Компьютер: за и против

Ригина Светлана Владимировна

 

 

 

 

Тема: Компьютер: за и против

Цель: обсудить с родителями проблему влияния  компьютера и интернета  на развитие личности младшего школьника.

Задачи:

- обратить внимание родителей на достоинства и недостатки работы с использованием  компьютера, общения ребёнка в сети Интернет

-познакомить с рекомендациями СанПиНа при использовании компьютера.

Форма проведения: информационный лекторий с элементами дискуссий.

Участники собрания: родители, классный руководитель.

Оборудование: мультимедийная установка,  презентация

 

Ход собрания

 

-Добрый вечер, уважаемые родители! Раньше подготовка к школе заключалась в укладывании в портфель карандашей, тетрадей и учебников. Сегодня в начале этого списка нередко находится компьютер.

-И поэтому наше заседание в клубе “Педагогика воспитания” посвящено проблеме использования детьми компьютера и Интернета.

-Начать наше собрание я хочу со статистических данных.

 -По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.

-Рынок сотовой связи развивается столь же стремительно. В мире мобильными телефонами пользуются 1.600.000.000 молодых юношей и девушек. Как свидетельствуют данные опросов,  мобильные телефоны имеют около 90% детей в возрасте от 12 до 19 лет и около половины - в возрасте 9-12 лет, в некоторых странах вообще принято дарить детям «мобильники» по достижении ими восьми лет. Помимо звонков и коротких сообщений телефоны используются для выхода в интернет, загрузки изображений, музыки, видео, игр.

-Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты статистики в нашем классе.

 

Результаты опроса

В опросе участвовало 20 человек

  1. Есть ли у тебя компьютер?

Да- 14

Нет - 6

  1. Подключен ли он к сети Интернет?

Да – 12

Нет - 2

  1. Есть ли у тебя мобильный телефон?

Да – 20

Нет – 0

  1. Подключен ли у тебя Интернет в мобильном телефоне?

Да – 16

Нет - 4

  1. С какой целью ты выходишь в Интернет?

Найти информацию – 3

Играть – 4

Для общения – 5

  1. Ты любишь в интернете  всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные сайты?

Подряд - 9
Выборочно - 3

  1. Ты выходишь в Интернет один или с кем – нибудь из членов семьи?

Один - 8
Вместе с семьёй - 4

  1. Обсуждаете ли вы с родителями полученную информацию?

Да – 4

Нет – 5

Иногда  - 3

  1. Рекомендуют ли тебе родители определенные сайты?

Да – 4

Нет – 8

 

-Как вы видите, для многих детей компьютер полностью заменяет прогулки, друзей. И сегодня мы должны разобраться, другом или врагом на самом деле являются  компьютер.

 

Вопрос для обсуждения

-Подумайте, как влияет на ребенка компьютер?

(Высказывания родителей.)

 

-Мнения разделились. Вы находите,  что  компьютер оказывает как положительное, так и отрицательное  влияние на развитие личности ребенка.

-Поэтому давайте проведем поединок. У вас на столах карточки, на которых знаки  «+» и «–» (по одному на каждой карточке)

-Попрошу вас объединиться в группы.

-Группа с карточками «+»  - попытается найти положительные моменты использования компьютера

-Группа с карточками «-»   - попытается найти отрицательные  моменты  использования компьютера  (Выслушиваются ответы родителей)

-Компьютерным программам   отводится ряд функций: образовательная, развлекательная, коммуникативная. Но вместе с тем исследования врачей- гигиенистов доказывают отрицательное влияние компьютера на здоровье детей. Как влияет компьютер на здоровье и самочувствие детей?

-Более всего при этом страдает нервная система, слух и зрение. Не только медики, но и наиболее внимательные родители сами замечают, что под воздействием Интернета, в его поведении резче проступает раздражительность и апатия. Он всё чаще жалуется на усталость и головную боль.  Увлечение компьютерными играми и общение в сети Интернет  разрушает режим дня ребёнка: резко сокращает время сна и пребывания на свежем воздухе.  Недосыпание и кислородное голодание снижает сопротивляемость детского организма к заболеваниям. Нередко при этом ухудшается память, ослабевает внимание. Успехи в учёбе даются всё с большим трудом.

-А ведь по нормам СанПиНа  без ущерба для здоровья ребенок может работать за компьютером не более 15 минут подряд, после этого необходимо делать 15 минутный перерыв. Общее время работы на компьютере не должно превышать 1,5 часа в день.

