Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве (из опыта работы)
Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве (из опыта работы)
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. Ученые, методисты и учителя-практики отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению.
Вместе с тем, современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идей индивидуального подхода в условиях массового образования.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?
Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики. Поэтому востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
В своей педагогической деятельности исследовательскую деятельность ввожу в учебный процесс с 1 класса. В ней принимают участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Каждый ребенок исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент. А исследовать он будет только то, что ему действительно интересно.
Поэтому в своей работе создаю такие условия в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении учащихся к исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность оказалась интересной и любимой для моих учеников.
В своей педагогической практике опираюсь на основы исследовательской деятельности изложенные в работах классиков педагогики Я.А. Коменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.
Целью моей педагогической деятельности является совершенствование исследовательской деятельности младших школьников с целью развития интеллектуально-творческого потенциала.
Достижение планируемого результата предполагает решение следующих задач:
- активизация и актуализация полученных школьниками знаний;
- систематизация знаний;
- знакомство с комплексом материалов, выходящих за пределы школьной программы;
- развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы;
- анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
- отбирать и систематизировать материал;
- использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;
- публично представлять результаты исследования;
- создавать продукт, востребованный другими.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности использую разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- интервьюирование (встреча со специалистами);
- подумать самостоятельно;
- посмотреть в компьютере или по телевизору.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.
Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Защита работы может проходить в виде конференции, презентации, доклада.
Для формирования у учащихся основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать следующие методики.
Методики развития исследовательских умений.
Развитие умения видеть проблему. Найти и сформулировать проблему важнее и труднее, чем ее решить. Предлагаю некоторые из таких заданий.
Задание: «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Составление рассказа от имени разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Можно написать сочинение. Отмечать надо каждый неожиданный поворот сюжетной линии.
Задание: «Назови как можно больше признаков предмета».
Наблюдение – один из способов выявления проблемы. Хорошим заданием для развития умений наблюдать «Наблюдение очевидного», «Тема одна – сюжетов много».
Развитие умений выдвигать гипотезу. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Задание: «Давайте вместе подумаем». Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему бывает день и ночь? При этом, мы обычно используем слова: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, если что…
Развитие умения задавать вопросы. Задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать о новой теме», «Найти загаданное слово», «Задай как можно больше вопросов (например, Мудрой сове)», вопросы «Домашним животным», «Найди причину события с помощью вопроса». Игра «Угадай, о чем спросили?».
Развитие умений давать определение понятиям. Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к общению и формулированию понятий, использую разные методы. Один из таких – метод определения понятий. Учащимся предлагается предмет, дать определение этому предмету.
Развитие умений классифицировать. Задание: «Продолжи ряд». Например: полезные ископаемые. Задание: «Найти ошибки и их прокомментировать».
Развитие умений и навыков экспериментирования. В ходе мысленного эксперимента исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. В ходе мысленного эксперимента решаются следующие задачи:
Что можно сделать из куска бумаги? Как к 8 прибавить 7? Как в предложении употребить слово «трава» в винительном падеже? Самые интересные эксперименты – реальные. Например: эксперимент по смешиванию красок, эксперимент с отражением света, эксперимент с магнитами и металлами, кристаллами льда и т.д.
Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Задания: «Проверить правильность утверждений», «Да, нет», «Скажите, на что похожи», «Назовите как можно больше признаков предметов».
Развитие умения создавать метафоры. Задание: «Объясните значение выражений». Фразеологизмы в русском языке.
Развитие умений создавать тексты. Для проведения исследования, необходимо вооружить учащихся доступными умениями работы с источниками информации. Особый вид умений – умения работать с текстом или книгой.
1 этап- беглый обзор текста, его просмотр.
2 этап – «задать себе вопросы по поводу текста».
3 этап – чтение. Глубокое знакомство с книгой.
4 этап – «выделить главное и второстепенное».
5 этап – «резюме».
Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающие, - важнейшее качество, требующее при обработке материалов, добытых в исследовании. Простой методический прием, позволяющий обучать этому – использование простых графических схем. Например, схема «Дерево» - на уроках русского языка при изучении родственных слов.
