Урок литературного чтения. Е.А.Благинина "Посидим в тишине". УМК "Школа России". 2 класс
Цель урока: пробудить у учащихся добрые и нежные чувства к близким на основе анализа стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с автобиографией поэтессы Е. А. Благининой, с её стихотворением «Посидим в тишине» Развивающие: совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи; Воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса к предмету, воспитанию уважительного отношения к ближним, чувства ответственности за свои поступки.
| ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; - формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения | Метапредметные: Познавательные УУД: Ученики учились: - читать пословицы, скороговорки, стихотворения, понимать и объяснять их фактическое содержание; - обобщать и классифицировать учебный материал; - формулировать несложные выводы, обосновывать свои суждения; - находить в произведении ответ на заданный вопрос, работать с разными источниками информации; - на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты Коммуникативные УУД: Ученики учились: -уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, - оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение Регулятивные УУД: Ученики учились: - определять цели урока; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
| Личностные: - показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; - содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать; - воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; - учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
|
Оборудование: - учебник «Литературное чтение» часть 2, составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. Ф. Голованова, - портрет Е. А. Благининой, - презентация, выполненная в программе Блокнот MimioStudio, - Песенка Мамонтёнка - https://www.youtube.com -на доске карточки с предложениями: «Самое прекрасное слово на земле – мама. Мама спит. Я играю спокойно.»
|
Ход урока
1. Организационный этап. Мотивация к работе.
Повторяем правила чтения.
(Хором)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим
Здравствуйте, садитесь. Сейчас у нас урок чтения.
Слайд 1.
Речевая разминка.
читаем “глазами”, следуя за указкой учителя;
говорим, но беззвучно (шевеля губами);
шепотом;
вполголоса;
медленно, выделяя каждый слог;
в полный голос
- Что такое тишина? 2. Актуализация полученных ранее знаний.
Посмотрите на доску, вам нужно разгадать кроссворд, и вы узнаете, о ком мы будем говорить на уроке
Слайд 2.
1. Кто написал стихотворение «Снег теперь уже не тот»?
2. Как звали подругу Кати, которая навестила ее в больнице?
3. Назовите кличку собаки из произведения «Почему».
4. Произведение, какого времени года мы изучаем в этом разделе?
3. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.
Сегодня мы продолжим чтение произведений о маме.
Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Давайте поучимся читать красивое предложение о маме. (На доске)
Самое прекрасное слово на земле – мама. Слайд 3.
Чтобы узнать со стихотворением какого автора мы познакомимся,
вам нужно читать слоги через один (сначала в треугольниках,
затем в прямоугольниках). (При проверке дети составляют слова, работая стилусом)
- Произведение какого автора мы будем сегодня читать?
- Сегодня мы познакомимся с замечательной поэтессой 20 века!
Еленой Александровной Благининой (Показ портрета поэтессы).
- Что вы знаете о Е. Благининой:
4. Изучение нового материала
- Знакомство с биографией и творчеством Е.Благининой Слайд 4.
Годы жизни 1903-1989
У Елены Благининой было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи А.С. Пушкина. С 8 лет Елена Благинина начала сочинять стихи и сказки.
Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в возрасте 30 лет. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. Слайд 5.
Выставка книг
И все эти стихотворения
Елена Александровна писала для малышей и для тех ребят, которые только что пришли в школу. Закончив институт, она переводила на русский язык стихи украинских поэтов. Главные герои её произведений - девочки.
Елена Александровна посвятила много стихотворений маме. Ведь мама – главное слово в жизни любого человека
Девочка никогда не думала, что будет поэтессой, она всегда собиралась быть учителем.
- Посмотрите на экран, там представлены некоторые книги поэтессы. Слайд 6.
2) Первичное восприятие
- Откройте учебники на стр. 119. Прочитайте название стихотворения. Предположите, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?
- Послушайте это стихотворение. Следите по тексту, обращая внимание на непонятные слова.
Чтение стихотворения учителем
(Проверка первичного восприятия текста)
3) Анализ первичного восприятия
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
- О ком это произведение?
4) Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение
Откройте учебники на странице 119. Прочитайте это стихотворение в полголоса.
- Найдите слова, которые вам непонятны, отметьте их точкой.
5) Словарная работа Слайд 7.
Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.
Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным
Метнулся - резким движением броситься куда-нибудь
Скользнул - быстро и незаметно пройти, промелькнуть
5. Анализ прочитанного
- Как вы думаете это сказка? Почему? (нет зачина, троекратного повтора, борьбы сил, волшебных предметов, особой концовки…)
- Что же это за произведение? (стихотворение)
- Докажите, что это стихотворение. (есть ритм, рифма)
- Найдите рифмы.
