Организация образовательного процесса в первом классе.
Организация образовательного процесса в 1 классе.
2019 год (октябрь)
Работая много лет с младшими школьниками, начиная каждый раз с первого класса, мы сталкиваемся с определёнными проблемами, которые повторяются с каждым набором в первый класс.
- Что мы имеем сейчас, каков набор учеников, какова первая картина?
- Приходится констатировать, что многие дети приходят в школу неподготовленными. Проблем и трудностей в работе с первоклассниками много. Вот глобальные проблемы:
Проблема 1 (Умение слушать учителя).
Дети не умеют слушать учителя (это элементарные инструкции по выполнению задания, объяснение написания буквы, оформления записи, работа на странице, работа по тексту).
Проблема 2 (Понимание учебной задачи).
Это напрямую связано с умением слушать учителя.
- Дети не понимают учебную задачу, не могут следовать инструкции, так как не могут её удержать, не успевают, сбиваются, а неуспехи снижают мотивацию.
Поэтому здесь и сейчас на этом этапе мы используем в основном традиционную классно-урочную технологию. Приёмы и методы этой технологии ориентированы на организацию учебного процесса. Каждый день, каждый урок – это сначала рутинная работа над организацией учебной деятельности. Всё это даёт возможность формировать знания и умения. Эта технология даёт именно систематический характер обучения, даёт возможность логически правильно подать учебный материал и даёт организационную чёткость.
- Здесь же применяем элементы проблемного обучения, где вместе с учителем учимся определять тему урок, ставить учебные вопросы, на которые надо найти ответ, решения. Используем такие элементы таких методов, как наблюдение, сравнение, исследование, учимся проводить звуковой анализ по плану, по схеме, по алгоритму.
- Учимся работать по правилу с проговариванием, объясняя каждые шаг алгоритма. Это долго и трудно.
Таким образом формируются новые знания и умения, развиваются познавательная активность, эрудиция, творческое мышление. Эта технология способствует формированию умственного развития.
Проблема 3 (Умение работать по «Образец – правило»).
См. текст. (Значительная часть детей не умеют работать по образцу, по правилу).
Для коррекции этих проблем также используем технологию системно-деятельностного подхода: Это работа с моделями, с рисунками, схемами. Работа ведётся под чётким руководством учителя, по образцу + по правилу + по плану.
Учим детей наблюдать, задавать вопросы, вместе анализируем, находим закономерности. Делаем простые выводы. И помогает нам математика Л.Г. Петерсон.
Очень трудно всегда идёт обучение грамоте: чтению и письму. Есть в классах дети, которые не умеют вообще читать, не знают букв! Не умеют держать ручку + имеют пространственно-конструктивные нарушения. Очень трудно идёт обучение записей в тетрадях, работа в строчке, на листе.
- Всё это проходит с большими затруднениями.
Много детей со зрительными нарушениями, с нарушением речевой сферы, у детей затруднено запоминание и узнавание букв и слов. Есть дети с предпосылками оптической и кинестетической (графомоторной) дисграфией. Это проблема оптико-пространственного восприятия.
Здесь мы активно используем:
- Обводка по контуру;
- Письмо в воздухе, на ладошке (другой конец ручки);
- Находим сходство и различие;
- Составляем из элементов образ буквы;
- Работа над мелкой моторикой (пальчиковая гимнастика);
- Освоение символов, ассоциаций;
- Ориентировка в окружающем пространстве + идёт постепенное усложнение учебного материала + постоянно используем элементы здоровьесберегающей технологии;
Опять:
- Чёткая организация труда;
- Смена видов деятельности;
- Обучение с учётом восприятия информации: использование аудио, видео, интерактивных плакатов.
Но здесь нужна большая помощь психологов и логопедов. Количество таких проблем возрастает. А эти проблемы в дальнейшем будут иметь серьёзные последствия в учёбе.