-На самом деле дети проводят за компьютером намного больше времени. Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, поэтому компьютерные игры и некоторая  информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм.

-Но так ли опасен Интернет? (Высказывания родителей)

-А вот как считают наши дети:

Да, Интернет опасен – 3

Интернет опасен иногда – 6

Нет, не опасен – 9

Не знаю – 2

-На вопрос «Сколько раз в неделю ты выходишь в Интернет?», большинство детей ответило, что ежедневно. Как показывают исследования,   компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых из них наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость. Компьютер становится для ребенка не только няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр).

-Специалисты выделяют следующие признаки зависимости ребенка от компьютера:

-Это должно послужить для вас, родители, сигналом, что возможно у ребенка возникает интернет зависимость.

-Откуда же  у детей появляется зависимость от компьютера и Интернета? По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное  пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.

-Какие сайты просматривают дети?

-Особенно пугает то, что больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей.

-Увлечение интернетом таит реальную опасность нарушения семейных отношений, ослабления эмоциональных связей между близкими людьми. В то непродолжительное время, когда семья собирается дома, включенный компьютер лишает людей возможности общаться друг с другом. Нередко такие отношения способствуют своеобразному бегству ребёнка в “интернетные дебри”. Он привыкает к пассивной роли “ наблюдателя со стороны”. Особенно страдают в этом случае робкие,  застенчивые и неконтактные дети. Им интернет  заменяет товарищей, собеседников, советчиков.

-Кроме этого, детей в сети Интернет подстерегают серьезные опасности:

 

  • Преступники в Интернете

       - Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие дети обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь ребенка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы детей и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

  • Вредоносные программы

-К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему  компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.

  • Азартные игры

-Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанны с выигрышем или проигрышем настоящих денег.

  • Недостоверная информация

 -Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.

  • Материалы нежелательного содержания

-К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с ненормативной лексикой.

 

-Как защитить ребенка от нежелательного влияния интернета?

-Защита детей от информации, причиняющей вред  здоровью, репутации и развитию детей, регулируется: нормами международного права, федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; Приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

-Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

-Но вместе с тем, на родителях лежит основная ответственность по защите детей от влияния интернета.

 -Что же можем сделать мы, взрослые, чтобы защитить детей? (Высказывания родителей)

 

 

      -Научите детей:

  • прекращать любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать им вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки;   
  • никогда не открывать  никаких вложений, поступивших с электронным письмом;
  • скачивать файлы из надежных источников и обязательно читать предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности;
  • игнорировать  хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов это, в конце концов, надоест и они уйдут;
  • критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.

 

Объясните детям, что:

  • нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают.  Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.

 

Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®).

 

Итог собрания

-Однозначно сказать, положительное или отрицательное воздействие на ребенка оказывает компьютер, нельзя. Каждый из вас должен сделать собственные выводы. Но помните, что безопасность детей во многом зависит от вас.  Если ваши дети сильно увлечены интернетом, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то компьютер  должен  “ сломаться” хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Ответ: Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой! И еще помните, только доверительные отношения между детьми и родителями, задушевные беседы помогут детям справиться с любыми проблемами.

-Я предлагаю вам памятку по безопасному поведению в Интернете, которую вы  изучите вместе с детьми. (Приложение 1)

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

Если ты считаешь, что существует угроза для твоей безопасности, то кто-нибудь из взрослых, либо ты сам должен обратиться в правоохранительные органы или на линию помощи «Дети онлайн» по телефону: 8−800−25−000−15 (по России звонок бесплатный) или по e-mail: helpline@online.org. Специалисты подскажут тебе, как лучше поступить.

 

Рефлексия

-Мы затронули сложную тему. Ваше мнение о пользе лектория. (Высказывания родителей)

 

-Благодарю вас за внимание и приглашаю на следующее заседание клуба «Педагогика воспитания»  17 марта 2012 года, поговорить о проблемах авторитета родителей.

 

Приложение 1

ПАМЯТКА

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

Если ты считаешь, что существует угроза для твоей безопасности, то кто-нибудь из взрослых, либо ты сам должен обратиться в правоохранительные органы или на линию помощи «Дети онлайн» по телефону: 8−800−25−000−15 (по России звонок бесплатный) или по e-mail: helpline@online.org. Специалисты подскажут тебе, как лучше поступить.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Защита детей от компьютерных опасностей. /А. Днепров, издательство «Питер». – С-Пб, 2008г.
  2. Интернет-ресурсы