ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Гиззатуллина Э. М.,
Лопатина Т.М.
г. Агрыз, МБОУ гимназия №1,
учителя начальных классов
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Использование дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе - это попытка предложить один из путей, позволяющих автоматизировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Дистанционные, цифровые и электронные образовательные ресурсы способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Целью дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсов – укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.
Использование информационных технологий в обучении позволяет расширить возможности урока, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:
- этап актуализации знаний – электронные тесты, электронные конструкторы;
- этап объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
- этап закрепления и совершенствования ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
- этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты, кроссворды.
На уроке с использованием дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсов учитель является организатором всего урока и консультантом. Дистанционные, цифровые и электронные образовательные ресурсы не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсов в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.
Дистанционные, цифровые и электронные образовательные ресурсы помогают продемонстрировать явление динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают также естественно, как простейшие бытовые предметы. Он привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии. Компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Наша гимназия оснащена компьютерными сейфами. Для быстрого доступа к информационным ресурсам других компьютеров в кабинете создана локальная сеть. В гимназии все кабинеты оснащены мультимедийными проекторами и интерактивными досками.
Информационные технологии делают обучение более эффективным, способствуют индивидуализации обучения, повышается мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность учащихся, обеспечивается оперативность и объективность контроля, облегчают деятельность педагога и создают эффективную обратную связь, что повышает интерес к изучаемому предмету.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения как в учебной так и во внеурочной деятельности: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды, служит источником информации.
Использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизит фактор субъективности. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности, повышается объективность оценки. Ученик видит детальную картину собственных недоработок, оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса. Проведение уроков в форме презентаций, используя интерактивную доску, увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Компьютер дает прекрасную возможность для полноценного развития ребят.
Учителя начальных классов нашей гимназии обладают информационно-коммуникативной компетентностью, умеют ориентироваться в различных видах дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсах, используют цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов деятельности.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Это классные часы и мероприятия, проектная деятельность учеников. Создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов. Во время внеурочной деятельности на занятиях «Дружу с компьютером» мы учимся работать с разными редакторами, составлять презентации, выполняем проекты. Отношение родителей к занятиям с применением компьютерных технологий самое положительное. Использование ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
Список используемой литературы:
1.Журналы «Начальная школа» №3 2004 г Т.Е.Соколова «Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий»
2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
М: Вако 2004
3.Интернет-ресурсы:
festival.1september.ru/authors/218-177-652 Юркина С.В. «Использование ИКТ в начальной школе»
festival.1september.ru/authors/100-628-018 Плотникова А.А. «Информационная среда начальной школы как часть современной информационной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._gizzatullina_e.m._lopatina_t._m.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиззатуллина Э. М.,
Лопатина Т.М.
г. Агрыз, МБОУ гимназия №1,
учителя начальных классов
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Использование дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе - это попытка предложить один из путей, позволяющих автоматизировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Дистанционные, цифровые и электронные образовательные ресурсы способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Целью дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсов – укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.
Использование информационных технологий в обучении позволяет расширить возможности урока, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:
- этап актуализации знаний – электронные тесты, электронные конструкторы;
- этап объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
- этап закрепления и совершенствования ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
- этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты, кроссворды.
На уроке с использованием дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсов учитель является организатором всего урока и консультантом. Дистанционные, цифровые и электронные образовательные ресурсы не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсов в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.
Дистанционные, цифровые и электронные образовательные ресурсы помогают продемонстрировать явление динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают также естественно, как простейшие бытовые предметы. Он привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии. Компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Наша гимназия оснащена компьютерными сейфами. Для быстрого доступа к информационным ресурсам других компьютеров в кабинете создана локальная сеть. В гимназии все кабинеты оснащены мультимедийными проекторами и интерактивными досками.
Информационные технологии делают обучение более эффективным, способствуют индивидуализации обучения, повышается мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность учащихся, обеспечивается оперативность и объективность контроля, облегчают деятельность педагога и создают эффективную обратную связь, что повышает интерес к изучаемому предмету.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения как в учебной так и во внеурочной деятельности: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды, служит источником информации.
Использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизит фактор субъективности. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности, повышается объективность оценки. Ученик видит детальную картину собственных недоработок, оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса. Проведение уроков в форме презентаций, используя интерактивную доску, увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Компьютер дает прекрасную возможность для полноценного развития ребят.
Учителя начальных классов нашей гимназии обладают информационно-коммуникативной компетентностью, умеют ориентироваться в различных видах дистанционных, цифровых и электронных образовательных ресурсах, используют цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов деятельности.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Это классные часы и мероприятия, проектная деятельность учеников. Создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов. Во время внеурочной деятельности на занятиях «Дружу с компьютером» мы учимся работать с разными редакторами, составлять презентации, выполняем проекты. Отношение родителей к занятиям с применением компьютерных технологий самое положительное. Использование ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
Список используемой литературы:
1.Журналы «Начальная школа» №3 2004 г Т.Е.Соколова «Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий»
2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
М: Вако 2004
3.Интернет-ресурсы:
festival.1september.ru/authors/218-177-652 Юркина С.В. «Использование ИКТ в начальной школе»
festival.1september.ru/authors/100-628-018 Плотникова А.А. «Информационная среда начальной школы как часть современной информационной культуры»
- Мне нравится (1)