Специфика программно-методического сопровождения овладения детей с нарушениями слуха знаниями и представлениями об окружающем мире

В 2019 году в рамках проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы)» Государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» Министерство просвещения Российской Федерации разработан учебно-методический комплект «Окружающий мир» для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (варианты 1.2, 2.2), который включает:

1) учебник (учебное пособие);

2) методическое пособие для учителя к учебнику (учебному пособию).

Основные содержательные линии учебного предмета «Окружающий мир» определены ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и представлены в учебном пособии «Окружающий мир» для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (варианты 1.2, 2.2) содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика программно-методического сопровождения овладения детей с нарушениями слуха знаниями и представлениями об окружающем мире

Андрианова Елена Павловна,

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник

АНО «НМЦ «СУВАГ»

Котова Галина Леонидовна,

кандидат педагогических наук, руководитель отдела

АНО «НМЦ «СУВАГ»

Окружающий мир обладает большим потенциалом для разностороннего развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей и занимает важное место в их обучении и воспитании.

Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» / «Окружающий мир (человек, природа, общество)» помогает ребенку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно  и духовно зрелых, активных, компетентных граждан ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение учебного предмета состоит в том, что в ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края.

Реализация особых образовательных потребностей, формирование жизненной компетенции ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста происходят на уроках по учебному предмету «Окружающий мир» и включают в себя, в том числе:

•        Представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность.

•        Овладение навыками коммуникации.

•        Дифференциация и осмысление картины мира.

•        Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

•        Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

•        Умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

•        Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

•        Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

В 2019 году в рамках проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы)» Государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» Министерство просвещения Российской Федерации разработан учебно-методический комплект «Окружающий мир» для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (варианты 1.2, 2.2), который включает:

1) учебник (учебное пособие);

2) методическое пособие для учителя к учебнику (учебному пособию).

Основные содержательные линии учебного предмета «Окружающий мир» определены ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и представлены в учебном пособии «Окружающий мир» для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (варианты 1.2, 2.2) содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

В содержание учебника (учебного пособия) включены сведения из области биологии, химии, математики, экологии, истории, экономики, современной социальной жизни, географии, которые рекомендуются для изучения на уроках «Окружающего мира» в целях понимания детьми единства человека, природы и общества, общества как такового, взаимозависимости людей между собой.

В содержание курса входят: представление о себе, о ближайшем окружении (семья, школа, предметы быта); понятие о живой и неживой природе; человеке и обществе, городе, селе, формирование географических понятий; информация о событиях и фактах из жизни людей; временные и пространственные представления; устанавливается связь труда с сезонными явлениями, историческими и географическими факторами.

Основные направления в работе: последовательное углубление природоведческих, обществоведческих, математических, языковых представлений; представления об окружающей действительности, о единстве природы, человека и общества.

Каждый из уроков, включенных в содержание учебника (учебного пособия) «Окружающий мир» содержит рубрику «Проверь и оцени себя». В данную рубрику включены вопросы и практические задания, позволяющие осуществлять контроль над усвоением обучающимися учебного материала.

При организации контроля обученности глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса учителю также рекомендуется использовать логические задачи, которые могут быть выражены в виде проблемных вопросов.

Рубрика «Информация для любознательных» содержится в конце каждой из 34 тем учебника «Окружающий мир» для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (варианты 1.2, 2.2).

При этом роль данного учебника (учебного пособия) не сводится к пропедевтике систематических школьных курсов и к наполнению языка предметным содержанием. Учебный предмет «Окружающий мир» фактически способствует адаптации обучающихся к окружающей действительности. Глухие, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся в большей мере, чем их слышащие сверстники, нуждаются в изучении своей среды обитания целенаправленно, а также в понимании возможностей приспособления к реальной действительности.

Материалы учебника (учебного пособия) «Окружающий мир» призваны подготавливать обучающихся к усвоению знаний по общеобразовательным предметам, к чтению рассказов, статей о природе, обществе, способствуют закреплению, расширению материала, полученного на уроках.

Внедрение учебника (учебного пособия) «Окружающий мир» позволит развить многие ценностные качества, определяющие отношение ребенка к природе, другим людям, родной стране: элементы экологической культуры, нравственные чувства, культуру поведения и др. Все это и будет выгодно отличать обучающегося от себя самого - того, каким он начинал обучение в школе.