Роль родителей в организации исследовательской деятельности у младшего школьника

Ригина Светлана Владимировна

 

 

 

Исследовательский метод в обучении применяется в образовательной практике давно, с тех пор как у человека появилась потребность в познании окружающего мира. В настоящее время данный метод внедряется в школьную практику на всех ступенях образования, в том числе и в начальной школе. Так что же понимается под термином «исследовательский метод» обучения? Исследовательский метод обучения – это логический процесс, основанный на самостоятельно наблюдаемых и изучаемых ребёнком фактов окружающей его действительности [3;4;5].  Применение исследовательского метода в обучении младшего школьника способствует эффективному развитию познавательно-аналитических умений, которые позволяют ребёнку не только успешно овладевать знаниями в любой предметной области, но и способствуют развитию гибкости мышления, умений быстро переключаться от одной задачи к другой, решать нестандартные задачи, отказываться от привычного способа действия в пользу более актуального на данный момент[1;2].

Для эффективного применения исследовательского метода в обучении младшего школьника в рамках урока целесообразно, на наш взгляд, организовать в начальной школе внеурочную исследовательскую деятельность. Внеурочная деятельность в этом случая будет являться своего рода подготовительной площадкой, где младший школьник научится самостоятельно наблюдать и фиксировать полученные в ходе наблюдений факты при помощи слов, рисунков, схем, графиков и на основании этого делать самостоятельные доступные выводы.

Исследовательская деятельность в начальной школы − сложный и трудоёмкий процесс, реализация которого без помощи родителей крайне затруднительна, т.к. дети в младшем школьном возрасте (имея огромное желание исследовать окружающий мир) еще не обладают достаточными для данной деятельности знаниям, умениями, навыками. Их первые, неуверенные шаги на этом сложном пути, нуждаются в консультативной помощи и поддержке.

Для того, чтобы родители смогли оказать своему ребёнку необходимую помощь в ходе выполнения исследовательской работы, мы разработали ряд бесед для родителей младших школьников. Целью данных бесед являлось знакомство родителей с сутью исследовательского метода обучения, историей его становления, основными задачами и структурой, а также ролью родителей на каждом этапе выполнения ребёнком исследовательской работы.

Рассмотрим тематику бесед более подробно.

Первая беседа направлена на формирование у родителей представлений о сути исследовательской деятельности учащихся начальной школы, о её роли в развитии познавательных механизмов ребёнка, о влиянии данной деятельности на уровень успеваемости в различных областях знаний. В ходе беседы родители знакомятся с историей применения исследовательского метода обучения в образовательной практике.

Вторая беседа посвящена знакомству с основными методами исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, эксперимент, тестирование, теоретический анализ) и возможностями их применения в исследовательских работах младшего школьника. В рамках второй беседы рассматриваются следующие вопросы (для каждого из выше перечисленных методов):

- сущность метода;

- целесообразность применения;

- алгоритм применения;

- оформление результатов.

После проведения беседы родителям предлагается практическая работа, в ходе которой они составляют памятки по использованию каждого метода в зависимости от цели исследовательской работы.

Третья беседа посвящена формированию представлений об этапах исследовательской работы и роли родителей на каждом из них (см. табл. 1).

Таблица 1. Помощь родителей на различных этапах учебного исследования обучающихся начальных классов


п/п

Этап учебного исследования

Помощь родителей

1.

Выявление проблемы, постановка вопроса, определение направления поиска

Помогают осознать противоречие и сформулировать проблемный вопрос

2.

Формулирование темы исследования

Помогают с обоснованием темы

3.

Выдвижение гипотез, в том числе и нереальных

Стимулируют ребёнка к выдвижению как можно большего количества гипотез, фиксируют предложенные гипотезы

4.

Выбор методов исследования

Разъясняют суть и возможности методов исследования

5.

Сбор информации, её обработка и фиксация полученных знаний

Содействуют в нахождении различных источников информации

6.

Собственные выводы на основе анализа и обобщения полученной информации

Помогают в построении формулировок

7.

Публичное представление результатов исследования, ответы на вопросы

Помогают предугадать возможные вопросы и подготовить ответы на них

8.

Рефлексия

Совместное обсуждение итогов работы

 

Кроме того, родители узнали о требованиях, предъявляемых к результату и процессу исследовательской работы, о правилах выбора темы, составления плана исследования. После проведения беседы с родителями проводится тренинг по отработке умений выдвигать гипотезы, делать предположения, доказывать свои идеи, предвосхищать события.

По завершению цикла бесед родители отвечают на вопрос «В чем заключается образовательная ценность исследовательского метода обучения?». Чаще всего на данный вопрос родители отвечают, что исследовательский метод обучения развивает наблюдательность детей, учит ребёнка мыслить, делать логические выводы.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в вопросе организации исследовательской деятельности в начальной школе родители играют важную роль. А организация подготовительной работы помогает родителям понять суть учебного исследования, осознать необходимость применения исследовательского метода в образовательном процессе.


Список литературы

1. Буркова Л.Л., Аллахвердян Д.А. Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении объёмных фигур в начальной школе // Концепт. – 2015 – Спецвыпуск № 25 – URL: http: e-concept.ru/2015/75307.htm. – ISSN 2304-120X.
2. Волчегорская Е.Ю., Рябова О.В. Модель формирования познавательно-аналитической компетенции младших школьников средствами исследовательской деятельности / Е.Ю. Волчегорская, О.В. Рябова // Вестник ЧГПУ. – 2016. - №7. – С. 19-24.
3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: «Прометей» МПГУ, 2006. – 224 
4. Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. – М: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960 – 483с.
5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось -89», 2006. - 480 с.