Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса по ФГОС для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_klass_god.docx | 65.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа-интернат г.Саянск
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для обучающихся 4 класса
по ФГОС
Составитель:
учитель начальных классов
Бородина Г.Ю.
2019 г.
1. Пояснительная записка
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах:
- «Подготовительный период обучения»
- «Обучение композиционной деятельности»
- «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
- «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»
- «Обучение восприятию произведений искусства».
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Название раздела | 1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | год |
1.Подготовительный период обучения | |||||
2.Обучение композиционной деятельности | 2 | 1 | - | 1 | 4 |
3.Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | 3 | - | 5 | 4 | 12 |
4.Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи | 3 | 5 | 4 | 1 | 13 |
5.Обучение восприятию произведений искусства | 1 | 1 | 1 | 3 | 6 |
Контрольные работы | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
ИТОГО | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Часы изобразительного искусства входят в часы обязательной части учебного плана.
4. Планируемые результаты:
На уроках изобразительного искусства идет освоение таких личностных результатов, как:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты освоения предмета Изобразительное искусство включают освоенные обучающимися знания и умения и готовность их применения.
Уровни овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Минимальный уровень
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий
На уроках изобразительного искусства формируются следующие базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Коммуникативные учебные действия:
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
5. Содержание учебного предмета
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А.Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
6. Учебно-тематическое планирование по предмету Изобразительное искусство
№ раздела | № темы в разделе | Тема урока | Дата | Основные виды деятельности | Наглядность, оборудование. | |
I четверть (9 часов) | ||||||
2 | Обучение композиционной деятельности | |||||
2.1 | Наблюдение сезонных явлений в природе с целью последующего изображения. Обрывная аппликация «Дети собирают грибы в лесу». | 03.09 | Рассматривание иллюстраций в учебнике. Беседа. Умение отвечать на поставленные вопросы по теме. Рассматривание работ детей и выражение своего отношения к ним. Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Альбом, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, кисточки, карандаши. | ||
3 | Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | |||||
3.1 | «Рисование с натуры ветки с осенними листьями» - нулевой срез | 10.09 | Беседа, слушание. Самостоятельная работа. | Ветка с осенними листьями. Альбом, краски или карандаши по выбору детей, стаканчики. | ||
3.2 | Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка | 17.09 | Работа с иллюстрациями. Беседа. Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Рисование. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Таблицы, заготовки. Альбом, карандаши. | ||
3.3 | Рисование с натуры «Листья осенью». | 24.09 | Работа с трафаретом. Развитие воображения и фантазии. Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Рисование. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Презентация, осенние листья, иллюстрации. Альбом, краски, кисточки, баночки. | ||
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи | ||||||
4 | 4.1 | Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование. | 01.10 | Рассматривание иллюстрации. Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Рисование. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Презентация, репродукции. Альбом, краски, кисточки, баночки. | |
2.2 | Листья березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием. | 08.10 | Рассматривание иллюстрации. Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Аппликация с дорисовыванием. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Технологическая карта, иллюстрация. Альбом, карандаши. | ||
Обучение восприятию произведений искусства | ||||||
5 | 5.1 | Рассматривание картин художников. | 15.10 | Художник и зрители. Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы, что помогает сделать жизнь еще красивее. Жанр в изобразительном искусстве. Пейзаж. Пейзаж — это изображение природы. | Картины известных художников: В. Серов. «Заросший пруд. Домотканово», С. Чуйков. «У подножия Тянь-Шаня», «Гималаи», И. Айвазовский. «Буря», Н. Ромадин. «Лесная речка», Н. Крымов. «Лунная ночь», И. Левитан. «Лунная ночь. Большая дорога», К. Коровин. «Последний снег», А. Саврасов. «Весенний день» и др. | |
4.2 | Контрольная работа за 1 четверть на тему «Веточка с листьями, освещённая солнечными лучами» - акварель. | 22.10 | Рассматривание иллюстрации. Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Рисование. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Презентация, репродукции. Альбом, краски, кисточки, баночки. | ||
4.3 | Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко. | 29.10 | Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Технологическая карта, иллюстрация. Альбом, простой карандаш. | ||
