Аутизм и аутические черты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm_i_auticheskie_cherty.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
игрушками, водой, песком. В ходе терапии корректируются подавляемые ребенком негативные эмоции (страхи, неуверенность в себе); он становится более открытым к общению; у него увеличивается диапазон доступных действий с предметами. Аутизм и аутические черты
Стало банальным при слове «аутизм» вспоминать фильм «Человек дождя». Вымысел и реальность – вещи абсолютно разные. О реальном наш разговор с Игорем Шпицбергом, известным российским психологом, руководителем Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир».
Каждый из нас существует на чужой территории и устанавливает связь с чужими существами... Так выразил суть мировосприятия аутиста один из американских писателей. Здоровому человеку трудно понять, отчего возникает такое отчуждение. Почему ласковое прикосновение мамы к ребенку вызывает у него истерику, почему малыша трудно чем-то обрадовать, почему он не хочет войти в наш мир, хотя слышит, видит, соображает?!
?Что это за странная болезнь – аутизм?
Это не болезнь, а нарушение психического развития. Здоровый ребенок осваивает мир за счет собственного опыта, осознавая сигналы, которые поступают извне, и выстраивает систему связей с внешним миром. Особый ребенок обладает сверхчувствительностью, он получает массу информации, но его мозг не может адекватно на нее реагировать, потому что «неправильно» работают все сенсорные системы. Ребенок не в силах справиться с агрессивным потоком информации и пытается защититься от этого. Ведущий специалист в России по проблемам раннего детского аутизма Ольга Никольская считает, что те силы, которые здоровый ребенок тратит на развитие, аутичный – расходует на создание механизма защиты. Поэтому он и занят своим миром, своими искаженными эмоциями, его пугают контакты даже с самыми близкими людьми.
?Возможно ли выявить риск рождения аутичного ребенка?
Нет, к сожалению, не существует методов, подобных выявлению возможного синдрома Дауна. Нарушения в аутической сфере «предвидеть» невозможно.
?Почему возникают такие нарушения?
Версий много. По данным американских исследователей, спровоцировать развитие аутизма могут более тридцати факторов: хромосомные аномалии, врожденное недоразвитие нейронных структур, неблагоприятное влияние окружающей среды, биохимические факторы, выдвигаются даже гипотезы о том, что в крови будущей мамы вырабатываются специфические антитела, которые вызывают нарушения в развитии мозга плода. Мы считаем главной причиной генетические нарушения.
?По каким признакам и как рано родители могут заметить, что у ребенка появились серьезные проблемы с психическим развитием?
Симптомы аутизма чаще всего проявляются уже в первый год жизни. Две вещи должны насторожить родителей: нежелание малыша идти на контакт и монотонные, упорно повторяющиеся однотипные действия (например, раскачивание, перебирание пальцами, одна и та же игра с одной и той же игрушкой и т. п.). Хотя до года это может быть нормой и для обычного ребенка. Кроме того, так может вести себя и малыш, у которого есть нарушения слуха или зрения.
Любой человек – не серийный продукт, поэтому и проявления нарушений развития психики могут быть самыми разными. Часто ребенок с особенностями развития избегает контакта глаза в глаза. Это связано с тем, что у таких детей «работает» периферическое зрение, а не фронтальное. Один малыш спокоен и часами самостоятельно играет в своей кроватке, не проявляя интереса к окружающему, у другого может вызвать истерику звук капающей воды из-под крана или тиканье часов. Чаще всего родители замечают проблемы совсем по другим признакам: становится заметным, что малыш явно отстает в развитии – поздно начинает ходить, долго не говорит. Однако и такие симптомы характерны для многих заболеваний нервной системы. Так что определить, действительно ли нарушена аутическая сфера или это нечто другое, может только специалист.
Об аутизме реально можно говорить после 18–20 месяцев. Очень важно как можно раньше начать коррекционную работу: пока сенсорные системы находятся в стадии становления, гораздо больше шансов их «перенастроить», облегчить адаптацию ребенка.
?Ситуация не редкая. Как действовать, куда обращаться, когда диагноз озвучен?
К сожалению, это наша реальность. Хорошие центры реабилитации для детей с аутическими нарушениями пока есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Отдельные специалисты, возможно, есть и в других городах. Как их искать? На мой взгляд, самый короткий путь – обращаться в Ассоциации или общественные организации родителей детей-аутистов. Они сейчас действуют во многих городах, найти нужные адреса можно и на интернетовских порталах. Объединения родителей – своего рода особое братство: люди, которых свела беда, всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Именно в общественных родительских организациях, как правило, аккумулируется информация о том, кто, где и как может помочь. И порой помочь не только в плане реабилитации, но и в поиске спонсоров, юридической поддержке и т. д.
?Какие коррекционные методы для детей с аутизмом сегодня наиболее эффективны?
Есть так называемая программа поведенческой терапии, которая направлена на то, чтобы сформировать у ребенка желаемое поведение в социально-бытовом плане, обучить его некоторым практическим навыкам. Программа дает неплохие результаты, меняет поведенческие нарушения, но социальной адаптации с ее помощью достичь не удается. Более мягкий вариант – TEACH-программа: помимо отработки бытовых и практических навыков, она нацелена на развитие невербальных форм коммуникации.
