Работа с родителями и педагогами


Предварительный просмотр:

Что такое гимнастика для язычка?

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки?

 Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики - зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

Во-первых, прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

Во-вторых, проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

В-третьих, частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

В-четвертых, предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

В-пятых, начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

В-шестых, делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант - сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

В-седьмых, не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

В-восьмых, обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.


Язычок делает зарядку для звуков С и З

Для того, чтобы малыш овладел звуками С и З, необходимо научить язычок точно выполнять пока ещё сложные движения. Выработке необходимых навыков способствует данная артикуляционная гимнастика.

Накажем непослушный язык

Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.
Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет от 2 до 5-10.
Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.

Блинчик

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу.  В таком положении удерживаем широкий язык при открытом ротике под счет от 2 до 5-10.Боковые края языка касаются углов рта.
Важно, чтобы малыш не напрягал губы и не закусывал нижнюю губу.

Почистим зубки

Цель. Научить малыша удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание. Открываем рот достаточно широко и кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево, а затем снизу вверх. Важно, что бы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следим, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, помним о том, что кончик языка должен быть широким и начинал движение от корней нижних зубов. Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

 

Заборчик

Цель. Выработать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10.

Трубочка

Цель. Выработать умение удерживать губы вытянутыми вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 2 до 5-10.

Мыльные пузыри

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Оборудование. Нам понадобится флакон мыльных пузырей.
Описание. Вытянем губы вперед трубочкой и длительно подуем.
Важно, чтобы малыш не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Кроме того, обязательно напоминаем ребёнку, что дышать нужно носом, а выдыхать через рот. Выдувать мыльные пузыри необходимо на одном выдохе.

 

Забей мяч в ворота

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.
Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.
Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.


Язычок делает зарядку для звука Л

Правильному и чёткому произношению пока ещё трудного звука Л способствует артикуляционная гимнастика.

Индюк

Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.


Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а, теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.


Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.


Самолёт гудит

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.

Описание. Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.


Качели

Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения у малыша работал только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.


Иголочка

Цель. Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание. Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.


Лошадка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот и "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами.


Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Гармошка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.


Язычок делает зарядку для звука Р

Существует традиционный комплекс упражнений, необходимых для подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного звука Р.

Почистим зубки

Цель. Выработать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Открываем рот достаточно широко и кончиком языка "чистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево.

Важно, что бы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Следим, чтобы кончик языка находился у корней верхних зубов. Часто дети допускают в этом упражнении ошибку, когда нижняя челюсть синхронно выполняет все движения язычка. Этого допускать нельзя. Работает только язык.


Маляр

Цель. Отрабатывать верхний подъём языка и его подвижность.

Описание. Улыбнувшись, открываем рот и "красим" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Важно, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Забей мяч в ворота

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.

Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.

Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.


Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.


Индюк

Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы -поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк "разговаривает").

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.


Барабанщик

Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Лошадка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку). Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Язычок делает зарядку для звуков Ш и Ж

Выполнение ряда упражнений для язычка, которые помогут научиться правильно произносить звуки Ш и Ж.


Накажем непослушный язык

Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.

Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет до 5-10.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.


Блинчик

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу. В таком положении удерживаем широкий язык при открытом ротике под счет до 5-10. Боковые края языка касаются углов рта.

Важно, чтобы малыш не напрягал губы и не закусывал нижнюю губу.


Мыльные пузыри

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Оборудование. Нам понадобится флакон мыльных пузырей.

Описание. Вытянем губы вперед трубочкой и длительно подуем.

Важно, чтобы малыш не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Кроме того, обязательно напоминаем ребёнку, что дышать нужно носом, а выдыхать через рот. Выдувать мыльные пузыри необходимо на одном выдохе.


Забей мяч в ворота

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.

Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.

Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.


        
Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положим широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка кладём маленький кусочек ириски. Этот кусочек конфетки приклеиваем к нёбу за верхними зубами.

Важно, чтобы малыш выполнял данное упражнение медленно. Рот открыт достаточно широко (1,5 - 2 см). Нижняя челюсть и нижняя губа при этом остаются в покое. Если у ребенка не получается и нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).


Чашечка

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Небольшой кусочек конфетки, шоколадки или что-то их заменяющее.