Ещё мы стали очень активно использовать в внеурочное время, в домашней работе образовательные сервисы, такие как «Яндекс-учебник». Это сервис с готовым заданиями по русскому языку и по математике для 1 – 4 классов, с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. Все задания соответствуют ФГОС начального общего образования.
Плюс для ученика и для учителя:
– Это отсутствие ограничений по времени;
- Задания выдаются всему классу или конкретному ученику с конкретными заданиями. В этом случае пожалуйста, индивидуальный и дифференцированный подход;
- Плюс интерактивность, делающая обучение увлекательным. Это повышает интерес и мотивацию к знаниям;
- Плюс часто домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени;
- Плюс результат можно учителю и ученику увидеть сразу после решения;
- Плюс легко наверстать учебную программу;
- Плюс возможность (для учителя) подобрать индивидуальные задания, соответствующие уровню школьника;
- Плюс ведётся постоянная статистика работы учащихся и их результаты;
- Плюс выдаются грамоты и дипломы, что немаловажно и приятно для детей и учителей;
Есть ещё один образовательный сервис, который мы используем:
- Это образовательная платформа «Учи.ру» - отечественная платформа, где изучают все школьные предметы в интерактивной форме.
Некоторые учителя работают на платформе «H5P». На этой платформе можно создавать флэш-карты, упражнения, игры-викторины, интерактивные презентации.
Ещё одна важная проблема «Развитие образного мышления».
Работая с детьми младшего школьного возраста, всё время приходится обучение строить на наглядности, тем более, что у современных детей преобладает клиповое мышление. Поэтому здесь на первое место выходят игровые технологии. Это дидактические, ролевые, сюжетные, творческие, обобщающие, познавательные игры. Игровые моменты формируют внимание, память, жизненный план, волевые мотивы, воображение и речь.
Учителя работают по сказкам, рассказ по картинке, придумай продолжение, восстанови последовательность событий, даже в математике можно обыграть разный учебный материал. Такая же работа продолжается во внеурочной деятельности. Постепенно начинаем вводить элементы методов проектов. Работа в паре, в группе, что создаёт предпосылки для формирования и развития коммуникативных умений, готовности и способности к сотрудничеству, самостоятельности, развивает регулятивные умения.
Попробовали в 3-4 классах, а сейчас пробуем в 1 классе элементы технологии «Перевёрнутый класс» (это одна из моделей смешанного обучения).
Если кратко: Дома дети изучали учебный материал по теме «Кто такие рыбы?» по «Окружающему миру» и по разным источникам. Опубликовала видео-урок по теме «Признаки рыб». Детям дано задание посмотреть, послушать, узнать, каких животных называют рыбами, по каким признакам можно отличить рыб от других животных? Можно подготовить вопросы для учителя и для ребят по теме. Затем на следующем уроке дети сами рассказывали признаки рыб, каких рыб называют речными и морскими. Сверяли свои ответы по учебнику, отвечали на вопросы. Пришли к выводу: рыбы – это водные животные, тело которых у большинства покрыто чешуёй. Многие дети на уроке учились описывать одну из рыб по плану: название, речная или морская, размеры форма тела, окраска туловища, особенности частей тела. Даже осталось время порисовать: учились рисовать в рабочей тетради рыбку по образцу.
Здесь есть большие плюсы:
- Доставка знаний перемещается в личное пространство ученика, а на уроке больше времени на практику.
Технология «Перевёрнутый класс» позволяет ученику потратить на изучение новой темы столько времени, сколько нужно, чтобы её понять (индивидуальный подход + учёт особенностей ребёнка). Вся теория уходит на дом.
Решить данные проблемы в современных условиях традиционными методами и приёмами практически невозможно. Оптимально используем смесь или элементы этих технологий. Ещё раз убеждаемся, что традиционные и инновационные технологии должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Как хорошо сказано: Всё новое – это хорошо забытое старое.
Учителя начальных классов ГБОУ гимназии № 205
Мудренко Е.В.
Дорофеева Н.Ш.
Саитова З.Н.
Октябрь 2019 год