Педагогический опыт
Опубликовано 17.12.2020 - 18:43 - Рузманова (Веряскина) Ольга Сергеевна
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта: «Психолого-педагогические аспекты тьюторского сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Автор педагогического опыта: Веряскина Ольга Сергеевна, тьютор ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта.
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательной организации. С каждым годом наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня приходится констатировать факт непрерывного роста количества детей, имеющих отклонения в развитии, в частности с интеллектуальными нарушениями.
В связи с перечисленными факторами, в России вопрос развития инклюзивной практики становится актуальнее, а профессия «тьютор» становится наиболее популярнее.
Тьюторство в условиях инклюзивной школы, как новая педагогическая деятельность в российском образовании, становится важным ресурсом для создания необходимой эффективной, ориентированной на «особых» детей системы сопровождения.
Работа тьютора в условиях реализации инклюзивной практики определяется как индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (в частности, с интеллектуальными нарушениями) в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует
самоопределению, а также самопознанию и самореализации детей данной категории в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни.
Актуальность обозначенной темы обусловлена двумя аспектами: с одной стороны, повышенным вниманием педагогов к реализации задач инклюзивного образования, с другой – непосредственное собственное включение в практику решения таких задач (рассмотрим наиболее подробно данный аспект).
Учащимся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями тяжело адаптироваться в современном мире. Поэтому данная категория детей нуждается в сопровождении со стороны взрослого, в частности, в тьюторском сопровождении. Одной из приоритетных задач, стоящих перед тьютором является, умение помочь младшим школьникам с интеллектуальными нарушениями стать социально адаптированными.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, с интеллектуальными нарушениями). Эта деятельность предполагает высокий уровень компетентности педагога-тьютора, достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.
Подводя итоги вышесказанного, тьюторское сопровождение является необходимым в современном обществе, так как именно тьютор помогает учащимся с интеллектуальными нарушениями успешно войти в школьную среду, развивая их личностные качества, а также содействуя учителю в проявлении интереса и мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности.
Идея педагогического опыта.
Профессия тьютора является новым направлением в образовательном процессе, поэтому в каждой образовательной организации разработаны должностные инструкции, где прописаны: общие положения, должностные обязанности, права, ответственность.
Тьютора закрепляют на конкретном классе с учащимися, имеющие интеллектуальные нарушения. Опыт работы в коррекционной школе показал, что главная проблема младших школьников с интеллектуальными нарушениями является становление участниками образовательного процесса.
У учащихся наблюдается: нарушение эмоционально-волевой сферы, пассивность, быстрая утомляемость, также не сформированы навыки самообслуживания. Некоторые дети испытывают трудности в выполнении заданий, которое характеризуется отсутствием внимания, сосредоточенности, и потерей интереса к работе на уроке. В данной ситуации требуется дополнительный инструктаж со стороны тьютора, а также необходимо проконтролировать выполнение учащимся с интеллектуальным нарушением каждого задания.
Данная категория детей нуждается в дополнительном объяснении и помощи со стороны тьютора. Например, на уроке русского языка некоторые дети испытывают трудности в списывании письменного текста, здесь допускается использование карточек с прописным алфавитом, где тьютор внимательно следит за правильным выполнением данного задания, напоминая элементы каждой буквы. На уроках математики обучающиеся используют различный счётный материал. Это может быть: палочки, счёты, цифровая линейка, калькулятор. Все задания проговариваются тьютором повторно, поскольку у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями наблюдается бедность восприятия, низкий уровень запоминания и целенаправленности деятельности.
Большие трудности у младших школьников с интеллектуальными нарушениями вызывают предметы развивающего цикла: труд и изобразительное искусство. Так как у данной категории детей не сформированы представления видения мира, а также не развита мелкая моторика рук. Вследствие, у учащихся нет возможности качественно
рисовать, лепить, клеить и вырезать. Поэтому вид деятельности дети выполняют только при помощи тьютора.