Описание. Улыбнувшись, приоткроем рот и выдвинем вперед язык. Боковые и передний края языка при этом подняты, но не касаются зубов. Когда это упражнение будет легко даваться малышу, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10.

Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.


Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а теперь, приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.


Фокус

Цель. Закрепляем умение поднимать и удерживать широкую переднюю часть языка вверх, вырабатываем умение направлять воздушную струю по центру языка вверх.

Оборудование. Ватный шарик или перышко.

Описание. Кладём на кончик носа ватный шарик, язычок принимает форму чашечки, теперь приоткрыв рот, поднимаем широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуем на ватку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть и нижняя губа при этом остаются неподвижны. Если у ребенка так не получается, придерживаем подбородок пальцем.


Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Гармошка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.


Трубочка

Цель. Укрепление мышц языка.

Описание. Приоткроем рот и выдвинем вперед широкий язык, теперь поднимем вверх боковые края. Удерживаем язык-трубочку в таком положении как можно дольше.


Змейка

Цель. Укрепление мышц языка.

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, узкий язык выдвигаем вперед, а затем обратно вглубь рта.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.


Шарик лопнул

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Ш.

Описание. Улыбнувшись, выдвигаем вперед язычок-чашечку (см. упражнение "Чашечка"), а теперь осторожно убираем язычок-чашечку за верхние зубки, слегка касаясь им бугорков - альвеол. Теперь остается только подуть, имитируя сдувающийся шарик, и у нас получится звук близкий по акустическим признакам к звуку Ш.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения язычок держал форму чашечки и не упирался в альвеолы.


Жук

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Ж.

Описание. Улыбнувшись, выдвигаем вперед язычок-чашечку (см. упражнение "Чашечка"), а теперь осторожно убираем язычок-чашечку за верхние зубки, слегка касаясь им бугорков - альвеол. Теперь остается только подуть, имитируя жужжание жука, и у нас получится звук близкий по акустическим признакам к звуку Ж.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения язычок держал форму чашечки и не упирался в альвеолы.



Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия

«Формирование представления о звуках. В мире звуков»

в рамках программы «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма»

Цель: развивать мимику, формировать позитивное отношение к логопедическим занятиям; развивать слуховое внимание; познакомить с понятием «речевой звук»; развивать просодику, познакомить с артикуляционным аппаратом.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Психогимнастика.

- Посмотрите на эти лица. (детям показываю пиктограммы). Какие они разные! (дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорчённый, печальный, сердитый.

- Мимические упражнения - изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорчённого Ивана-Царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Игра «Молчанка» - что вы услышали?

Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте их. (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком и пр.)

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию (действия выполняются за ширмой, а дети называют, что прозвучало).

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? 9нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).

3. Знакомство с термином «Речевой звук».

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки»:

Где-то собаки рычали: РРРРРР!

В стойле коровы мычали: МММУУУ!

В комнате мухи жужжали: ЖЖЖЖЖ!

Мимо машины бежали: ТРРРРР!

Гудели от ветра все провода: ЗЗЗЗЫНЬ!

Капала в кухне из крана вода: ДИНЬ!

Перекликались в ночи поезда: УУУУ! УУУУУ1

Листья на ветру шумели: ТТТССС!

Змеи в лесу шипели: ШШШШШ!

А комары всё пели: ЗЗЗЗ!

Непоседа мячик днём и ночью

Успокоиться не хочет: ПАМ! ПАМ!

Куклы кашляют в постели –

Днём мороженое ели: КХХХ! КХХХ!

Как перекликались поезда? (УУУУ!). Вы сегодня ещё не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают животные, а мы с вам – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

4. Физкультминутка.

«Кукушка»

К нам кукушка в огород

Прилетела и поёт,

Ты глаза не открывай,

Кто позвал тебя – узнай!

5. Произнесение отдельных звуков. Развитие просодики.

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ёжик. Решили показать друг другу как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: ааааа. Волк: ууууу. Мишка: ыыыыы.        Белочка: иииии. Ёжик: эээээ! Как они пели?

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. РРР, ДДДД (громко), ппп, ттт (тихо), жжж (с голосом),                     шшшш (без голоса)

6. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями –

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плющки.