II четверть (7 часов) | ||||||
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | ||||||
4.4 | Нарисуй домики, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко. | 12.11 | Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Технологическая карта, иллюстрация. Альбом, простой карандаш. | ||
4.5 | Нарисуй картину-пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко. Дом стоит перед елью и загораживает ее. | 19.11 | Слушание объяснений учителя. Анализ образца. Соблюдение пропорции фигур в ходе рисованиея. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Технологическая карта, иллюстрация. Альбом, цветные карандаши. | ||
4.6 | Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт. | 26.11 | Слушание объяснений учителя. Знакомство с понятием «натюрморт». Анализ образца. Соблюдение пропорции фигур в ходе рисования. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Картины – натюрморты знаменитых художников. Технологическая карта. Альбом. Простой карандаш и цветные карандаши. | ||
5.2 | Беседа о творчестве художников. Портрет человека. | 03.12 | Рассматривание картин известных художников в жанре «портрет». Чтение статей. Обсуждение. Высказывания детей. Рассматривание картин – портретов из Третьяковской галереи и Эрмитажа в Петербурге. | Портреты, выполненные известными художниками (О. Кипренский. «Портрет А. Пушкина», П. Заболотский. «Портрет поэта М. Лермонтова», Н. Кузнецов. «Портрет композитора П. Чайковского», В. Серов. «Портрет балерины Т. Карсавиной» и др.). | ||
4.7 | Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки. | 10.12 | Рассматривание натуры. Дорисовывание картинки. Слушание объяснений учителя. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Технологическая карта. Примеры рисования людей с разными чертами лица. Альбом. Простой карандаш и цветные карандаши. | ||
4.8 | Портрет моей подруги. Лепка и рисование. | 17.12 | Знакомство с пластилинографией. Уточнение деталей. Замазывание. Окончательное изображение, полученное в технике пластилинографии. Сравнение. Сохранение пропорций. Поэтапное выполнение рисунка. Образец. Пространство. Плоскость. Набросок. Уточнение. Прорисовывание деталей. Выбор необходимого цвета. Тон. Контур рисунка. | Технологическая карта. Простой карандаш, пластилин, стека, плотный картон. | ||
2.3 | Контрольная работа за 2 четверть на тему «Новогодняя ёлка, Дед Мороз и Снегурочка» | 24.12 | Слушание педагога. Самостоятельная работа. | Иллюстрации Нового года. Заготовки Деда Мороза и Снегурочки. Картон. Карандаши, краски, кисточки, фломастеры. Заготовки поздравлений. |
№ раздела | № темы в разделе | Тема урока | Дата | Основные виды деятельности | Наглядность | ||
III четверть (10 часов) | |||||||
4.9 | Нарисуй свой автопортрет. | 14.01 | Беседа. Слушание. Рассматривание автопортретов художников. Анализ образца. Соблюдение пропорции фигур в ходе рисования. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Образец, простой карандаш, цветные карандаши, альбом. | |||
3.4 | Художники о тех, кто защищает Родину! | 21.01 | Рассматривание картин художников. Беседа. Ответы на вопросы. | Иллюстрации картин известных художников — В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Богатырь», П. Корина «Александр Невский», И. Билибина «Тридцать три богатыря». | |||
3.5 | Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. | 28.01 | Продолжение знакомства с понятиями «форма», «простая форма». Простые и сложные формы. Развитие способности целостного обобщенного видения формы. Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности при восприятии сложной формы и умение «разделить» ее на множество простых форм. Беседа. Ответы на вопросы. Анализ своей деятельности. | Иллюстрации картин известных художников, альбом, акварель, образец. | |||
5.3 | Доброе, злое в сказках. Как художники изображают добрых и злых героев сказки. | 04.02 | Рассматривание иллюстраций художников, чтение статьи по учебнику. Слушание. Беседа. Образное представление о героях этих сказок: Бабе-Яге, Лешем, Водяном, Кощее Бессмертном, русалках, добрых и злых колдунах, о ковре-самолете и шапке-невидимке и т. д. Дома злых и добрых героев сказок. Рисование доброго и злого. Общее и разное. Образ и предметы доброго и злого мира. Намётка последовательного выполнения работы. | Иллюстрации знаменитых художников. Учебник. Альбом. Простой карандаш. | |||
4.10 | Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках. | 11.02 | Беседа. Ответы на вопросы. Последовательное выполнение работы. Композиция рисунка. Центр композиции. Этапы выполнения. Анализ своих работ. | Альбом, акварель, образец, кисточки. Карандаши. | |||
4.11 | Добрый и злой мир. Покажи это в рисунках. | 18.02 | Рассматривание рисунков. Беседа. Чтение статьи в учебнике. Выполнение работы. Анализ своей деятельности. | Альбом, акварель, образец, кисточки. | |||
4.12 | Необычные деревья в сказках. Срисовывание. | 25.02 | Рассматривание иллюстраций знаменитых художников. Беседа. Ответы на вопросы. Выполнение работы. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Альбом, акварель, образец, кисточки. | |||
3.6 | Придумай сказочные деревья. Рисование. | 03.03 | Беседа. Ответы на вопросы. Выполнение работы. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. | Альбом, карандаши, образец. | |||
3.7 | Контрольная работа за 3 четверть «Мой любимый сказочный герой». | 10.03 | Беседа. Слушание. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа. Анализ. | Альбом, краски, кисточки; карандаши. | |||