Развитие дивергентного и конвергентного мышления. В ходе этого типа мышления развиваются такие важные характеристики креативности, как: оригинальность, гибкость, беглость мышления. Задания: «Рассказ на заданную тему», «Расскажи другими словами», «Сочиняем сказку».
Средства обучения:
1. Карточки с изображением методов исследования:
- «Подумать самостоятельно»;
- «Спросить у другого человека»;
- «Посмотреть в книгах»;
- «Получить информацию у компьютера»;
- «Понаблюдать»;
- «Провести эксперимент»;
- «Связаться со специалистом».
2. Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований;
3. Словари, справочная литература, детские энциклопедии;
4. Медиа-ресурсы и электронные атласы и энциклопедии;
5. Логические задания, нестандартные задачи на смекалку и логику;
6. Коллекция исследовательских работ.
Необходимые условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Материал уроков использую с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использую исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживает интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач – поощрять творческие проявления учащихся, стремления к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы.
Учет возрастных особенностей. Вопрос об учете психологических особенностей младших школьников очень важен. Обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование - быть посильным, интересным и полезным.
Личность педагога. Чтобы проводить с детьми исследовательскую работу, нужен творчески работающий учитель, обладающий определёнными знаниями по исследовательской работе.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в исследовательскую деятельность:
В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки включаю задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающего мира, изобразительного искусства.
Пропедевтическую работу веду следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением;
- уроком-исследованием. Вначале постановку проблемы решаю сама, поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам; предположения, выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя.
Со 2 класса:
1. Организую специальные занятия по исследовательской деятельности. Знакомлю с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание».
2. Осуществляю коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам.
Например, подвожу учащихся к теме исследования «Мое родное село». Ученики сами формулируют проблему: противоречия между потребностью и возможностью узнать историю своего села и отсутствием знаний по этой теме. Ставят цель: организовывать поиск сведений. Определяют задачи: найти информацию об истории села, о наших земляках, прославивших родину; изучить растительный и животный мир окрестностей с. Баргузин. Выбирают методы исследования: наблюдение, опрос, экскурсии, встречи, изучение фотографий. С целью выполнения каждой задачи назначаю группы учащихся, работающих по исследованию определённого направления.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих умений.
3. Продолжаю работу по проведению кратковременных исследований.
4. Использую проблемные, поисковые методы, знакомлю с терминологией, работаем со словарями, энциклопедиями.
5. Предлагаю логические задачи. Провожу работу по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляю подготовку самостоятельного долговременного исследования. В классе на стенде «Я – исследователь» ребята могут поделиться результатами своей исследовательской работы.
Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении. Имеют представление о планировании работы, проводят вместе с взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.
В 3 классе:
1. На уроках использую игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Продолжаю учащихся знакомить с теорией исследования, методами исследования, структурой, историей исследования, предназначением исследований, местом исследований в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами.
3. Провожу коллективное исследование. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных предложений.
4. Осуществляю самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).
Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по данной теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе.
4. Ход исследования обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, оказываю консультативную помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну – две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.
Ученица проводила анкетирование по исследовательской работе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Узнали, кто из детей делает утром зарядку, любят ли спорт в семье, какие виды спорта знают дети, какие секции они посещают, где предпочитают проводить уроки физической культуры, что в их понятии «здоровый образ жизни».
После исследования 80% учащихся стали посещать спортивные секции, утреннюю гимнастику выполняют 100% учащихся. Дети стали чаще ходить с родителями в походы, на рыбалку, играть в шахматы, помогать в домашних делах.
Исследовательская работа «Зимующие птицы нашей местности» никого не оставила равнодушным. Каждый ученик повесил кормушку, ежедневно кормили пернатых, сделали фотовыставки, узнали много интересного о редких птичках: чечетке, крапивнике. Летом и осенью ребята готовят корм для птиц: семена дикорастущих растений, ягоды.