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая - зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. этот звук тоже произносится   (губами). Произнесите звук Л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок. Это – нёбо. Пощёлкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: ддд. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: дддд, ббб. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук К. вы услышали голосок? Нет. Теперь произнесите звук Г. Голосок проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы) как надо заботиться о нашем рте? (чистить зубы, полоскать рот после еды, не кусать твёрдые предметы).

7. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы «трубочкой», а теперь «улыбнитесь».

А ещё надо научиться правильно дышать.

Упражнение «Мячик-ямка».

8. Итог занятия.

Что мы слушали? (звуки). Чем мы слушали? (ушами). Чем произносим звуки (ртом).



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

«Звук С»

в рамках программы «Веселые звуки»

Цель: постановка звука [с].

Задачи:

  • подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука [с];
  • дать характеристику и правильную артикуляцию звука [с];
  • поставить звук [с] механическим способом;
  • научить произносить звук [с] - изолированно, в слогах, слова, предложениях;
  • выработать правильную воздушную струю;
  • развивать умение понимать обращенную речь;
  • развивать психические процессы: внимания, памяти, мышления;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать общую моторику;
  • воспитывать самоконтроль.

Оборудование: большое настенное зеркало, пособие па выработку воздушной струи, зонд для постановки звука [с].

Ход занятия

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

Ребёнок по инструкции логопеда выполняет артикуляционную гимнастику: упражнения «Качели», «Трубочка», «Наказать непослушный язык», «Почистим зубы».

Выработка правильной воздушной струи.

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Самомассаж.

Гладим щёки, губы, шею. Слегка похлопываем по щекам, губам, шеи. Сначала ребёнок делает сам себе, а затем логопед делает логопедический массаж.

Постановка звука механическим способом.

Как свистит насос?

С-С-С-С

Что при произношении звука [с] делают губы? (Улыбаются).

Молодец!

Где находится кончик языка? (за нижними зубами).

Откроем ротик, кончик языка должен лежать за нижними зубами, а теперь кладём зонд по середине языка и произносим [ыс-эс-ус-ос-ас] по 2 раза, по 3 раза.

Повторить прямые слоги со звуком [с]: сы- сэ-су-са-со.

Развитие фонематических процессов.

Логопед произносит разные звуки, а ребёнок услышав звук [с ]должен хлопнуть в ладоши.

Физкультминутка.

Проводится физкультминутка, выполняются определённые движения:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо

Ветер тиши, тиши, тиши

Деревцо всё выше, выше

Игра «Эхо».

Игра в игру «Эхо», логопед произносит слова, а ребёнок повторяет за логопедом как эхо, (с использованием зонда).

Слова: сани, сам, самокат, сапоги, сон, Соня, суп, сумка, сухой, сын.

Игра с пальчиками.

Разжимаем кулаки, начиная с мизинчика:

В нашей группе все друзья

Самый младший – это Я

Это Маша

Это Саша

Это Юра

Это Даша

Итог занятия.

Вспоминаем, как свистит насос. Повторение прямых и обратных слогов.



Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия

«Птичий двор»

(с использованием сенсорного стола)

в рамках программы «От слова к фразе»

Цель: обогащение словаря детей по теме «Птичий двор».

Задачи: формирование коммуникативных навыков; формирование умения тесно взаимодействовать в коллективе сверстников; развитие речи, мелкой (тонкой) моторики, памяти, внимания, восприятия; формирование умения строить внутренний план действий; формирование волевых умений и др.

Оборудование: сенсорный стол, мольберт с магнитами, набор картинок с изображением домашних птиц – взрослых и птенцов, магнитофон.

Ход занятия:

1. Дети входят с воспитателем  под песню А. Варламова и О. Высоцкой «Петухи запели». Прослушивают слова этой песни в 1 куплете. Пританцовывают. Музыкальный руководитель останавливает запись песни. Приветствие.

Воспитатель задает детям вопросы:

- Где мы оказались с вами ребята?

- А кто живет на птичьем дворе? Какие птицы живут?

- Игра «Поздороваемся по- птичьему». Воспитатель произносит звуки домашних пицц громко, а дети повторяю эти же звуки – тихо (используем силу голоса). «Ку-ка-ре-ку, Га-га-га, Кря-кря-кря и т.д.»

2. Игра «Найдем родителей птенца».

