Развитие координационных способностей младших школьников через ДОП образование «Подвижные игры»
Период во многом определяющий физическое и психологическое развитие детей – это младший школьный возраст. В этом возрасте у детей меняется вид деятельности с игровой в учебную (Эльконин Д. Б.). Объём двигатeльной активности снижаeтся примерно в два раза, хотя потрeбность в движении не становится мeньше (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.).
Задача учителей заключается в том, чтобы учащийся прeодолел этот пeриод с наимeньшими потeрями для своего здоровья и развития. Дисциплинa «физичeская культурa» являeтся eдинствeнным прeдметoм шкoльного расписания, направлeнным на укрeпление здoровья шкoльников и пoвышение уровня их физичeского развития и подгoтовлeннoсти. Этого не достаточно.
Наблюдения, показали, что только меньше половины учащихся начальных классов можно отнести к практически здоровым, всё меньше детей поступает в школу с 1 группой здоровья. Развитие координационных способностей у них на очень низком уровне. Ещё Н.А. Бернштейн ещё в свое время заметил, что ловкость из всех остальных двигательных качеств стоит ближе к нервной системе, и именно она определяет отношение нервной системы к навыкам и от неѐ зависит, насколько быстро, у человека может сформироваться тот или иной двигательный навык, и насколько он высокого совершенства сумеет достичь. Исходя из этого выбрана данная тема.
Возникает вопрос: «Как можно развить координационные способности?». Есть много утверждений на данную тему. По мнению В. И. Ляха автора учебника по физической культуре для общеобразовательных организаций, координационные способности можно развивать с помощью упражнений, рекомендованных школьной программой, а также с помощью любых других двигательных действий и видов спорта, которыми вы занимаетесь.
Но результаты нормативов дают яркую картину того, что дети, не занимающиеся дополнительно в спортивных кружках имеют низкие показатели. Исходя из этого, предложено внести кружок «Подвижные игры» для развития координационных способностей младших школьников.
Подтвердим это практическим исследованием, которое проводилось в течение двух лет учебного 2017 по 2019 года. В нём принимали участие учащиеся начальных классов. На момент исследования им было 7,3±0,42 лет. Ученики были поделены на две группы: «А» – экспериментальную, «Б» – контрольную (по 10 мальчиков в каждой группе). Исследование проводились не только в спортивном зале (ноябрь – апрель), но и на улице (сентябрь – октябрь). Тесты проводились только в спорт. зале.
В первую неделю сентября 2017г. У детей экспериментальной группы было проведено тестирование изучаемых координационных способностей. Повторный тест был проведён в январе 2018 г., в сентябре 2018 и в январе 2019 года в обеих группах проводились занятия. В это время оба класса учились по традиционной программе физической культуры.
В экспериментальной группе на уроках, кроме элементов традиционной программы, было предложено использование экспериментального комплекса упражнений и подвижные игры, направленные на развитие координационных способностей. Предложенные упражнения были внесены в подготовительную часть урока 10 минут, а подвижные игры в заключительную 3-5 минут. В общей сложности 13-15 минут урока было задействовано для развития координационных способностей.
Контрольная группа в это время занималась по традиционной программе В.И.Ляха. В каждом уроке, как и в экспериментальной группе, было 3 части: подготовительная, основная, заключительная. Полученные данные были сведены в таблицы и проанализированы методами и математической статистики.
Разработан и опробован комплекс упражнений двигательной активности, включающий упражнения на развитие координационных способностей.
В экспериментальной группе разминка включала в себя бег 4-6 мин в непрерывном умеренном, темпе. После бега выполнялись 5-6 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 6-8 раз. С течением времени последовательность разминки менялась, чтоб небыло привыкания. Зная, что игровой метод благоприятно влияет на развитие координационных способностей, они тоже были включены в комплекс для экспериментальной группы: «Запрещенное движение», «Охотники и утки», «Жмурки», «Гусеница», «Мыши в мышеловке», «Караси и щука», «День и ночь», «Хвостики», «Волк во рву», «Канатоходец», «Мяч в корзину», «Рыбаки и рыбки», «Третий – лишний».
Дети контрольной группы в это время выполняли задания в рамках традиционной системы занятия (урока) физической культуры: ходьба различного вида, бег, шаги, упражнения равновесие и пр. ( Лях В. И.,2003).
Тестирование координационных способностей проводились с целью выявления способности к равновесию, ориентационной способности, способности к дифференцированию реагирования, способности к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров, ритмической способности. Для статистической обработки материала использовались: графические, среднее арифметическое, среднее отклонение, ошибка среднего, критерий Стьюдента. Различия между данными признавалась достоверными при значении р < 0,05. Для анализа результатов использовались пакеты МС Excel.