1) Анализ выразительных средств языка
- В стихотворных произведениях используются выразительные средства языка, такие как:
Эпитеты (Эпитет — слово или целое выражение, которое помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки.)
употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.
- Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу. (Золотой.)
- В каком значении употреблено слово золотой? («Ласковый, светлый, теплый, нежный» ) Это переносное значение слова.
- Изменится ли стихотворение без этого слова? (Да.)
- А что изменится? (В нем не будет теплоты, нежности.)
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения
Олицетворения – это: перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. (присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым)
- Какие метафоры есть в стихотворении?
- Какой неодушевлённый предмет действует в стихотворении как одушевлённый? Докажите свой выбор предложениями из текста
- Найдите глаголы, которые передают действия луча? (метнулся, скользнул, шепнул)
2) Анализ стихотворения, выборочное чтение
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Что больше всего понравилось?
– Почему девочка не играет в игрушки? (Ее мама спит.)
- Прочитайте стихотворение теперь вы.
Дети читают.
– Что девочка сказала лучу? («Я тоже двигаться хочу»).
- Трудно ли ей сидеть в тишине? (Трудно.)
- Почему девочка всё –таки не играет? (Она любит свою маму и хочет дать ей отдохнуть.)
- Как автор стихотворения передаёт тишину? Какие звуки передают тишину?
Дети читают, выделяя звуки [с], [ш], [ч].
- Такой приём называется звукопись. Это художественный прием, благодаря которому слова подбираются таким образом, что их сочетание имитирует звуки окружающего мира.
– Как будем теперь читать стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным.)
- Представьте, что вы композиторы и должны придумать мелодию к этому стихотворению. Какая она будет? (Плавная, медленная.)
– Похожая на колыбельную.
- Чему учит стихотворение? (К маме нужно относиться с любовью и заботой.)
- Давайте еще раз перечитаем стихотворение, передадим голосом любовь, внимательное и заботливое отношение девочки к маме.
- Что она заметила в комнате?
- Найдите в тексте, что сказала девочка лучу.
- Зачем она это сказала лучу?
- Как отреагировал луч на слова девочки? Кто нашёл в тексте, поднимите руку.
3). Работа с иллюстрацией
- Посмотрите, как луч изобразил художник?
- Кого он ещё нарисовал?
- Какой он её изобразил?
- Какие цвета выбрал?
Физкультминутка
Вам нравится, когда вас ласково называют? Ребята, ваши мамы тоже любят слушать ласковые слова. Давайте сделаем мамам приятно. У вас на партах сердечко, давайте каждый напишет ласковые слова, которые вы хотели бы сказать своей маме.
(Учащиеся говорят и передают сердечко другому)
Молодцы ребята, каждая мама почувствовала теплоту ваших слов.
6. Закрепление
1) Словесное иллюстрирование.
- Представьте, что вы - художники. Что бы вы нарисовали к предложениям?
Мама спит.
- Пустую комнату, лежит мама - она спит, никто не мешает.
- Кто нарисовал бы по-другому?
- Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к предложению «Я играю спокойно».
- Назовите игры, в которые можно играть спокойно (лото, кубики, шашки, можно рисовать, лепить, раскрашивать…).
2) Музыкальное иллюстрирование.
- А теперь представьте, что вы – композиторы.
- Какую музыку вы бы написали к этому произведению? (тихую, плавную)
- Исполните (поют стихотворение на собственную мелодию).
- Какая она по настроению? (спокойная)
3) Подготовка к выразительному чтению.
- Чтобы прочитать стихотворение выразительно, надо читать его с разной громкостью, темпом, интонацией.
- Подумайте, как будем читать стихотворение? (тихо, медленно, с чувством понимания, нежности, с сочувствием)
- Где будем делать паузы? (где стоят знаки препинания)
7. Выразительное чтение.
Ответы на вопросы на странице 120.
8. Итог урока. Домашнее задание.
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»?
- Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму?
- Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? (учащиеся отвечают на вопрос, учитель по ходу вывешивает на доску карточки с правильным ответом)
послушный
добрый
ласковый
тихий
спокойный
нежный
понимающий
заботливый
- На какой вопрос отвечают эти слова? Какая это часть речи?
- Как нужно относиться к маме?
- О маме слагали поэты стихи, художники рисовали картины, композиторы и поэты писали песни. Урок мы закончим прослушиванием песни о маме («Песенка мамонтёнка»).
9. Рефлексия
-Что понравилось в работе на уроке?
-Что узнали о авторе Благининой?
-Что было трудно?
- Захотелось ли вам познакомиться со стихотворениями Благининой?
- Оцените вашу работу за урок, показав смайлик настроения.
10. Домашнее задание: выучить стихотворение так, чтобы оно понравилось маме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.81 МБ |