В результате нарушения речи, учащиеся, сопровождаемые тьютором, плохо выговаривают звуки, невнятно произносят слова, говорят медленно и тихо, а у некоторых речь совершенно отсутствует. И в этих случаях, детям необходима постоянная помощь тьютора в налаживании контакта для общения со сверстниками.
В ходе учебного процесса, иногда наблюдаются перепады настроения у некоторых учащихся: хаотичное движение по классу, стук кулаком по парте, выкрикивание звуков и сидение под партой. В такие моменты тьютору необходимо предложить доступные для учащихся, формы и методы работы, с целью возвращения учащегося младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в рабочее состояние.
Педагогический опыт показал, что необходимо работать с учащимися так, чтобы завоевать у них авторитет и доверие. Для реализации данной задачи требуется постоянная целенаправленная, последовательная, и индивидуальная работа с каждым обучающимся. В результате чего, отмечается положительная динамика познавательного развития младшего школьника с интеллектуальными нарушениями.
Теоретическая база опыта.
Проблема специфики профессии тьютор, основывается на двух важных составляющих: «тьюторское сопровождение» и «тьюторская активность». Придерживаясь позиции группы исследователей под руководством Т. М. Ковалёвой, я считаю, что в основе тьюторского сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, лежит три составляющие: 1) поддержка (особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие самостоятельности субъекта в решении проблем); 2) сопровождение
(реализация индивидуальных образовательных программ); 3) фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения).
Основная работа тьютора заключается в сопровождении младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации, а также повышения уровня их познавательной деятельности и развития духовно-нравственных качеств личности. В работе тьютора важно учитывать реальные предпочтения и интересы обучающихся, а также их индивидуальный запрос.
Тьюторское сопровождение рассматривается как психолого-педагогическую деятельность по индивидуализации образовательной траектории учащегося, направленную на создание условий для становления субъектной позиции тьюторанта, на оказание консультативной помощи в сознании тьюторантом и его родителями потребностей, возможностей, помощи в анализе и презентации обучающимися индивидуальной образовательной программы.
Основная работа тьютора заключается в сопровождении младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации, а также повышения уровня их познавательной деятельности и развития духовно-нравственных качеств личности. В работе тьютора важно учитывать реальные предпочтения и интересы обучающихся, а также их индивидуальный запрос.
Успешность включенности ребенка в школьную жизнь определяется с точки зрения развития его: когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков; коммуникативной сферы: умения общаться; эмоциональной сферы: сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде.
Реализация этих направлений очерчивает круг психоло-педагогических аспектов тьюторских действий в отношении тьюторанта. Коммуникативный вектор рассматривает ресурсы общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Познавательный вектор предполагает работу тьютора
с понимание учащихся требования в реализации своей образовательной программы. Регулятивно-поведенческий вектор направлен на работу с эмоционально-волевой сферой ребенка, поддержание его эмоционального благополучия.
Осуществление тьюторского сопровождения младших школьников с интеллектуальными нарушениями строится на соблюдении ряда принципов:
1. Дифференциация и индивидуализация. Данный принцип предполагает совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам детей сопровождаемых тьютором. Обучение тому, что именно сейчас для этих детей наиболее важно. Например: у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата слабо развита общая и мелкая моторика, что в свою очередь доставляет учащемуся трудности и неудобства на уроках. Задача тьютора состоит в том, чтобы помочь ребенку: придерживать руку при письме, совместно выполнять аппликации и поделки на уроках трудового обучения и т.д.
2. Непрерывность. Этот принцип обозначает последовательное сопровождение познавательного интереса младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В должностные обязанности тьютора входит постоянное, последовательное сопровождение учащихся в образовательном процессе на всех возрастных этапах, начиная с 1 по 4 класс. Но с каждым годом акцент содержания работы тьюторского сопровождения меняется. Например, в первом классе тьютор делает акцент на всех детей, постоянно сопровождая учащихся на всех уроках и переменах. В последующих классах, в зависимости от успехов ребенка – помощь на письменных и устных предметах, а также помощь в решении конфликтных ситуаций в классе, среди сверстников (например, дети не поделили игрушку).
