Патриотическое воспитание

Горинова (Николаева) Анастасия Владимировна

Патриотическое воспитание у младших школьников.

В настоящее время, одной из актуальных проблем современного общества, является воспитание подрастающего поколения, в частности патриотическое, ключевой целью которого является формирование у молодого поколения патриотизма. Данная цель обусловливает необходимость ориентации образовательных учреждений, а, значит, педагогов на преодоление многих пробелов в этой области.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всякий раз считалось и сейчас еще остается одной из ключевых задач современной школы, так как младший школьный возраст считается  сензитивным временем для привития чувств любви к Родине. Патриотизм представляет собой один из более значимых черт, характеризующих современную культурную личность, знающую и уважающую историю, культуру и традиции своей страны.

Современная действительность выдвигает школе большой спектр требований, перед ней стоит задача подготовки нового поколения к духовно-практической жизнедеятельности, его позитивной социализации. То есть образовательное учреждение должно дать необходимое и достаточное образование и воспитание в целом, в том числи уделять большое внимание патриотическому воспитанию.

Патриотизм отражает отношение граждан к своей, выражается готовностью служить ей и защищать ее; бережное и уважительное отношение к необъятным просторам страны, ее природе, героям истории прошлого и сегодняшним противоречивым реальностям, народу, населяющим ее, их национальным достоинствам: культуре, традициям, соотечественникам. Следовательно, под патриотизмом следует понимать ощущение сопричастности человека к настоящему и прошлому Родины, ответственности за нее.

Патриотическое воспитание является частью общего учебно-воспитательного процесса, который представляет собой целенаправленную и систематическую работу органов государственной власти и общественных организаций для формирования у граждан высокой патриотической сознательности, чувства верности к своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества.

В настоящее время вопросы патриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодёжи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности, с явным ослаблением нравственных «тормозов».

При этом оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, — в детской среде.

Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления личности. Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России.

Поэтому наиболее актуальной задачей на данный момент общественного развития является разработка концептуально новых подходов к организации патриотического воспитания учащихся, с формированием теоретических основ и наиболее эффективных методов и форм его практической реализации.

Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

 Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития. Жизненное самоопределение школьников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось. Это происходит по той причине, что в нынешнем, относительно свободном обществе, девальвируются многие нравственные ценности, без которых человеку невозможно стать полноценной, адекватно сформированной личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание у младших школьников.

В настоящее время, одной из актуальных проблем современного общества, является воспитание подрастающего поколения, в частности патриотическое, ключевой целью которого является формирование у молодого поколения патриотизма. Данная цель обусловливает необходимость ориентации образовательных учреждений, а, значит, педагогов на преодоление многих пробелов в этой области.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всякий раз считалось и сейчас еще остается одной из ключевых задач современной школы, так как младший школьный возраст считается  сензитивным временем для привития чувств любви к Родине. Патриотизм представляет собой один из более значимых черт, характеризующих современную культурную личность, знающую и уважающую историю, культуру и традиции своей страны.

Современная действительность выдвигает школе большой спектр требований, перед ней стоит задача подготовки нового поколения к духовно-практической жизнедеятельности, его позитивной социализации. То есть образовательное учреждение должно дать необходимое и достаточное образование и воспитание в целом, в том числи уделять большое внимание патриотическому воспитанию.

Патриотизм отражает отношение граждан к своей, выражается готовностью служить ей и защищать ее; бережное и уважительное отношение к необъятным просторам страны, ее природе, героям истории прошлого и сегодняшним противоречивым реальностям, народу, населяющим ее, их национальным достоинствам: культуре, традициям, соотечественникам [2]. Следовательно, под патриотизмом следует понимать ощущение сопричастности человека к настоящему и прошлому Родины, ответственности за нее.

Патриотическое воспитание является частью общего учебно-воспитательного процесса, который представляет собой целенаправленную и систематическую работу органов государственной власти и общественных организаций для формирования у граждан высокой патриотической сознательности, чувства верности к своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества [1, с. 4].

Для формирования чувства патриотизма у учащихся необходимо знание не только сущности и содержания, но и его структурных компонентов, выступающих носителями указанного чувства. В исследованиях И. Ф. Харламова, выделены следующие компоненты патриотизма: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эммоционально-чувственный, поведенческий и волевой [3].

Я посчитала целесообразным определить уровень патриотической воспитанности у младших школьников.

Согласно полученным данным наблюдения, в котором определялись следующие характеристики, отражающие эмоционально-чувственный и поведенческо-деятельностный компоненты патриотической воспитанности: отношение к родной природе; гордость за свою страну; забота о своей школе, высокого уровня не наблюдается ни у кого из испытуемых, у 52 % учащихся — средний уровень, а у остальных 48 % — низкий уровень.

Мною были проведены три анкеты на выявление знаний, т. е. изучался когнитивно-интеллектуальный компонент: о патриотизме; о России; о Ленинградской области.

Целью анкеты № 1 было выявить уровень знаний младших школьников о патриотизме. Проанализировав результаты, выяснили, что высокий уровень — 0 %; средний уровень — 84 %; низкий уровень — 16 %.

Цель следующего анкетирования состояла в выявлении уровня знаний о России. По результатам второго анкетирования пришли к выводу о том, что средний составил 52 %, низкий — 48 %.

Цель анкеты № 3 было определить уровень знаний учащихся о Белгородской области. Проанализировав полученные результаты, выявили, что высокий уровень составил 0 %, средний — 8 %, низкий — 92 %.

Обобщая результаты наблюдения и анкетирования, определили уровень патриотической воспитанности у младших школьников: низкий уровень составляет 48 %, у остальных детей наблюдается средний уровень –52 %.

Таким образом, результаты диагностики выявили, что только половина младших школьников имеет средний или низкий уровень патриотической воспитанности, высокого уровня не выявлено. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа по патриотическому воспитанию младших школьников в условиях образовательного учреждения.

В своей педагогической практике активно занимаюсь проектированием образовательного процесса, направленного на патриотического воспитание младших школьников. На классных часах применяю множество разнообразных методов, приемов и средств, способствующих формированию патриотических чувств у учащихся, что, в свою очередь, помогает решать более масштабную цель — способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

На основе этой статьи, разработала проектно-исследовательскую работу, по изучению своего родного города, города воинской славы – Колпино.

На реализацию такого проекта ушло пол года.

Во время исследований родного города, младшие школьники посетили памятные места, возложили цветы. Также посетили музей Ижорских заводов.

Во время проведения, учащиеся самостоятельно конструировали из бумаги, спичек, спичечных коробков, ткани. Создали поделку приуроченную к 75-летию победы в Великой Отечественной Войне, создали «Альбом памяти», где учащиеся рассказали о своих героях, и рассказали о самом запоминающемся подвиге героя Великой Отечественной Войны.

В настоящее время вопросы патриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодёжи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности, с явным ослаблением нравственных «тормозов».

При этом оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, — в детской среде [1, с. 308; 2, с. 406].

Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления личности. Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России.

Поэтому наиболее актуальной задачей на данный момент общественного развития является разработка концептуально новых подходов к организации патриотического воспитания учащихся, с формированием теоретических основ и наиболее эффективных методов и форм его практической реализации.

Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

 .Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития. Жизненное самоопределение школьников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось. Это происходит по той причине, что в нынешнем, относительно свободном обществе, девальвируются многие нравственные ценности, без которых человеку невозможно стать полноценной, адекватно сформированной личностью.

Литература:

  1. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа: плюс и минус. 2002. № 4. С. 4–6.
  2. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития // Воспитание школьников. 2003. № 5. С. 17–18.
  3. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 349 с.