Значимость школьной библиотеки в информационном и образовательном пространстве школы

Киржинова Саида Аскербиевна

 "То, как школа использует свою библиотеку, показывает, что в ней понимают под образованием". Эти слова Дж.Брауна доказывают, что реализация ФГОС  была бы невозможна без участия библиотеки. В современных условиях главной целью функционирования школьной библиотеки является полноценное информационное сопровождение образовательного процесса. Повышению значимости школьной библиотеки в информационном и образовательном пространстве школы  способствует придание ей статуса информационного центра, интегрирующего все информационные ресурсы образовательного учреждения.

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества. От подготовленности, целевых установок школьников зависит инновационный путь развития государства. Именно поэтому, педагоги и  школьные библиотекари активно включились в общий познавательный процесс. Их совместная работа, основанная на тесном сотрудничестве, направлена на достижение единой цели - формирование мотивации детей к самостоятельному получению информации, саморазвитию, путем предоставления свободного доступа к массиву необходимых информационных ресурсов.

Школьная библиотека, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, выстраивает свою работу с учетом особенностей организации учебно-познавательной деятельности конкретного учебного учреждения, в соответствии с программой развития школы. Одной из приоритетных задач нашей библиотеки является формирование у учащихся стойкого интереса к чтению и учению, развитие навыка пользования библиотекой для получения новых знаний, не только в период обучения в школе, но и в дальнейшем.    

В условиях активизации процессов трансформации образования, связанных с необходимостью решения новых задач, адекватных этапу развития информационного общества, меняется и деятельность школьной библиотеки. Школьная библиотека становится не только центром учебного процесса, но и эффективной площадкой для внедрения педагогических инноваций. Библиотечно-информационный центр с мощной технологической и программной базой способен сыграть ключевую роль в процессе обучения школьников поиску нужной информации, ее обработке и анализу.

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности. «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий».

Именно в библиотеке ребенок научится основам информационной культуры, т.е. научится формулировать цель своей работы и запрос, искать, оценивать и отбирать необходимую информацию, уметь ее перерабатывать и  представлять. Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке с учетом возрастных особенностей  детей.

В программах преподавания ряда предметов в нашей школе особое место отводится изучению краеведческого материала. Краеведение, рассматриваемое как основа формирования мировоззрения, средство комплексного воспитания школьников, является также основой различных специализированных курсов, осваиваемых учащимися нашей школы с большим интересом.

Так, в рамках реализации внеурочной деятельности, для первоклассников был разработан курс «История моей республики». Работа по изучению родного края расширяет кругозор младших школьников и способствует формированию общих исторических понятий. У детей  возникает потребность в поисках того или иного краеведческого материала. И основную помощь в этом оказывает школьная библиотека. Сбор исторических сведений происходит по-разному:

  • изучение материалов, опубликованных в печати;
  • создание тематических папок;
  • проведение библиотечных уроков, викторин и конкурсов;
  • участие в проектах «Война – экологическое бедствие», «Праздничное настроение» и др.

Учителя сотрудничают с библиотекарями, вместе разрабатывают, готовят занятия. Любые школьные мероприятия – праздники и семинары, конкурсы и заседания методических объединений, олимпиады и предметные недели – начинаются с библиотеки. Многие из них проводятся непосредственно в библиотеках. Хочется, чтобы эти помещения были современными, здоровьесберегающими. Ведь школьная библиотека – это не только центр информации, но и территория толерантности и комфортной развивающей среды, центр общения и релаксации, психологической поддержки и духовной культуры.

Модернизация образования, введение новых образовательных стандартов ведет к повышению статуса школьных библиотек.

Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты - это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.