.е. взять пакеты из под молока, кефира или взять пластиковые бутылки.
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку.
Спиной зеленовата,
Брюшком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика(синица)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю(воробей)
Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? (ворона)
Чернокрылый, красногрудый.
Он везде найдёт приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.(снегирь)
Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче(дятел)
Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.
Конкурс « Сделай кормушку из подручных средств»
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Учитель:
Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться- различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.
Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.
Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.
Конкурс «Сложи пословицу» (пословицы разрезаны)
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Как сорока хвостом, так болтун языком.
Осенью и у воробья пир.
И сова своих детей хвалит.
Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой.
Всякая пташка хлопочет- своего гнезда хочет.
Птице даны крылья, а человеку- разум.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Учитель: Ребята подготовили небольшие доклады о зимующих птицах, послушайте их.
Снегирь - очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.
Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.
Синица - это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса- галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.
Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из- за синих перьев на теле.
Воробей - это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: «Вора бей»
Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.
Дятел - у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой- семенами хвойных деревьев.
Учитель: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.
А теперь награды нашим победителям.
Литература:
.
1.»За окном» Н. Сладков М. 2010 г.
2.»Рассказы о зиме для детей» Соколо – Микитов М. 2010 год