Воспитатель с детьми подходят к мольберту. Воспитатель показывает детям изображение индюшонка, цыпленка, гусенка, утенка. А дети называют домашних птиц, которые являются их родителями. Воспитатель показывает детям этих птиц на картинках и вывешивает их на мольберт. 

Вопросы детям:

- У цыпленка кто мама и папа?

- У индюшонка кто мама и папа? И т.д.

3. Игра на сенсорном столе «Развитие речи. Звукоподражание. Птичий двор».

Педагог-психолог зовет детей к сенсорному столу и включает игру.

- Ребята, вам необходимо прослушать в определенной последовательности голоса домашних птиц и потом дотронуться до этих птиц на сенсорном столе, в той последовательности в которой птицы издавали голоса. Отгадывать будем по очереди. Прослушайте еще раз инструкцию, которую вам расскажет компьютер. И будьте внимательны. 

4. Танец детей с воспитателем под песню А.И. Бурениной «Птичий двор».

Воспитатель приглашает детей потанцевать. Музыкальный руководитель включает песню. Дети танцуют, изображая разных домашних птиц.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда»

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыка связной речи.

В основе слаженной работы учителей-логопедов и воспитателей лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип единства непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к логопатам  в процессе воспитания у них правильной речи.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:

  • постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • закрепление произношения поставленных логопедом звуков;
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;
  • упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале;
  • формирование связной речи;
  • закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей:

Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда осуществляется во второй половине дня. В «Тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя» записываются задания для работы с подгруппой детейиндивидуально.

Воспитатель проводит ежедневные занятия или 2-3 раза в неделю со всеми детьми-логопатами.

На групповых занятиях у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

На индивидуальном занятии воспитатель реализует заданияразработанные учителем-логопедом специально для каждого ребенка, которые обычно включают:

  • упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
  • упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков и контроль за ними;
  • работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
  • лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Отработанные учителем-логопедом на групповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Воспитатель работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова.

Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

Требования речевого режима.

Воспитатель не должен:

  • торопить ребёнка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить;
  • выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

НЕОБХОДИМО:

постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Если ребёнок заикается:

  • не подчёркивать своего особого внимания к его речи (не замечать заикания);
  • оградить от насмешек товарищей;
  • перейти с данным ребёнком к простейшей форме ответа на выдохе, голос чуть ниже обычной громкости, исключить убыстрённый темп речи;
  • не требовать трудных и длинных ответов.

Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми.

Индивидуальные задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.

Правила работы при выполнении домашних заданий.

  • Организация занятий воспитателями по заданию учителя-логопеда осуществляется посредством «Тетради взаимосвязи». В нее учитель-логопед записывает задания для детей-логопатов на неделю, в течение которой воспитатели должны выполнить эти задания.
  • Домашние задания выполняются систематически,1 раз в неделю, точно по рекомендации логопеда.
  • Речевой материал, необходимый при выполнении определенного заданияучитель-логопед размещает в специальной папке для воспитателей.
  • Домашние задания ребёнок выполняет совместно с родителями. Педагог даёт инструкцию о том, что ребёнок по мере сил должен выполнять задание самостоятельно. Не надо делать всё за ребёнка – это материалы для его развития!
  • Выполнение всех заданий обязательно.
  • Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание.
  • Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения.

Существуют этапы постановки звука:

• изолированно;

• в слогах;

• в словах;

• в предложениях;

• дифференциация смешиваемых звуков;

• в самостоятельной речи.

  • Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении;

- показывает его выполнение;

- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя ему говорить, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо учитывать следующие правила.

Правила проведения дыхательной гимнастики:

  • Помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
  • Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно.
  • Некоторые упражнения пальчиковой гимнастики выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторами и т. п., раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

Если воспитатель знает, что ребёнка заберут до вечера, он должен найти время для индивидуального занятия в первой половине дня, между зарядкой и завтраком.

Коррекционная работа вне занятий проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Для осуществления успешной речевой коррекции важна системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи детей.



Предварительный просмотр:

Круг общения с родителями воспитанников 4-5 лет

«Развитие и обогащение словаря ребёнка»

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях в теоретических аспектах и практическом закреплении.

Ход мероприятия.

