Рабочая программа по речевой практике для обучающихся 4 класса по ФГОС для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika_4_klass_god.docx | 58.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа-интернат г.Саянска»
Рабочая программа
по речевой практике
для обучающихся 4 класса
по ФГОС для детей с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Составитель:
учитель начальных классов
Бородина Г.Ю.
2019 г.
1. Пояснительная записка
Цель учебного предмета «Речевая практика»:
- совершенствование речевого опыта обучающихся.
Задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Введение в АООП образования обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы отражено в четырех разделах с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них:
- Аудирование и понимание речи.
- Дикция и выразительность речи.
- Общение и его значение в жизни.
- Организация речевого общения
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
№ п.п | Наименование разделов и тем программы | 1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | ГОД |
1 | Аудирование | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 |
2 | Дикция и выразительность речи | 8 | 4 | 2 | 2 | 16 |
3 | Общение и его значение в жизни | 6 | 3 | 5 | 3 | 17 |
4 | Организация речевого общения | 2 | 4 | 10 | 9 | 25 |
Итого | 18 | 14 | 19 | 16 | 67 |
Основные виды работ: беседа, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Часы предмета «Речевая практика» входят в часы обязательной части учебного плана.
4. Планируемые результаты:
На уроках «Речевая практика» идет освоение таких личностных результатов, как:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты освоения предмета «Речевая практика» включают освоенные обучающимися знания и умения и готовность их применения.
Уровни овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
На уроках «Речевая практика» формируются следующие базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
5. Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
- Учебно-тематическое планирование по предмету «Речевая практика»
№ раздела | Наименование раздела и темы | Краткое описание темы. | Основные виды учебной деятельности | Часы учебного времени | Дата |
1 четверть. | 18ч | ||||
1 | Делимся новостями. | Способствовать созданию радостной атмосферы встречи после каникул, познакомить с фиксированной структурой текста. Развитие умения в составлении рассказа с опорой на иллюстрации. | Конструирование диалогов. Беседа. Проигрывание диалогов. Упражнения. Работа с книгой. Игра «Вопрос на вопрос». Составление рассказов. Рассматривание иллюстраций. Работа в тетради. | 3 | 02.09 05.09 09.09 |
2 | Проверочный контрольный срез «Повторение» | Практические задания | Слушание учителя. Самостоятельная работа. | 1 | 12.09 |
3 | Я выбираю книгу. | Уточнение и расширение представления о видах книг, их назначении. Составление рассказов с опорой на фиксированную структуру текста. | Слушание педагога. Работа в тетради. Работа над смыслом стихотворения. Составление рассказов. Экскурсия в библиотеку. Поделка и представление своей обложки книги. | 3 | 16.09 19.09 23.09 |
4 | Петушок – золотой гребешок. | Совершенствование умения слушать речь педагога и своих товарищей, умение рассказывать по серии картинок. | Прослушивание сказки с опорой на иллюстрации. Работа с выражениями. Игра «Рассказ по кругу». Заучивание слов из сказки. Поделки героев сказки. Инсценирование. | 3 | 26.09 30.09 03.10 |
5 | Сочиняем сказку. | Развитие творческой активности, умения в составлении связных высказываний по собственному замыслу, умение взаимодействовать друг с другом. | Слушание педагога. Беседа. Работа со стихотворением. Творческая коллективная работа «Сочиним сказку». Парная или групповая работа «Сочини сам». | 3 | 07.10 10.10 14.10 |
6 | Иллюстрации к моей сказке. | Умение иллюстрировать свою сказку, умение взаимодействовать друг с другом. | Слушание педагога. Беседа. Работа с карандашами и красками. Работа в парах, группами. | 2 | 17.10 21.10 |
7 | Контрольная работа за 1 четверть «Я выбираю книгу. Мир сказок». | Практические задания. | Слушание педагога. Самостоятельная работа. | 1 | 24.10 |
8 | У телевизора. | Назначение радио и телевидения в современной жизни. Планирование своего телевизионного досуга. | Рассматривание картинки, чтение загадки. Игра «Я диктор». Рассматривание телевизионной программы и планирование своей программы. | 28.10 31.10 | |
2 четверть. | 14 ч | ||||
9 | У телевизора. | Обсуждение составленных обучающимися программ телепередач. | Слушание педагога и своих товарищей. Обсуждение. Игра «Мы у телевизора». | 2 | 11.11 14.11 |
10 | Знаки – помощники. | Значение наиболее распространённых условных знаков. Умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение. | Работа с картинками. Последовательное выполнение заданий. Моделирование диалога. Работа с условными знаками, их поделка. Урок – экскурсия по городу. | 4 | 18.11 21.11 25.11 28.11 |
11 | В гостях у леса. | Умение составлять различные по структуре предложения, участвовать в коллективной работе. | Работа по картинкам, со стихотворением. Моделирование диалога. Составление «Правил вежливого поведения в лесу», письма леснику. Рисование запрещающих знаков. Игра «Я лесник». Составление рассказа «В гостях у леса». | 4 | 02.12 05.12 09.12 12.12 |