Российские психологи создали комплексную программу медико-психолого-педагогической коррекции для детей с аутизмом, которая помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, изменять его мировосприятие, плюс – обучение, адаптация. Но все это – по большому счету, общие принципы. Для каждого ребенка должна разрабатываться индивидуальная программа коррекции.
?Из «Солнечного мира» особые дети уходят в садики, школы. Есть даже студенты ВУЗов… Что это за особая у вас программа, почему она работает так эффективно?
В основе – концепция создания экосистемной среды. Если коротко, то такой подход означает: больного ребенка должен окружать мир, где все настроено на его развитие. Иными словами, среда, где он получает информацию в доступном для него виде, должна побуждать его на осознанные действия. Разумеется, используются специальные методики, разработанные нашими специалистами. Сенсорная терапия, кинезотерапия, занятия с логопедом, театр, музыкальный оркестр, компьютерные занятия, ткацкая мастерская, изостудия, фольклорные игры, верховая езда – у нас масса направлений. А в целом это – сложная система коррекции, которая помогает нам разбудить активность ребенка, а ему помогает восстановить нарушенные функции и адаптироваться в окружающем мире.
?А как особый ребенок выдерживает высокие нагрузки?
Почему высокие? Каждому – по возможностям. Когда к нам приходит новичок, собирается целый консилиум: врач-невролог, психологи, педагоги. Оцениваем развитие ребенка, его возможности. Потом составляется его «личная» программа занятий. Есть успехи? Готов двигаться дальше? Отлично! Психолог-педагог усложняет программу. По мере развития ребенка меняются и направления реабилитации. Один, например, готов сесть на лошадь, другому еще рановато... Очень важен для развития опыт общения особых детей со здоровыми. Летом вместе с мамами, папами, здоровыми братьями и сестрами везем наших детей в оздоровительный лагерь под Егорьевском.
?И что же все-таки лучше для особого ребенка: специализированная или обычная школа?
Конечно, нужны разные варианты школ. Я 18 лет работаю с особыми детьми и считаю, что те, у кого есть возможность и способность к интеграции, должны учиться в обычных школах. Один особенный ребенок в классе, а все остальные здоровые – это вариант оптимальный. Инклюзия – важнейший этап реабилитации. Ребенок настраивается на здоровых сверстников. Проблемы должны решаться за счет сопровождения тьютором – рядом с особым ребенком находится проводник, адаптер, который обеспечивает коммуникацию, следит за состоянием своего подопечного, чтобы тот не перегружался, не переутомлялся. Это особенно важно для начальной школы...
Но тьюторов у нас пока практически нет. Во-первых, пора их обучать на педагогических и психологических факультетах. Во-вторых, есть огромный опыт в реабилитационных центрах. Например, «Наш солнечный мир» – бесплатно! – готовит тьюторов. Мы занимаемся с нянями, педагогами, студентами. Развитие этого направления крайне важно, потому что опыт, который могут обрести дети с особенностями психического развития в обычной среде, не заменить ничем – он необходим особому ребенку для динамичного развития.
ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Елена, мама 5-летнего Павла:
«Мальчик родился здоровым: хорошо ел, нормально прибавлял в весе, был спокойным ребенком. А потом началось непонятное: он не хотел играть в ладушки, молчал, как рыба, когда детям уже положено лепетать, начинал плакать, стоило взять его на руки. В 9 месяцев мы пошли к неврологу, тот сказал: «Не волнуйтесь, все нормально. Через полгода – то же самое. А ситуация ухудшалась. Нам ставили самые разные диагнозы. И только в 4,5 года я услышала: «У вашего сына – аутизм». Первая реакция – шок. Пережили! Но как решить проблему, где и как искать специалистов по коррекции, у нас в городе их нет…»
ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Диана, мама 7-летней Полины:
«Нам в 1 год 8 месяцев невролог сказал: «У ребенка – аутические черты. Это особенности развития личности, которые весьма успешно можно корректировать». Мы занимались в разных реабилитационных центрах. Но и в 5 лет дочь не говорила, плохо реагировала на окружающих. А потом пришли в «Наш солнечный мир». Сейчас у Полины большой словарный запас, она говорит, правда, пока строит свою речь очень просто. Общается не только со мной, но и с детьми, серьезно увлеклась музыкой».
ОТСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Наталья, мама 8-летнего Антона:
«У моего сына легкая форма аутизма: он говорит, читает, прекрасно считает. Хотелось бы отдать его не в специализированную школу, а в обычную. В Москве сейчас идет эксперимент по инклюзивной методике обучения: есть несколько школ, где со здоровыми детьми в классе занимаются 1-2 особых ребенка. И все-таки сомневаюсь. Не растеряется ли он в новой среде, сможет ли усваивать программу, как будут относиться к нему дети? Пугает их жестокость, насмешки…»
Подготовила Ольга Филатова
ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ / ДЕТИ АУТИЧЕСКИЕ (игровая терапия аутических детей) — метод психотерапии, основанный на игровых занятиях с аутическими детьми (-> аутизм детский), ориентированных прежде всего на установление между детьми и терапевтом положительного контакта эмоционального.
При этом используются рисование, игры с разнообразными
- Мне нравится (3)