Выполнили интересную исследовательскую работу по теме «Улица имени братьев Козулиных». Участвуем в конкурсе исследовательских работ «Первые шаги». Провели коллективную исследовательскую работу по теме «Береза – символ России». Изучили картины художников, на которых изображены березы, выучили песни о березе, нарисовали рисунки, выучили стихи, провели презентацию «Свет родных берез».
В 4 классе на уроке уделяю большое внимание работе с источниками информации, с самой информацией, делают выводы, умозаключения. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований.
В своей работе использую исследовательские экскурсии. Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Часто экскурсия служила стартовой площадкой для детских исследований. Она давала мощный импульс детскому мышлению, позволяла увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий.
Учащиеся побывали на экскурсиях вместе с учителем:
- предприятиях с. Баргузин;
- МЧС;
- семенная лаборатория;
- краеведческий музей;
- водоем (пруд), родник и колодец;
- экскурсии в лес (осень, зима, весна).
Бальное выражение оценки результатов в исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место с силу следующих причин:
- учащиеся должны чувствовать себя успешными;
- учащиеся учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;
- исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой цели.
Следовательно, никто другой так, как он, не сможет оценить свой труд.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга: своих одноклассников, учащихся параллельных классов;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей.
С целью активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках использую и учу составлять:
- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания;
- задания на развитие творческих способностей;
- игры-исследования;
- игры-путешествия;
- ролевые игры.
Во внеклассных мероприятиях большое внимание уделяю исследовательской работе по краеведению:
- встречи со знатными людьми нашего села;
- праздники в нашем селе;
- родословная моей семьи;
- достопримечательности малой родины;
- природные богатства окрестностей нашего села.
Таким образом, описанные организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
В приобщении детей к исследовательской деятельности нацеливаю не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Когольницкая Ольга Константиновна, учитель начальных классов МБОУ «Баргузинская СОШ» № 27, с. Баргузин.
Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве (из опыта работы)
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. Ученые, методисты и учителя-практики отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению.
Вместе с тем, современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идей индивидуального подхода в условиях массового образования.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?
Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики. Поэтому востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
В своей педагогической деятельности исследовательскую деятельность ввожу в учебный процесс с 1 класса. В ней принимают участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Каждый ребенок исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент. А исследовать он будет только то, что ему действительно интересно.
Поэтому в своей работе создаю такие условия в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении учащихся к исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность оказалась интересной и любимой для моих учеников.
В своей педагогической практике опираюсь на основы исследовательской деятельности изложенные в работах классиков педагогики Я.А. Коменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.
Целью моей педагогической деятельности является совершенствование исследовательской деятельности младших школьников с целью развития интеллектуально-творческого потенциала.
Достижение планируемого результата предполагает решение следующих задач:
- активизация и актуализация полученных школьниками знаний;
- систематизация знаний;
- знакомство с комплексом материалов, выходящих за пределы школьной программы;
- развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы;
- анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
- отбирать и систематизировать материал;
- использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;
- публично представлять результаты исследования;
- создавать продукт, востребованный другими.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности использую разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- интервьюирование (встреча со специалистами);
- подумать самостоятельно;
- посмотреть в компьютере или по телевизору.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.
Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Защита работы может проходить в виде конференции, презентации, доклада.
Для формирования у учащихся основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать следующие методики.
Методики развития исследовательских умений.
Развитие умения видеть проблему. Найти и сформулировать проблему важнее и труднее, чем ее решить. Предлагаю некоторые из таких заданий.
Задание: «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Составление рассказа от имени разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Можно написать сочинение. Отмечать надо каждый неожиданный поворот сюжетной линии.
Задание: «Назови как можно больше признаков предмета».
Наблюдение – один из способов выявления проблемы. Хорошим заданием для развития умений наблюдать «Наблюдение очевидного», «Тема одна – сюжетов много».