Теоретическая часть.

Одной из основных особенностей детей с интеллектуальным недоразвитием – бедность активного и пассивного словаря. Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.

Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа).

Например, при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, ее можно носить», вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду». Часто при выполнении домашних заданий совместно с ребенком встречаются такие же однословные ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. 
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для развития моторики пальчиков.  А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго - белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

Практическая часть.

Обучение практическим умениям родителей: игра «Шаги».

Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.

Ход игры.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Все круглое». Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы:

  • «все горячее» (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),
  • «все мокрое» (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),
  • «все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),
  • «Ласковые слова» (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).
  • «Вежливые слова» (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.
  • «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.

Ход игры.

Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон - это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.

 

Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации».

Цель: Познакомить родителей со способами активизация словаря.

Ход игры.

Родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.

  • Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).
  • Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…).
  • Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).
  • Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)
  • Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ».

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

Ход игры.

Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

  • За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками. Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето…
  • «Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ?) время года на дворе – зима. (КТО?) гуляет на улице? – мальчик. (КАК?) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО?) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ?) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.

Подведение итогов.

Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Желаю удачи!

СОГБУ СРЦН «Гармония»

«По совету логопеда»

Артикуляционная гимнастика с мамой

(памятка родителям)

учитель-логопед

Реброва В. А.

C:\Users\Светлана\Documents\Наглядность\1289812457_9-copy.jpg

2019 год

 Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.  

Дудочка

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Чашечка

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).

Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы. 

Маляр

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Лошадка

Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

Индюки болтают

Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл...".

Часики

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Качели

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы. 

Барабанщик

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".



Предварительный просмотр:

                                                           

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка. Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.
Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.

1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.
Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:     Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.  В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас). Строил фразы грамматически правильно, без грамматических ошибок. Использовал предложения, состоящие из 4-х и более слов. Все звуки и слова ребенок произносил правильно. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок должен устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает,
Вас должно насторожить, если:

– ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками; часто отвлекался от темы рассказа, не выделил «главных» событий или, в рассказе было много повторов;
– ребенок только перечислил предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
– значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста.
   

  2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО                                        СТРОЯ РЕЧИ.
ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам.
Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ. Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».            
Если:
– ребенок не может самостоятельно составить

предложения; ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик. Машинка»);  - составляет очень короткие предложения; допускает ошибки грамматического характера  («У машинки нет колесов»),  то Вашему ребенку необходима помощь специалиста.

ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе.
Необходимы предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки…).
   Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов.
Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша – «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.
Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».
ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение.
Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова.

1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот – рты
Чашка –                     Перо –                 Лев -
Нож –                         Копье –               Огурец -
4). Лев – львица – львенок – львята
Тигр –                   Лиса –               Медведь –
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата
Еж –                     Бобр –
5).Шкаф – шкафчик 6). Яблоко – яблочный
Цветок –                          Виноград -
Стул –                               Апельсин -
Ларец –                           Морковь -
Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.
Мех – из меха какой? – меховой
Слива – из сливы компот какой? -
Груша – из груши компот какой? -
Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.

3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ               СТРУКТУРЫ  СЛОВА.
Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография.

Какие могут быть трудности:
– ребенок произносит только отдельные слоги; ребенок меняет слоги местами; ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги; ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца; пропускает согласные там, где они стоят рядом; ребенок произносит слово всякий раз по-разному.
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен правильно использовать все звуки в  собственной речи и не смешивать между собой. Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.   Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка или придумайте сами короткую фразу с этим словом. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.
Примерный список слов:
«с» – санки, оса, нос
«сь»- семь, апельсин, гусь
«з» – замок, коза
«зь»- зима, магазин
«ц» – цапля, овца, палец
«ш»- шапка, машина, мышь
«ж»- жук, лыжи
«ч» – чайник, качели, мяч
«щ»- щука, овощи, плащ
«л» – лампа, балалайка, дятел
«ль»- лимон, пальма, фасоль
«р» – ракета, картошка, комар
«рь»- репка, карета, дверь

СОГБУ СРЦН «ГАРМОНИЯ»

               

Подготовила:  

 учитель-логопед

 Реброва В. А.

2019



Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Кинезиология»

Цель: демонстрация применения кинезиологических упражнений для снятия стресса и нервного напряжения у педагогов и распространение опыта работы в данном направлении.

