Роль родителей в формировании познавательной активности учащихся

Ригина Светлана Владимировна

 

 

 

 

Настоящее материнство и отцовство -
это труд души и только потом рук.

Мы - люди разных профессий, но главная из них - родитель! Как и в любой другой профессии, в ней необходимы определенные знания, умения и навыки, а главное, желание быть хорошим родителем. На сегодняшний день хороший родитель - это компетентный родитель!

Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней, что, в конечном счёте, меняет отношение родителей к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Опорой для меня всегда были родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

Родители - частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как подготовить выставку или поставить сказку.

Цели:

  • работа над целостным развитием личности ребенка с учетом его индивидуального комплекса;
  • осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников, поддержка инициативы и самостоятельности детей, развитие творческих способностей.

Задачи:

  • Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;
  • Предложить рекомендации в форме практикума развития познавательных процессов.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  • Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.

Какова система работы?

Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.

Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:

Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.

Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.

Анкетирование родителей.

Посещение детей на дому.

Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

Организация родительского самоуправления.

У каждого учителя 1 класс - это особенный класс. Сначала составляется список детей. Ведутся беседы с заведующим, воспитателями детских садов, проводится собеседование и тестирование готовности ребенка к школе, при этом учитываются интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностно-социальная готовность, даются рекомендации родителям, заполняется протокол.

Принимая первый класс, я в течение года внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. С целью изучения семьи провожу разного рода анкетирования и составляю социальный паспорт класса.

Одновременно начинаю определять для себя основные направления работы с коллективом учащихся и родителей. Работа классного руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребёнка, поэтому учитель должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

  • учитель родителям старается дать то, что требует и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
  • учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
  • учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
  • учитель надеется на победу добра в душе ребёнка;
  • учитель делится накопленным педагогическим опытом.

В своей работе использую как традиционные формы работы с родителями, так и нестандартные. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов работы родителей, представление творческих работ учащихся. Я убеждена в том, что родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. По мнению родителей, каждая наша встреча дает повод к размышлению, вызывает желание анализировать, думать, читать. Для каждого собрания делается подборка разных советов и рекомендаций. Например:

ПАМЯТКА

Если:

  • : ребёнка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
  • : ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.
  • : ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
  • : ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
  • : ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
  • : ребёнка хвалят, он учится быть благородным.
  • : ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
  • : ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.
  • : ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Иногда родительские собрания проводятся в необычной форме. Это - собрания-конференции, турниры, встречи любителей природы. Так, при выпуске одного из классов провела итоговое родительское собрание в виде Турнира Знатоков, в котором приняли участие и дети, и родители. Заданиями игры были темы уроков по программе начальных классов. В первом туре игры приняли участие все пары - родитель и ребенок. Во второй тур вышли 6 семей. Эта игра показала, как   родители занимались с детьми. В перерывах между турами ребята приветствовали родителей музыкальными номерами.

Существуют самые разные нестандартные формы работы с родителями. Для того, чтобы эти формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, надо начинать работу именно в начальной школе. Следует заметить, что самыми результативными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: "Золотая осень", "Встреча Нового года", 8 Марта и 23 февраля, спортивные соревнования "Мама, папа и я - спортивная семья", "Веселые старты", конкурсы "А ну-ка, мальчики!". Родители помогают нам в организации выставок рисунков, поделок, в проведении разных конкурсов интеллектуального характера.

Огромную неоценимую помощь оказывают нам родители в подготовке детей для участия в различных конкурсах, олимпиадах и НОУ.

Помимо работ в этом направлении, в своей работе с учащимися и родителями, применяем и проектный метод работы не только на уроке, но и вне урока. "За птичьей песней" - так назывался наш проект, который мы разработали во 2-м классе вместе с родителями. Благодаря этому нашему проекту, мы помогли пережить холодную, лютую, сибирскую зиму нашим пернатым друзьям.

В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводим анализ работы за год, отмечаем положительные моменты, выявляем лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня, расширения кругозора.

Проводимая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям - особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям - получить правильное ориентирование, становление личности.