Развитие умений выдвигать гипотезу. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Задание: «Давайте вместе подумаем». Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему бывает день и ночь? При этом, мы обычно используем слова: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, если что…
Развитие умения задавать вопросы. Задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать о новой теме», «Найти загаданное слово», «Задай как можно больше вопросов (например, Мудрой сове)», вопросы «Домашним животным», «Найди причину события с помощью вопроса». Игра «Угадай, о чем спросили?».
Развитие умений давать определение понятиям. Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к общению и формулированию понятий, использую разные методы. Один из таких – метод определения понятий. Учащимся предлагается предмет, дать определение этому предмету.
Развитие умений классифицировать. Задание: «Продолжи ряд». Например: полезные ископаемые. Задание: «Найти ошибки и их прокомментировать».
Развитие умений и навыков экспериментирования. В ходе мысленного эксперимента исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. В ходе мысленного эксперимента решаются следующие задачи:
Что можно сделать из куска бумаги? Как к 8 прибавить 7? Как в предложении употребить слово «трава» в винительном падеже? Самые интересные эксперименты – реальные. Например: эксперимент по смешиванию красок, эксперимент с отражением света, эксперимент с магнитами и металлами, кристаллами льда и т.д.
Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Задания: «Проверить правильность утверждений», «Да, нет», «Скажите, на что похожи», «Назовите как можно больше признаков предметов».
Развитие умения создавать метафоры. Задание: «Объясните значение выражений». Фразеологизмы в русском языке.
Развитие умений создавать тексты. Для проведения исследования, необходимо вооружить учащихся доступными умениями работы с источниками информации. Особый вид умений – умения работать с текстом или книгой.
1 этап- беглый обзор текста, его просмотр.
2 этап – «задать себе вопросы по поводу текста».
3 этап – чтение. Глубокое знакомство с книгой.
4 этап – «выделить главное и второстепенное».
5 этап – «резюме».
Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающие, - важнейшее качество, требующее при обработке материалов, добытых в исследовании. Простой методический прием, позволяющий обучать этому – использование простых графических схем. Например, схема «Дерево» - на уроках русского языка при изучении родственных слов.
Развитие дивергентного и конвергентного мышления. В ходе этого типа мышления развиваются такие важные характеристики креативности, как: оригинальность, гибкость, беглость мышления. Задания: «Рассказ на заданную тему», «Расскажи другими словами», «Сочиняем сказку».
Средства обучения:
1. Карточки с изображением методов исследования:
- «Подумать самостоятельно»;
- «Спросить у другого человека»;
- «Посмотреть в книгах»;
- «Получить информацию у компьютера»;
- «Понаблюдать»;
- «Провести эксперимент»;
- «Связаться со специалистом».
2. Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований;
3. Словари, справочная литература, детские энциклопедии;
4. Медиа-ресурсы и электронные атласы и энциклопедии;
5. Логические задания, нестандартные задачи на смекалку и логику;
6. Коллекция исследовательских работ.
Необходимые условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Материал уроков использую с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использую исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживает интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач – поощрять творческие проявления учащихся, стремления к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы.
Учет возрастных особенностей. Вопрос об учете психологических особенностей младших школьников очень важен. Обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование - быть посильным, интересным и полезным.
Личность педагога. Чтобы проводить с детьми исследовательскую работу, нужен творчески работающий учитель, обладающий определёнными знаниями по исследовательской работе.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в исследовательскую деятельность:
В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки включаю задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающего мира, изобразительного искусства.
Пропедевтическую работу веду следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением;
- уроком-исследованием. Вначале постановку проблемы решаю сама, поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам; предположения, выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя.
Со 2 класса:
1. Организую специальные занятия по исследовательской деятельности. Знакомлю с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание».
2. Осуществляю коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам.
Например, подвожу учащихся к теме исследования «Мое родное село». Ученики сами формулируют проблему: противоречия между потребностью и возможностью узнать историю своего села и отсутствием знаний по этой теме. Ставят цель: организовывать поиск сведений. Определяют задачи: найти информацию об истории села, о наших земляках, прославивших родину; изучить растительный и животный мир окрестностей с. Баргузин. Выбирают методы исследования: наблюдение, опрос, экскурсии, встречи, изучение фотографий. С целью выполнения каждой задачи назначаю группы учащихся, работающих по исследованию определённого направления.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих умений.