Задачи:

• познакомить педагогов с эффективной технологией снятия стресса и нервного напряжения - кинезиологией;

• практически раскрыть преимущества, основные способы применения и правила использования данной технологии в психолого-педагогической практике.

Ход тренинга:

Вводная часть.

Связующая нить (Разминка). Упражнение «Карусель общения»

Цель упражнения: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; создание группового доверия и принятия, активизация деятельности участников тренинга.

Погружение в проблему

Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов является основной задачей психолого-педагогического сопровождения в учреждении.

В последнее время наблюдается снижение уровня психологического здоровья детей, педагогов и родителей. Это проявляется в преобладании у них неблагоприятного эмоционального фона, наличии стресса и нервного напряжения.

Решение данной проблемы возможно при осуществлении целенаправленного внедрения технологий сохранения и стимулирования психологического здоровья.

Одной из эффективных здоровьесберегающих технологий является кинезиология и внедрение кинезиологических упражнений в систему работы с воспитанниками, педагогами и родителями.

Кинезиология - наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека («кинезис» – движение, «логос» - наука»). Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга.

Основная часть.

В стрессовой ситуации нарушается проводимость мозолистого тела, ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Нарушается интеграция работы полушарий. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребёнок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одним из основных условий для успешного снятия стрессового состояния является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.

Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполушарного взаимодействия, ликвидировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений:

  • «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая - на плоскости стела (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
  • «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется - вначале каждой рукой отдельно, затем вместе – в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном.
  • «Лезгинка». Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положение прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук.
  • «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь. Дети выполняют движения - сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками - вместе с воспитателем, затем по памяти (8-10 повторений).

Работа с комплексами кинезиологических упражнений позволяет, в кратчайшие сроки и устойчиво изменить способность детей усваивать и перерабатывать информацию и снимать нервное напряжение.

Педагогам вручаются буклеты «Кинезиологическая гимнастика для мозга».

Помимо этого, упражнения «гимнастики мозга» могут хорошо помочь в коррекции поведения и эмоционального состояния воспитанников. С этой целью в работе с детьми используются такие упражнения как «Слоник», «Дышим животом», «Зевнём», «Добрые точки».

Не секрет, что работа педагога – работа нервов и сердца. Людям этой профессии приходится много общаться – с детьми, родителями, быть всегда на виду, нести огромную ответственность за жизнь малышей. Низкие оклады, куча документации. Поэтому велик риск возникновения стрессов и признаков профессионального выгорания.

И снова на помощь приходит кинезиология. Внедрение в работу с педагогами кинезиологических упражнений способствует снятию и поддержанию физической, психической, моральной и духовной нагрузки путем перевода в положительное эмоциональное состояние.

Практическая часть.

Психологический тест «Подвержены ли Вы стрессу?».

Педагогам предлагается определить стадии стресса и степень профессионального выгорания.

Практическое задание «От стресса к гармонии»

Для снятия стрессовых и невротических ситуаций необходимо восстановить межполушарное взаимодействие, гармонизировать работу мозга, для этого можно использовать следующий комплекс упражнений, направленных на снятие стресса и эмоционального напряжения. Педагогам предлагается на практике потренироваться и выполнить кинезиологические упражнения:

  • Лобно-затылочная коррекция (фронтально-акцепитальная коррекция). Одну ладонь положите на затылок, другую - на лоб. Закройте глаза и подумайте о любой негативной ситуации. Сделайте глубокий вдох-выдох. После появления своеобразной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом. Упражнение выполняется от 30 секунд до 10 минут.
  • Луч света. Направьте яркий луч света от фонарика в середину лба. Длительность упражнения от 30 до 60 секунд. Во время упражнения смотрите на черный лист бумаги.
  • Молния. Проведите рукой вдоль переднего срединного меридиана от нижней губы к лобковой кости, затем в обратном направлении (расстегивая и застегивая «молнию»). Затем проведите рукой вдоль заднего срединного меридиана от верхней губы к копчику и в обратном направлении. Движения проводить вверх-вниз несколько раз. Всегда заканчивать движением вверх.
  • Ахилл. Легко ущипните обеими руками оба ахиллова сухожилия, затем мягко погладьте подколенные сухожилия несколько раз, сбрасывая в стороны и наружу.
  • Уши. Мягко расправьте и растяните руками внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице – 5 раз.
  • Постукивание. Сделайте массаж в области вилочковой железы в форме постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева направо.
  • Медуза. Сидя на стуле, совершайте плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Участникам вручаются памятки «От стресса к гармонии», содержащие практические рекомендации по борьбе со стрессом и нервным напряжением с помощью кинезиологических упражнений.