3.8 | Фигура человека в движении. | 17.03 | Разница понятий «человек стоит», «человек бежит». Называние разных частей тела человека. Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с учетом просмотренного материала. Соблюдение пропорций. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Сравнивание своей работы с работами одноклассников. | Учебник, статья. Стека, пластилин. Образец. | |||
IV четверть (8 часов) | |||||||
3.9 | Школьные соревнования в беге. Рисование. | 31.03 | Рассматривание детских рисунков. Беседа. Слушание. Самостоятельная работа. Анализ своей деятельности. | Детские рисунки. Учебник. Альбом. Карандаши. | |||
5.4(4.13) | Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море. Нарисуй море. | 07.04 | Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассматривать и сравнивать картины разных художников-маринистов, рассказывать о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники. Усвоить понятия «морской пейзаж», «волна», «буря». Знать имена знаменитых художников-маринистов. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников-маринистов. Беседа. Ответы на вопросы. Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой — акварелью по сырому слою бумаги. Беседа. Работа с технологической картой. Слушание. Беседа. Выполнение работы. Анализ своей деятельности. | Иллюстрации картин известных художников-маринистов. Альбом, краски, кисточки. Технологическая карта. | |||
5.5 | Беседа. Художники и скульпторы | 14.04 | Рассматривание и сравнение картин разных художников- анималистов, созданные ими скульптуры. Усвоение понятия «анималист», «зарисовка», «поза», «скульптура». Знание имен художников -анималистов. Беседа. Ответы на вопросы. Рассуждения. | Иллюстрации картин известных художников-анималистов. Учебник. Статьи в учебнике (с.68-71). | |||
3.10 | Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй. | 21.04 | Рассматривание животного. Шея. Ушки. Рожки. Туловище. Ноги. Форма. Простые формы. Сложная форма. Соединение в одно целое. Образ животного. Выполнение работы с учетом композиции. Работать поэтапно. Рассматривание, слушание, самостоятельная работа, работа в парах. | Альбом, акварель, карандаши, кисти; картон, пластилин, стека, образец. Технологическая карта. Учебник. | |||
3.11 | Лепка и рисование насекомых похоже с натуры. | 28.04 | Беседа. Слушание. Работа с технологической картой. Самостоятельная работа детей в группах, парах. | Технологическая карта. Учебник. Альбом, акварель, карандаши, кисти; картон, пластилин, стека, образец. | |||
5.6 | Беседа. Народное искусство. Гжель. Роспись вазы (чашки, блюда). | 12.05 | Беседа. Слушание. Работа с технологической картой. Самостоятельная работа детей. Анализ своей деятельности. | Технологическая карта. Учебник. Альбом, акварель, карандаши, кисти; картон, пластилин, стека, образец. | |||
3.12 | Улица города. Люди на улице города. Рисунок по описанию. | 19.05 | Беседа по иллюстрациям художников, фотографиям с изображением городов. Слушание. Рассматривание. Рассуждения о своей работе. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Выставка детских работ. | Учебник. Альбом, краски, карандаши, кисти. Иллюстрации художников. Работы детей. | |||
2.4 | Контрольная работа за год на тему «Краски лета. Венок из цветов и колосьев». | 26.05 | Рассматривание иллюстраций художников. Работа с технологической картой. Слушание. Рассматривание. Рассуждения о своей работе. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Анализ своей деятельности. Выставка детских работ. | Учебник. Альбом, краски, карандаши, кисти. Иллюстрации художников. Работы детей. |
7. Материально-техническое обеспечение
Название раздела. | наглядность | оборудование |
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
| полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков Операционные и технологические карты рисования предметов | Строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, шаблоны, геометрическое лото, а также различные игрушки. |
2. ОБУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Иллюстрации различных узоров и орнаментов, Иллюстрации предметов быта, одежды с узорами Операционные и технологические карты выполнения узоров и орнаментов | Предметы с узорами, шаблоны геометрических фигур |
3. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ И ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИЮ | Операционные и технологические карты выполнения рисунков с натуры. Раскраски животных, насекомых. | Наборы животных. Краски, кисточки, баночки, карандаши, пластилин, стеки. |
4. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ПРЕДМЕТА И ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ЕГО В ЖИВОПИСИ | Иллюстрации художников. Детские работы. Технологические карты. | Краски, кисточки, баночки, карандаши, пластилин, стеки. |
5. ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА | Репродукции художественных произведений, иллюстрации в детских книгах |
Учебно-методический комплекс:
Изобразительное искусство. 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Рау М. Ю., Зыкова М. А., 2019 г.
Литература:
- Васильева М.А. Учимся рисовать. М.: Ювента,2009.
- Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988.
- Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009.
- Полхов-Майдан изделия народных мастеров. Наглядно-дидактическое пособие -М.: «Мозаика-синтез», 2005.
Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003
6.С. Вохринцева «Раскраска. Окружающий мир. Гжель – 2», Издательство «Страна фантазий»