Экологическое обучение и воспитание младших школьников на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.
Экология стала самым
громким словом на земле,
громче войны и стихии.
В. Распутин
На современном этапе развития общества остро встает вопрос экологического воспитания. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная причина этого – огромная экологическая безответственность людей. Загрязняется вода, воздух, почва, увеличиваются горы мусора. Человечество слишком долго вело себя на планете неразумно. Создавая удобства для комфортной жизни, люди напрочь забыли о том, что ресурсы природы не безграничны, что жить в таких условиях придется нашим детям. В связи с этим возникает вопрос, а что же будет дальше с растительным, животным миром, со всей нашей планетой, а конце концов и с самим человеком.
Спасти окружающую среду можно при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за сохранение нашего общего дома. Поэтому на сегодняшний день проблема экологического воспитания становится приоритетной в педагогической деятельности учителей.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.
Федеральный государственный стандарт ставит перед учителем задачу формирования универсальных учебных действии, обеспечивающих способность к самосовершенствованию, саморазвитию. Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. В Программе развития универсальных учебных действий определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности личностных универсальных учебных действий, включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.
Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.
Экологическое образование должно начинаться с самого раннего возраста. Детям свойственны доброта, любознательность, ведь ребенок по своей природе пытливый исследователь мира, перед ним открывается удивительный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Ребенок должен понимать «что такое хорошо и что такое плохо» в его поведении по отношению к окружающей природе. Достигается это в ходе урочной деятельности, бесед, игр, конкурсов, во время работы внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях.
Учебные предметы начальной школы составляют основу экологического воспитания младших школьников.
Содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Будь это словарная работа, уроки развития речи (составление текстов на заданную тему, написание диктантов, изложений, сочинений и т. д). Тексты подбираю так, чтобы они помогли ребенку понять и прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувства красоты природы.
Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. На уроках литературного чтения дети читают произведения о природе, заучивают стихотворения, загадки, пословицы. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием слушаем мы пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, величественными громадами гор. С детства знакомые картины природы родного края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ родины. И чувства ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
На уроках окружающего мира происходит теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха, включая экологические нормы и правила поведения. Это работа с текстом, практические работы, экскурсии, проекты.
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состоянию природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий человека в природном и социальном окружении. Текстовые экологические задачи, примеры с экологическим содержанием, математические кроссворды имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. На уроках всегда с интересом решаем задачи, показывающие, как человек может помочь или навредить природе. Стараюсь использовать любую возможность для того, чтобы показать, что решение задач связано с реальными жизненными ситуациями.
Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов. На уроках изготавливаем поделки из природного материала, кормушки для птиц, работаем на пришкольном участке, ухаживаем за комнатными растениями, работаем над проектами. Формы разнообразные, но все они служат формированию экологической грамотности детей.
При обучении изобразительному искусству подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Это беседы по картинам известных художников – посещение Музейного дома, рисование пейзажей, натюрмортов, тематическое рисование, рисование с натуры и по памяти объектов природы.
На внеклассных занятиях осуществляется систематизация и расширение представлений о предметах и явлениях природы, о сезонных изменениях местной природы, развития интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитания у них любви к своему городу, краю, к своей Родине. Провожу утренники, праздники, конкурсы, экскурсии, конференции, викторины, беседы на экологическую тему.
Современный выпускник начальной школы – это любознательный, активно познающий мир человек, владеющий основами умения учиться, любящий свою страну, родной край, готовый самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки и умеющий выполнять правила здорового образа жизни.
Для формирования экологического сознания у младших школьников при проведении родительских собраний обязательно акцентирую внимание родителей на вопросы экологического характера. Детям младшего школьного возраста свойственно желание экологизации своей жизненной среды. Практически каждый ребенок просит своих родителей «завести» собачку, попугайчика, аквариум с рыбками, комнатное растение. Это желание рекомендую удовлетворить, так как если ребенок живет в среде, лишенной мира природы, он привыкает к установке: «а зачем мне это нужно?». Родителям предлагается составить список всего, что им следует подготовить вместе с ребенком прежде, чем животное или растение появится в их доме. Затем составить правила ухода за животным или растением.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. В. Распутин Экологическое образование—путь в будущее мира
массовые групповые индивидуальные работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, поселка; экологические фестивали; праздники; игры ; утренники; работа на пришкольном участке деятельность учащихся по подготовке творческих проектов; кружковые занятия по охране природы и основам экологии; лектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум деятельность учащихся по подготовке проектов, бесед, лекций; наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников; фотографирование , рисование, лепка На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания:
. р усский язык л итературное чтение математика о кружающий мир технология и зобразительное искусство Учебные предметы, начальной школы, внеурочная деятельность, внеклассная работа составляют основу экологического воспитания младших школьников в неклассная работа в неурочная деятельность
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души !