Заключительная часть.

Таким образом, за внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела.

Регулярное применение кинезиологических упражнений позволяет решать ряд задач и способствует достижению результатов.

В работе с детьми:

• повышению работоспособности в деятельности;

• улучшению вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания;

• развитию интеллектуальных и творческих способностей;

• развитию способностей к обучению и усвоению информации;

• восстановлению работоспособности и продуктивности;

• нормализация эмоционального состояния.

В работе с педагогами:

• активизации ресурсных возможностей организма;

• снятию стресса, нервного напряжения, усталости;

• профилактике профессионального выгорания педагогов.

Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Автоматизация звуков в условиях семьи по заданию логопеда»

Игры и упражнения с предметами.

С прищепками.

-Ша (6 раз) - это наша каша (так повторять корригируемый звук на каждое зажимание прищепкой любого подходящего предмета (занавески, мягкие игрушки)

С веревочками, нитками.

-Бросить на лист бумаги верёвочку и двигать пальчиком по получившейся фигуре и + произносить корригируемый звук (+ фантазия, воображение)

С посудой и бытовыми приборами.

- Проговорить столько раз корригируемый звук, сколько ложек (украшений на блюдце)

-Высыпать горсть рожек. Собирать в ладонь по одной и на каждую произносить корригируемыё звук (то же самое с пуговицами)

-Наматывать ниточку на палец и произносить корригируемый звук.

С карандашом.

-Катать карандаш между ладонями и произносить корригируемый звук.

С зубной щеткой.

- Массажировать щёткой ладони, пальцы и произносить корригируемый звук.

- Звук произносить столько раз, сколько пальцев у всех членов семьи (глаз, ног, пуговиц на одежде и т. д.)

Фонематический слух.

- При назывании любых слов – назвать первый звук (последний, второй, третий и т. д.)

- Находить предмет с заданным звуком в окружающей обстановке.

«Поймать» (хлопнуть, присесть, отсчитать кубики) заданный звук (например – «Ш») - взрослый произносит любые звуки в хаотичном порядке, среди других произносит и звук «Ш».

Физкультурные упражнения.

- Приседать (поднимать руки вверх, делать наклоны и другие движения) + произносить корригируемый звук.

- Шагать через всю комнату + произносить корригируемый звук.

-Рассказать стихи руками (А) – руки широко расставлены, (О) – руки соединены над головой, (У) – руки вытянуты вперёд «узкой дорожкой»(И) – руки вверх и присесть).

Задания и упражнения с картинками.

«Клубок»

Подобрать картинки с корригируемым звуком. Называть картинки с заданным звуком, разложенные перед ребёнком, по порядку (по кругу, слева направо, справа налево, по спирали, начиная с любой картинки, одновременно руками наматывать нить на клубок. Темп речи зависит от движений руки. Порядок называния картинок можно изобразить в виде схемы.

«Снежный ком»

Называть последющую картинку с повторением предыдущих: сад/ сад, санки/ сад, санки, сумка/ сад, санки, сумка, сын. (и т. д.)

«Эхо»

Повторить каждое слово 3 раза с разной силой голоса.

«Театр»

Произнести слова с корригируемым звуком с разной интонацией: удивленно, радостно, сердито, грустно, на ушко шёпотом, обиженно.

«Логические пары»

Назвать картинки с корригируемым звуком подходящие друг к другу по смыслу: лось и лошадь - животные, ложка и лом – железные.

Звуковой анализ слов.

  • назвать первый, последний звук слова;
  • назвать место автоматизируемого звука (начало, середина, конец);
  • определить, на каком по счету месте находится заданный звук, назвать «соседей» данного звука;
  • назвать в словах звуки по порядку, определить их количество;
  • дифференциация твердых и мягких согласных.