Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности в условиях санаторной школы-интерната.
Аннотация: в статье рассматривается опыт работы по созданию проектов в начальной школе. Педагоги школы, совместно с детьми участвуют в различных конкурсах проектных работ, занимают призовые места. Дана подробная информация о работе над некоторыми проектами, выполненными детьми в школе.
Ключевые слова: ФГОС, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, скрапбукинг, экскурсионный маршрут по видам туризма, БГИАМЗ (Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buhalova_bolgar_statya.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности в условиях санаторной школы-интерната.
Бухалова Г.М.
учитель начальных классов
Журавлева В.Р.,
учитель начальных классов
Марянина О.А.,
учитель начальных классов
ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»
Аннотация: в статье рассматривается опыт работы по созданию проектов в начальной школе. Педагоги школы, совместно с детьми участвуют в различных конкурсах проектных работ, занимают призовые места. Дана подробная информация о работе над некоторыми проектами, выполненными детьми в школе.
Ключевые слова: ФГОС, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, скрапбукинг, экскурсионный маршрут по видам туризма, БГИАМЗ (Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник)
Согласно ФГОС, школа должна способствовать формированию активной, инициативной личности. Трудно сделать это, если на уроке дети выполняют роль пассивных слушателей, зубрят правила и решают задачи по образцу. Поэтому мы учим ребят работать над различными видами проектов. [1]
Тему проекта мы выбираем вместе с детьми. Работа над проектом должна вызывать у школьников интерес, поэтому дети проводят собственное исследование под руководством педагогов, собирают и анализируют информацию, самостоятельно стараются делать выводы. При этом особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы.
В ходе работы над исследовательским проектом дети превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят социологические опросы, исследуют выбранную проблему.
Для информационного проекта дети собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде альбома, книги и представляют на конкурс.
Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно в процессе работы над творческим проектом. Это: альбом, книжка-раскладушка, сундучок и т.д.
Проекты младших школьников обычно тесно связаны с содержанием учебных предметов. Дети этого возраста очень любопытны, им нравится заниматься творческой и исследовательской деятельностью. Желательно, чтобы тема была актуальной, соприкасалась с жизнью ребенка. Например, ученица с удовольствием изучила собственную родословную, рассказала о профессиях родителей, оформила семейный альбом.
Большой интерес вызывают у детей работа над проектами, которые проводятся в форме ир, например, квест-игра по историческим местам Булгарского городища.
Таблица 1. Проекты, выполненные обучающимися.
Исследовательский проект | ||
Проектная работа | Работа над проектом | результат |
«Будь природе другом! Красная книга Спасского района РТ» | Беседа о заказнике Спасский Опрос детей и взрослых Постановка проблемы Сбор материала: посещение заказника, беседа с начальном Спасского заказника, посещение библиотеки, изучение Красной книги РТ, выбор животных и растений из Красной книги Спасского района Объект исследования: редкие виды животных и растений, находящихся под охраной в Спасском районе РТ. Проблемные вопросы: Почему животные и растения попадают в Красную книгу? Какие животные и растения Спасского района занесены в Красную книгу Спасского района РТ? Какая работа проводится по сохранению и восстановлению исчезающих видов животных и растений? | Проект+творческая работа (Альбом «Красная книга Спасского района РТ») |
Информационный проект. | ||
«Сталинградская битва» |
Объект исследования: история жизни и боевого пути наших земляков – участников Сталинградской битвы. Проблемные вопросы: - Зачем немцам был так нужен Сталинград? - Какие разрушения принесла городу эта битва? Почему люди, не жалея своей жизни, бились до последнего за этот город? Какие памятные места в Волгограде, которые помогают нам вспомнить героическую битву? А уроженцы Спасского района были участниками Сталинградской битвы? Кто они? Какой вклад внесли они в победу над фашизмом? | Проект+творческая работа (альбом «Сталинградская битва», выполненный в технике «скрапбукинг») |
Творческий проект | ||
«Династия учителей Андроновых» | Сбор материала: посещение семьи, беседа, фотографии, изучение педагогического пути трех поколений семьи Андроновых. Выполнение творческой работы: оформление в стиле скрапбукинг: фотографии, рисунки яблок, яблонь | Альбом «Андроновы», выполненный в форме дерева и в технике «скрапбукинг» |
Экскурсионный маршрут по видам туризма | ||
Экскурсионный маршрут «Культурное наследие» | Экскурсия в БГИАМЗ в форме квест-игры. Объекты экскурсии: памятные места, здания и сооружения, экспозиции музея, памятники археологии: городище, временные стоянки. Алгоритм проведения игры:
| Проект+экскурсионный маршрут |
Большие проблемы у младших школьников возникают и с правильным оформлением работ, что связано с возрастными особенностями. Таким образом, работа над разными видами проектов в начальной школе возможна, но с некоторыми ограничениями. Ребята только учатся ориентироваться в информационном пространстве, мыслить самостоятельно, поэтому им необходима помощь взрослых. При этом данный вид деятельности интересен им и вызывает массу положительных эмоций. [1]
Литература
- https://fb.ru/article/380055/vidyi-proektov-v-nachalnoy-shkole-opisanie-metodov-i-protsessa-ih-realizatsii