Чем интересно развивающее обучение
«Развивающая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова»
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г.Лихтенберг
В настоящее время в начальной школе существует несколько параллельных образовательных систем. Одна из них- система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Особый интерес к данной системе связан прежде всего с тем, что она полностью отвечает требованиям ФГОС второго поколения.
Основная цель ФГОС второго поколения - развитие личности ребенка.
В системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
- Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.
- Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
- Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
- Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения:
-развития теоретического мышления обучающихся, передача детям не столько знания (ЗУН), сколько способов умственных действий (СУД), формирование целенаправленной учебной деятельности (ЦУД).
Методы развивающего обучения:
- Проблематизация (проблемное изложение);
- Метод учебных задач;
- Метод эвристических вопросов;
- Коллективно-групповая работа;
- Сотрудничество
Основные условия реализации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова:
- Развёртывание учебной деятельности с целью формирования у школьников учебной потребности всегда происходит на основе дискуссии.
- В процессе поиска и осмысления научного познания у школьника не может быть ошибок, а могут быть только пробы и затруднения.
- Суть учебной деятельности состоит в разделении поиска способов решения задачи и самого её решения.
Условия развёртывания учебной деятельности:
- Учитель ищет учебный материал, задания которого позволяют ввести школьников в историю происхождения и сущность того или иного явления (события).
- Школьники с помощью учителя, опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи.
- Нужный способ решения задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и самим учителем.
Специфика технологии развивающего обучения
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
- Построение учебной деятельности.
- Формирование учебной деятельности.
- Осознание цели предстоящей деятельности.
- Осмысление и внутреннее принятие мотивов познавательной деятельности.
- Предоставление возможности выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности.
- Обеспечение возможности самостоятельного выполнения учебного действия.
- Создание условий для самооценки индивидуального результата.
- Самоконтроль.
Содержание и принципы организации учебной деятельности:
Выделение основных содержательных блоков программы, позволяющих выстроить теоретическое обобщение.
Обучение учащихся общим принципам решения учебных задач, построение понятий.
Изложение научных знаний – от абстрактного к конкретному.
Обучение способам построения понятий, образов, ценностей и норм для усвоения содержания теоретических знаний.
Модельное изображение выводов.
Формы взаимодействия учебной деятельности:
Коллективно - распределительная деятельность - коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски.
Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися.
Общение по типу «учитель - ученик» в момент постановки проблемы.
Работа в паре «ученик – учитель» во время поведения самоконтроля и самооценки.
Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта).
Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формулирование выводов.
Работа ученика с родителями во время выполнения домашнего задания (обсуждение той или иной задачи).
Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ.
Типология уроков в системе РО:
- урок постановки учебной задачи;
Структура урока:
- создание «ситуации успеха»;
Результатом работы на данном этапе урока является:
- Эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями и положительная оценка учителем достижений учащихся;
- Фон, на котором более четко проявится 2 этап-разрыв
- возникновение ситуации «интеллектуального конфликта»;
Результат работы на данном этапе урока - фиксация на доске различных вариантов решения одной и той же задачи.
- фиксация места «разрыва» в графико-знаковой форме.
Результатом работы на данном этапе является:
Фиксация в графико-знаковой форме в рабочей тетради каждого ученика ситуации «интеллектуального конфликта».
- формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
- урок моделирования и преобразования модели;
Структура урока:
- преобразование условия задачи;
- собственно моделирование;
- преобразование модели.
- урок решения частных задач по применению открытого способа;
На данном этапе учащиеся овладевают уже установленным, обобщенным способом действий или понятием на уровне навыка, позволяющего решать конкретно-частные задачи, и формирование действий контроля и оценки.
- урок контроля:
- проведение тестовых диагностических работ;
- самостоятельная работа учащихся;
- проверочная работа;
- контрольная работа;
- стартовые и итоговые административные проверочные работы.
- урок оценки:
- урок работы с эталонами оценка;
- урок выработки собственных эталонов детьми;
- урок анализа и корректировки выполнения работ.
Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие преимущества развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова:
- приобретаемые в школе знания становятся более прочными, благодаря активному исследованию, а не пассивному запоминанию;
- дети учатся не теряться, попадая в новую для себя ситуацию, они способны самостоятельно проанализировать сложившиеся обстоятельства и найти решение для преодоления возникших трудностей (обычная фраза «стандартных» школьников «мы этого не проходили!» естественным образом исключается);
- дети становятся более уверенными в своих знаниях и способностях, в том числе из-за того что высказанная на уроке даже неверная гипотеза становится не предметом резкой критики, а шагом к более глубокому пониманию изучаемых предметов и явлений.
Используемая литература:
- Воронцов Л.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-
- В.В.Давыдова. - М.: ЦПРО «Развитие личности», 2010
- Дусавицкий А.К. Развивающее образование. Основные принципы. -Харьков, 2009
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2010.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2010