При первичном тестировании в «Позе аиста», где изучалось статистическое равновесие было выявлено, что группы были статистически сопоставимы (контрольная группа 14,5±1,04 с; экспериментальная 15,4±0,98 с; р˃0,05).
При сравнении с возрастными нормативными критериями было выявлено, что они находятся в области значений ниже нормы.
При повторном тестировании в «Позе аиста» между группами, которое состоялось в январе 2018 года, можно сказать, что результат экспериментальной группы достоверно выше контрольной (контрольная группа 16,4±0,6 с; экспериментальная группа 19,9±0,83 с; р<0,005).
При сравнении с нормативными значениями было выявлено, что результаты экспериментальной группы находились в границах нормы, а результаты контрольной группы были ниже нормы.
Третье тестирование – в первой неделе сентября, показало, что у экспериментальной группы результат достоверно выше (контрольная группа 16,4±0,8 с; экспериментальная группа 20,1±0,76 с, р=0,006). При сравнении с нормами было выявлено, что результаты экспериментальной группы были в области нормальных значений, в то время как данные контрольной были ниже нормативных показателей.
Четвёртое тестирование, которое состоялось в январе 2019 года, выявило достоверное увеличение времени статического равновесия (контрольная группа 17,2±0,62 с; экспериментальная группа 22,1±0,8 с, р=0,0003). При сравнении с возрастными нормативными значениями экспериментальная группа – норма, а контрольная – ниже нормы.
Полученные результаты были занесены в итоговую таблицу, где указаны средние значения по группе в каждом тесте, с поправкой на межгрупповые различия (ошибка средней арифметической). Результаты диагностики уровня развития статической способности с помощью теста «Поза аиста» в период с сентября 2017 года по январь 2019 года.
Рассматривая изменение физического качества «статическое равновесие» в тесте «Поза аиста» контрольной группы выявлено, что между исследованиями, которые состоялись в сентябре 2017 года и в январе 2018 года (14,5±1,04 с; 16,4±0,6 с, р=0,1), нет существенных отличий.
Статические способности сопоставимы в январе 2018 года и в сентябре 2018 (16,4±0,6 с; 1,64±0,8 с, р=0,5).
По наблюдениям за динамикой физического качества «статическое равновесие» в тесте «Поза аиста» в сентябре 2018 года и январе 2019 года (16,4±0,8 с; 17,2±0,62 с, р=0,2), результаты статистически сопоставимы.
Сравнивая данные первичного теста на развитие статического равновесия за сентябрь 2017 года и итогового теста (январь 2019 года) наблюдаем достоверные отличия (14,5±1,04 с; 17,2±0,62 с, р=0,03, р<0,05).
Развитие координационных способностей, а именно статического равновесия в экспериментальной группе дало следующие результаты: динамика тестирования (сентябрь 2017 года – январь 2018 года (15,4±0,98 с, 19,9±0,83 с р=0,004)) дала достоверные отличия. Январь 2018 – сентябрь 2018 года (19,9±0,83 с; 20,1±0,76 с, р=0,4) – различия недостоверны. Сентябрь 2018 года – январь 2019 (20,1±0,76 с; 22,1±0,8 с, р=0,07) – статистически сопоставимы.
Сравнивая итоговые результаты первичного теста «Поза аиста» на развитие статического равновесия за сентябрь 2017 года, январь 2019 года наблюдаем достоверные отличия (15,4±0,98 с; 22,1±0,8 с, р=0,0001).
Полученные результаты были занесены в итоговую таблицу, где указаны средние значения по группе в каждом тесте, с поправкой на внутригрупповые различия (ошибка средней арифметической). Результаты диагностики уровня развития статической способности с помощью теста «Поза аиста» в период с сентября 2017 года по январь 2019 года.
По полученным данным можем сделать вывод, что предложенная методика благоприятно повлияла на статическое равновесие в экспериментальной группе. Методика В. И. Ляха положительно влияет на развитие статических способностей.
При тесте «Челночный бег», где изучалась способность к быстрому реагированию – способность к быстрой мобилизации организма, увидели, что группы были статистически сопоставимы (контрольная группа 10,8±0,23 с; экспериментальная 10,3±0,14 с; р ˃ 0,05).
При сравнении с возрастными нормативами было выявлено, что обе группы находятся в области значений средних результатов.