12 | Новогодние поздравления | Введению в ситуацию (обсуждение проблемного вопроса). | Беседа с использованием личного опыта. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. | 2 | 16.12 19.12 |
13 | Контрольная работа за 2 четверть «У телевизора. Знаки – помощники. В гостях у леса». | Практические задания. | Самостоятельная работа | 1 | 23.12 |
14 | Новогодние поздравления | Составление предложений по теме с опорой на образец, условно-графические схемы. | Подготовка приглашений на новогодний праздник. | 1 | 26.12 |
№ раздела | Наименование раздела и темы | Краткое описание темы. | Основные виды учебной деятельности | Часы учебного времени | Дата |
3 четверть. | 19ч | ||||
15 | Задушевный разговор. | Уточнение значения слов, вызывающих эмоциональное состояние человека, умение участвовать в диалогах. | Постановка проблемной ситуации. Беседа на основе личного опыта. Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций человека. Моделирование диалогов. Слушание рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», беседа. | 4 | 09.01 13.01 16.01 20.01 |
16 | Приглашение. | Познакомить со структурой устного и письменного приглашения. Развитие творчества. | Введение в тему, установление причинно-следственных связей. Работа со стихотворением на основе личного опыта. Игры «Пригласи по телефону, пригласи лично». Подготовка открыток для приглашения. Игра «Я почтальон»- доставка приглашений. | 4 | 23.01 27.01 30.01 03.02 |
17 | Поздравления. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем). Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | Беседа. Ответы на вопросы. Создание поздравительных открыток. Подпись адресата открытки | 4 | 06.02 10.02 13.02 17.02 |
18 | Готовим подарки к празднику. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на личный опыт). Коллективная подготовка подарков к праздникам 23 февраля и 8 Марта: выбор адресата, формы подарка, составление плана изготовления подарка, работа в парах или мини-группах. Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов | Беседа. Ответы на вопросы. Работа с планом. Изготовление открыток. | 4 | 20.02 27.02 02.03 05.03 |
19 | Контрольная работа за 3 четверть «Задушевный разговор. Приглашение. Поздравление» | Практические задания. | Слушание педагога. Самостоятельная работа. | 1 | 12.03 |
20 | «Гуси - лебеди» | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.). | Работа с иллюстрацией. Беседа. Ответы на вопросы. Просмотр сказки. Инсценирование сказки. Конкурс «Мастер сказки сказывать» | 1 | 16.03 19.03 |
4 четверть | 16 ч | ||||
21 | Весёлый праздник | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Подготовка к ролевой игре «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | Работа с картинками. Ответы на вопросы. Беседа. Ролевая игра «Приём гостей». Приёмы складывания салфеток. Сервировка стола. Различные блюда к праздникам. | 4 | 30.03 02.04 06.04 09.04 |
22 | Учимся понимать животных | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | Работа с картинками. Ответы на вопросы. Беседа. Составление правил ухода за домашними животными. Выполнение и представление творческих работ классу. | 2 | 13.04 16.04 |
23 | Отправляюсь в магазин. | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). | Работа с картинками. Ответы на вопросы. Беседа. Составление правил поведения в магазине. Игра «Я - продавец». | 2 | 20.04 23.04 |
24 | Поздравляем с днем победы | Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций. Конструирование устных поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). Поздравление с праздником. | Беседа. Ответы на вопросы. ). Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!». | 3 | 27.04 30.04 07.05 |
25 | Узнай меня! | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Подготовка к составлению описания внешности человека. Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. Подведение итогов работы по составлению памятки «Секреты вежливого общения». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | Работа с картинками. Беседа. Игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др. | 2 | 14.05 18.05 |
26 | Контрольная работа за год «Веселый праздник, Учимся понимать животных, Поздравления с Днем Победы, Узнай меня». | Практические задания. | Слушание педагога. Самостоятельная работа. | 1 | 21.05 |
27 | Я записался в кружок. | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Подготовка к составлению описания внешности человека. Составление рассказов-описаний о себе. | Работа с картинками. Беседа. Игры «Расскажу о себе», «Рассказ по кругу» и др. | 2 | 25.05 28.05 |
- Материально-техническое обеспечение
- Учебно-методический комплект:
Речевая практика. 3 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), С.В. Комарова, 2018 г.
Дополнительная литература
1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001. 4. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.: Владос, 2002.
Наглядный учебный материал:
иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
трафареты;
учебные модели;
DVD-фильмы;
раздаточные карточки;
Технические средства:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор, экран