3. Продолжаю работу по проведению кратковременных исследований.
4. Использую проблемные, поисковые методы, знакомлю с терминологией, работаем со словарями, энциклопедиями.
5. Предлагаю логические задачи. Провожу работу по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляю подготовку самостоятельного долговременного исследования. В классе на стенде «Я – исследователь» ребята могут поделиться результатами своей исследовательской работы.
Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении. Имеют представление о планировании работы, проводят вместе с взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.
В 3 классе:
1. На уроках использую игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Продолжаю учащихся знакомить с теорией исследования, методами исследования, структурой, историей исследования, предназначением исследований, местом исследований в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами.
3. Провожу коллективное исследование. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных предложений.
4. Осуществляю самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).
Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по данной теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе.
4. Ход исследования обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, оказываю консультативную помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну – две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.
Ученица проводила анкетирование по исследовательской работе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Узнали, кто из детей делает утром зарядку, любят ли спорт в семье, какие виды спорта знают дети, какие секции они посещают, где предпочитают проводить уроки физической культуры, что в их понятии «здоровый образ жизни».
После исследования 80% учащихся стали посещать спортивные секции, утреннюю гимнастику выполняют 100% учащихся. Дети стали чаще ходить с родителями в походы, на рыбалку, играть в шахматы, помогать в домашних делах.
Исследовательская работа «Зимующие птицы нашей местности» никого не оставила равнодушным. Каждый ученик повесил кормушку, ежедневно кормили пернатых, сделали фотовыставки, узнали много интересного о редких птичках: чечетке, крапивнике. Летом и осенью ребята готовят корм для птиц: семена дикорастущих растений, ягоды.
Выполнили интересную исследовательскую работу по теме «Улица имени братьев Козулиных». Участвуем в конкурсе исследовательских работ «Первые шаги». Провели коллективную исследовательскую работу по теме «Береза – символ России». Изучили картины художников, на которых изображены березы, выучили песни о березе, нарисовали рисунки, выучили стихи, провели презентацию «Свет родных берез».
В 4 классе на уроке уделяю большое внимание работе с источниками информации, с самой информацией, делают выводы, умозаключения. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований.
В своей работе использую исследовательские экскурсии. Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Часто экскурсия служила стартовой площадкой для детских исследований. Она давала мощный импульс детскому мышлению, позволяла увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий.
Учащиеся побывали на экскурсиях вместе с учителем:
- предприятиях с. Баргузин;
- МЧС;
- семенная лаборатория;
- краеведческий музей;
- водоем (пруд), родник и колодец;
- экскурсии в лес (осень, зима, весна).
Бальное выражение оценки результатов в исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место с силу следующих причин:
- учащиеся должны чувствовать себя успешными;
- учащиеся учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;
- исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой цели.
Следовательно, никто другой так, как он, не сможет оценить свой труд.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга: своих одноклассников, учащихся параллельных классов;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей.
С целью активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках использую и учу составлять:
- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания;
- задания на развитие творческих способностей;
- игры-исследования;
- игры-путешествия;
- ролевые игры.
Во внеклассных мероприятиях большое внимание уделяю исследовательской работе по краеведению:
- встречи со знатными людьми нашего села;
- праздники в нашем селе;
- родословная моей семьи;
- достопримечательности малой родины;
- природные богатства окрестностей нашего села.
Таким образом, описанные организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
В приобщении детей к исследовательской деятельности нацеливаю не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Библиографический список
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Изд. «Учебная литература», 2007.
2. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа, 2006, №2.
3. Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. Самара: Изд. «Учебная литература», 2008.
4. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Изд. Дом. Первое сентября. Начальная школа, 2006, №10.
5. Савенков А.И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников. Изд. Дом. Первое сентября. Начальная школа, 2008, №12.
6. Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Начальная школа, 2008, №12.
7. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. Начальная школа, 2007, №11.
- Мне нравится (2)