При повторном тестировании «Челночный бег», которое состоялось в январе 2018 года, можно сказать, что результат экспериментальной группы достоверно выше контрольной (контрольная группа 10,1±0,25 с; экспериментальная группа 9,1±0,09 с; р = 0,06). При сравнении с возрастными нормами было выявлено, что контрольная группа осталась в области значений средних результатов, экспериментальная – в области значений высоких результатов.
Третье тестирование, которое состоялось в первой неделе сентября 2018 года, показало, что группы статистически сопоставимы (контрольная группа 10,3±0,15 с; экспериментальная группа 10,3±0,18 с, р=0,11).
При сопоставлении с нормативными значениями было выявлено, что экспериментальная группа находится в пределах средних значений, контрольная группа – в низких.
В ходе проведённого четвёртого тестирования, которое состоялось в январе 2019 года, результаты достоверно улучшились относительно полученных данных в третьем тестировании (контрольная группа 10,1±0,25 с; экспериментальная группа 9,1±0,09 с, р=0,002). При сравнении с возрастными нормативами экспериментальная группа показала средний уровень, а контрольная – низкий.
Полученные результаты были занесены в итоговую таблицу, где указаны средние значения по группе в каждом тесте, с поправкой на межгрупповые различия (ошибка средней арифметической). Результаты диагностики уровня развития статической способности с помощью теста «Челночный бег» в период с сентября 2017 года по январь 2019 года.
Рассматривая развитие физического качества «способность к реагированию» в тесте «Челночный бег» контрольной группы, выявлено, что между исследованиями, которые состоялись в сентябре 2017 года и в январе 2018 года (10,8±0,23 с; 10,1±0,25 с, р=0,04) имеются существенные отличия.
Способности к быстрому реагированию статистически сопоставимы в январе 2018 года и в сентябре 2018 (10,1±0,25 с; 10,3±0,15 с, р =0,2).
Наблюдения за динамикой физического качества «способность к реагированию» в тесте «Челночный бег» (сентябрь 2018 года и январь 2019 года (10,3±0,15 с; 10,1±0,25 с, р=0,27) показали несущественные отличия.
Сверяя результаты первичного теста, направленные на развитие быстрой мобилизации организма и способности к реагированию за сентябрь 2017 года и январь 2019 года, наблюдаем достоверные отличия (10,8±0,89 с; 10,1±0,25 с, р=0,04)
Развитие способности к реагированию в экспериментальной группе дало следующие результаты: динамика тестирования (сентябрь 2017 года – январь 2018 года (10,3±0,14 с; 9,1±0,09 с, р=0,002)) дала достоверные отличия. Результат января 2018 года улучшился по отношению к данным сентября 2017 года. В январе 2018 – сентябре 2018 года (9,1±0,09 с; 10,3±0,18 с, р=0,0007) видны достоверны различия. В этот период наблюдается тенденция к снижению, что объясняется тем, что у испытуемых был каникулярный период и как следствие перерыв в занятиях по предложенной методике. В сентябре 2018 года – январь 2019 (10,3±0,18 с; 9,12±0,09 с, р=0,0007) заметны достоверные отличия. Сравнивая итоговые результаты теста «Челночный бег» на развитие способности к реагированию за сентябрь 2017 года и итогового теста за январь 2019 года наблюдаем достоверные отличия (10,39±0,14 с, 9,12±0,09 с, р=0,0001)
Результаты исследования экспериментальной группы были занесены в итоговую таблицу, где указаны средние значения по группе в каждом тесте, с поправкой на внутригрупповые различия (ошибка средней арифметической). Итоги диагностики уровня развития к быстрому реагированию с помощью теста «Челночный бег» в период с сентября 2017 года по январь 2019 года.
Исходя из результатов исследования в развитии способности реагированию в тесте «Челночный бег», делаем вывод, что предложенная методика благоприятно повлияла на экспериментальную группу.
В процессе исследования ориентационной способности с помощью теста «Три кувырка вперёд» группы показали следующие результаты: сентябрь 2017 года (контрольная группа 6,48±0,26 с, экспериментальная группа 6,99±0,2 с, р=0,2) – группы статистически сопоставимы. При сравнении с возрастными нормами было выявлено, что обе группы находятся в области значений средних результатов.