3. Гибкость. Данный принцип, по моему мнению, является одним из основных в деятельности тьютора. Так как данный принцип предполагает использование таких способов тьюторского сопровождения, которые будут подходить именно данному обучающемуся опираясь на его индивидуальные
способности и интересы. А также использование дополнительных коррекционно-развивающих занятий во внеурочное время и посещение «Сенсорной комнаты» с гиперактивными школьниками.
4. Открытость. В основе данного принципа лежит применение различных путей развития тьюторского сопровождения. То есть готовность к смене ролей и позиций, а также готовность к смене реализации сопровождения. Обязательно всё делать совместно с учителем. Данный принцип предполагает выход за рамки стандартной образовательной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, театры, посещение библиотек и т.д. Это очень необходимо, так как большая часть данной категории детей просто боится, большого скопления людей. А их необходимо приобщать к массовым выходам в социум.
Исследователи выделяются ряд основных функций, такие как: информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации индивидуальной образовательной программы; развивающую диагностику образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и перспектив; тьюторское консультирование по проблемам образования, разработки и реализации индивидуальной образовательной программы; саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.
Таким образом, деятельность тьютора – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, которая направленна на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Новизна.
Новизна рассматриваемой темы состоит в том, что тьюторское сопровождение появилось недавно и содержит в себе много неизвестного.
Профессия тьютора является своеобразным «ответом» на «вызов» современного общества, способный удовлетворить потребность человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор своего жизненного пути.
Поэтому тьюторское сопровождение даёт огромную возможность воплотить творческие образовательные идеи в жизнь. Тьютор, работая индивидуально с учащимся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, имеет возможность максимально раскрыть его возможности, в конечном итоге, формируя социальную адаптацию учащегося к школьной жизни.
Технология опыта.
Технология тьюторского сопровождения, по мнению Т. М. Ковалевой, подразумевает под собой «особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания учеником с особыми образовательными потребностями своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия».
На примере собственной тьюторской деятельности рассмотрим реализацию её психоло-педагогических аспектов. Включение в деятельность тьютора Саранской общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья предшествовал инструктаж должностных обязанностей, прав и ответственности; ознакомление с психологическими характеристиками детей класса; анализ и тщательное изучение характеристик детей с интеллектуальными нарушениями, с которыми предстояло установить контакт и мотивировать на долгое эффективное взаимодействие.
Следует отметить тщательное продумывание первой встречи тьютора и ребенка, во-первых, учитывая социальный эффект «первого впечатления»; во- вторых, с учетом долгой совместной предстоящей деятельности.
Были использованы следующие приемы: во время урока – привлечение внимания к учителю, развитие умения поднимать руку, отвечать на вопросы учителя (голосом или показывая нужную карточку), находить нужное место в учебнике, выполнять упражнение по инструкции учителя. Развитие умения говорить громче во время ответа на вопросы учителя; На переменах – развитие навыков коммуникации со сверстниками, введение в коллективные игры, развитие понимания сути игры.
Работа тьютора направлена на обеспечение поэтапного и эффективного включения детей с интеллектуальными нарушениями в социальную среду. Для этого тьютор определяет, какие игры, упражнения и занятия нужны конкретному ребенку, и как необходимо проводить данное занятие, какую помощь оказывать ему, и в какой момент.
Важной отличительной особенностью работы тьютора является то, что он не должен выполнять за учащихся ту или иную работу, а лишь направлять, помогать при необходимости, учитывая их возможности.
Рассмотрим реализацию данной функции в собственной профессиональной деятельности. Во время урока по изобразительной деятельности детям сообщили тему: «Дары осени» и раздали все необходимые принадлежности.
Учащийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата не может включиться в работу. Ему трудно выполнить данное задание из-за недостаточно сформированной мелкой моторики (он может держать кисточку, но у него не достаточно сформированы навыки тонкой моторики). В этом случае тьютор совместно с рукой ребенка в воздухе помогает выполнять данные действия, а затем переносят их на бумагу.
Также тьютор тесно взаимодействует с родителями ребенка, имеющего интеллектуальное нарушение: содействует в организации поддержки ребенка в домашних условиях; информирует родителей учащегося о его успехах и трудностях; воздействует на семью с тем, чтобы мобилизовать её возможности для решения задач процесса социализации ребенка и т.д.
Таким образом, основная задача работы тьютора состоит не только в сопровождении учащегося с интеллектуальными нарушениями, но и определении скрытых резервов, имеющиеся у ребенка, которые сделают его полноценным членом общества. Тьютор сопровождает не только образовательный процесс ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, формирует вокруг ребенка адаптированное к нему социокультурное пространство.
Результативность опыта.
В процессе реализации педагогического опыта, была проведена продуктивная работа. Реализуя основные задачи тьюторского сопровождения, основной акцент сделан на: успешное включение учащихся к особенностям обучения в классе, а так же в среде школы; развитие интереса детей с интеллектуальными нарушениями в общении со сверстниками; формирование их самостоятельности.
Осуществление поиска способов эффективного усвоения материала учащимися: подбор дидактических игр и пособий для них, изготовление карточек с предметными картинками и т.д. Организация рабочего места некоторых учащихся с интеллектуальными нарушениями и нарушением опорно-двигательного аппарата. Также проводилась работа над эстетическим оформлением предметной среды в учебном помещении.
Много времени уделяется внеурочным индивидуальным и групповым занятиям, работе в сенсорной комнате с детьми, праздничным мероприятиям и внеклассной деятельности. Также осуществляется помощь учителю в адаптации учебных программ. Информирование родителей сопровождаемых учащихся, об их успехах и трудностях.
Опыт работы подтвердил, что только применение различных способов и методов обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, даёт свои положительные результаты. Наблюдается активное участие обучающихся в
образовательном процессе, прослеживается дисциплинированность, учащиеся научились отвечать полным ответом, стали проявлять самостоятельность при выполнении некоторых видов деятельности, с интересом ждали новых занятий и заданий от тьютора.
Данный педагогический опыт, прежде всего, может быть полезен тьюторам, а также учителям начальных классов. В целях обмена опытом с коллегами, в Саранской общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся открытые занятия, заседания методических объединений тьюторов и воспитателей ГПД, педсоветы и семинары.
Список литературы.
1. Азарова, Е. А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве / Е. А. Азарова // Преподаватель высшей школы в 21-м веке: Междунар. науч.- практ. интернет-конф. – Ростов на Дону, 2010. – Ч. 2. – С. 230–234.
2. Долгоруков, А. М. Практическое руководство для тьютора / А. М. Долгоруков – Москва : ЦИТО, – 2016 г.
3. Карпенкова, И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы / И. В. Карпенкова – Москва : АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. – 116 с.
4. Карпенкова, И. В. Я бы в тьюторы пошел…Тьютор для особого ребенка – новая специальность в образовании // Электронный журнал «Практика социальной работы. Открытый методический ресурс»: сетевое издание, 2018. – С. 1–18.
5. Ковалева, Т. М. Ресурсность тьюторства в современном образовании / Т. М. Ковалева // Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе: материалы I Международной научно-
методической конференции. – Кисловодск. – Ставрополь: Издательство СКФУ, 2014. – 78 с.
6. Костина, Н. А. Тьютор как сопровождающий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Костина. – Сибирский учитель. – 2019. – № 1. С.12–16.
7. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, А. А. Теров. – Москва : СФК-офис, 2012. – 246 с.
8. Рыбалкина, Н. В. Идея тьюторства – идея педагогического поиска / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. – Томск. – 2009. – C. 15–30.
9. Щенников, С. А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования / С. А. Щенников, А. Г. – М: Дрофа, – 2005. – 68 с.