Значение исследовательской деятельности в начальной школе.

Ригина Светлана Владимировна

 

 

 

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

(Д. Пойа, венгерский математик)


 

В каждом из нас живёт с самого рождения настоящий исследователь. По мере взросления человека, личность проходит различные этапы своей исследовательской деятельности. Маленький ребёнок весьма любознателен: ему всё хочется потрогать, попробовать на вкус, рассмотреть, при чём предметом интереса становятся все без исключения события и предметы. В процессе взросления интерес становится избирательным, то есть исследуется уже не всё подряд, а именно те вещи, которые наиболее привлекают внимание ребёнка. Наконец в жизни наступает тот ответственный момент, когда приходит пора идти в школу. И вот здесь приходится исследовать уже то, что конкретно задано или запланировано учебными и воспитательными программами и учителем. Именно здесь, на начальном этапе образования, очень важно правильно организовать исследовательскую деятельность учеников и заинтересовать их, можно сказать – научить учиться…

Сама по себе исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Учебное исследование с точки зрения учителя – это средство интеллектуального развития, обучения и воспитания, которое вырабатывает и развивает специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся.

 

В связи с этим важно сразу поставить некую педагогическую цель – развить интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. По словам специалистов, это достигается через - развитие творческой исследовательской активности детей, формирование у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни, стимулирование у школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам и самостоятельному познаванию окружающего мира, развитие организационно-коммуникационных навыков и воображения.

 

Как результат ожидается получить более активное вовлечение детей в исследовательскую деятельность. Это может способствовать развитию творческих навыков учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач при выполнении учебного задания до применения и использования знаний на практике. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению, поиску информации в ходе исследовательской работы, легче адаптируются к обучению в более старших классах.

Итак, благодаря исследовательской работе учащихся начальной школы повышается вероятность их творческого развития; естественным образом теоретические знания подкрепляются практикой, что делает теорию более интересной и более ощутимой; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают моральное удовлетворение от того, что могут наглядно видеть результаты своего труда.