Январь 2018года: (контрольная группа 6,23±0,64 с, экспериментальная 6,4±0,21 с, р=0,4) – результат не имеет достоверных отличий. Анализируя возрастные нормативы, видим, что обе группы находятся на среднем уровне. В сентябре 2018 года (контрольная группа 6,85±0,2 с, экспериментальная группа 6,99±0,21 с, р=0,3) анализ дал несущественные отличия: группы статистически сопоставимы. По возрастным показателям группы среднего уровня. Январь 2019 года: (контрольная группа 6,74±0,23 с, экспериментальная группа 6,2±0,5 с, р=0,2) – между группами нет существенных различий. Возрастной показатель развития ориентационных способностей среднего уровня.
При анализе динамики каждой группы видны следующие результаты: контрольная группа – сентябрь 2017 года – январь 2018 года (6,48±0,26 с; 6,74±0,23 с; р=0,2) исход статистически сопоставим. Январь 2018 года - сентябрь 2018 года (6,74±0,23 с; 6,85±0,2 с; р=0,3) результат не имеет существенных отличий. Сентябрь 2018 года - январь 2019 года (6,85±0,2 с; 6,74±0,23 с, р=0,3) результат статистически сопоставим. Сентябрь 2017 года – январь 2019 года (6,48±0,26 с; 6,74±0,23 с, р = 02). Показатели не имеют явных отличий.
Экспериментальная группа: Сентябрь 2017 года – январь 2018 года (6,78±0,65 с; 7,8±0,26 с, р = 0,08) результаты статистически сопоставимы. Январь 2018 года – сентябрь 2018 года (7,8±0,26 с; 6,99±0,5 с, р = 0,08) результат не имеет достоверных отличий. Сентябрь 2018 года – Январь 2019 года (6,99±0,5 с; 6,2±1,08 с, р = 0,11) Итог статистически сопоставим.
Исходя из итогов исследования в развитии способности к ориентированию в тесте «Три кувырка вперёд», делаем вывод, что результаты предложенной методика и методики В. И. Ляха статистически сопоставимы.
При первичном тесте «Ведение баскетбольного мяча», где изучалась способность к согласованию и реагированию, было выявлено, что группы были статистически сопоставимы (контрольная группа 20,25±0,5 с; экспериментальная 20,08±0,6 с; р˃0,05). При сравнении с возрастными нормативами было выявлено, что контрольная и экспериментальная группа находятся в области значений средних результатов.
Тестирование в январе 2018год дало следующие результаты: (контрольная группа 18,65±0,48 с, экспериментальная группа 16,58±0,4 с, р=0,006) результат имеет достоверные отличия. Сентябрь 2018года (контрольная 18,75±0,46 с, экспериментальная 17,69±0,2 с, р=0,05) – результаты достоверны. Январь 2019 года (контрольная 18,65±0,48с, экспериментальная 16,58±0,41 с, р=0,006) – результат располагает достоверные отличия.
В ходе определения ритмической способности было получено, что в экспериментальной группе с сентября 2017 года по январь 2018 года (20,08±0,6 с, 16,58±0,4 с, р=0,0005) – результаты имеют достоверные отличия. Первый учебный год благоприятно повлиял на развитие ритмической способности. результат января 2018года – сентября 2018 года (16,58±0,4 с, 17,69±0,2 с, р=0,03) – данные статистически не сопоставимы. Можно предположить, что это связано с тем, что у детей в этот период небыло должной физической нагрузки так как они были оторваны от учебной деятельности в летний период. Сентябрь 2018года – январь 2019года ( 17,69±0,2 с, 16,58±0,41 с, р=0,03) – результат достоверен; сентябрь 2017 года – январь 2019 года (20,08±0,6 с, 16,58±0,41 с, р =0,0005) – есть существенные отличия.
Исходя из данных исследования развития ритмической способности в тесте «Ведение баскетбольного мяча», делаем вывод, что данные экспериментальной группы имеют достоверные различия, а у контрольной группы результаты статистически сопоставимы.
Данный факт может быть обусловлен тем, что в экспериментальной группе проводились занятия по модульной программе, включающей подвижные игры и экспериментальные упражнения, направленные на развитие координационных способностей, в то время как контрольная группа занималась по традиционной программе.
Таким образом, исходя из проделанной работы, можно сделать вывод о том, что уровень развития координационных способностей, как ориентационная, реагирование, статическое равновесие, ритмическая способность у младших школьников находятся на среднем уровне. Доказано, что экспериментальная методика более эффективна в развитии статического равновесия, способность к реагированию, ритмическая способность. Из данных делаем вывод о том, что дополнительное развитие координационных способностей детей в начальных классах необходимо, как и показали результаты исследования. Поэтом целесообразно помимо уроков физической культуры вводить дополнительную программу (кружок или секцию) «Подвижные игры», направленную на развитие координационных способностей.