Технология групповой работы на уроках в начальной школе

Баринова Юлия Михайловна

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

Цели и задачи групповой работы на уроке:

             Цели:

 -формирование универсальных учебных действий;                          

- развитие коммуникативной компетентности;

-  повышение интереса к знаниям и к процессу обучения;

- повышение качества знаний по предметам;

- развитие логического мышления и речи;

- приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- воспитание чувства ответственности;

- укрепление здоровья учащихся;

Задачи:

- проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков;

-  обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта;         

- демонстрация обучающимися своих достижений, результатов самостоятельно проведённых изысканий; 

 - развитие познавательного интереса;

- помочь каждому ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал;

-  раскрыть свою индивидуальность;

- развивать творческую активность учащихся;

Актуальность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих учащихся. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку и взаимообвинения собеседники должны уметь, по крайней мере следующее:

                       1) формулировать свою точку зрения;        

                       2) выяснять точки зрения своих партнеров;

                      3) обнаруживать разницу точек зрения;

                      4) пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

- дать каждому ребёнку утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;-       - дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. В настоящее время ведущая цель процесса обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, самостоятельно добывая новые знания в процессе исследовательской, поисковой деятельности.

Реализация данной цели способствует групповая работа, в этом и заключается актуальность и широкая применяемость этой формы.

Технологический процесс групповой работы

     Вовлекая учащихся в творческий процесс, мы создаём условия для более прочного усвоения знаний, а так же индивидуаль­ного развития личности, творческой инициации, навыка самостоя­тельного движения в информационных полях, формирования у обучаю­щегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, са­моопределения, повседневной жизни, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно об­думывать принимаемые решения и четко планировать действия.  Эффек­тивно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
          Работа на уроках предполагает групповую деятельность учащихся под руководством учителей, которые выступают в роли консультантов, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть  работы.
        Человек в процессе своей жизнедеятельности вынужден участвовать в огромном количестве групп: семья, школа, класс, профессиональный коллектив. Знать и принимать правила, нормы, стремления группы, осознавать свой статус в группе, поддерживать функциональные отношения  жизненно важно. Человек должен уметь жить в группе. И чем раньше он получит необходимые для этого знания, тем лучше.
        Организуя на уроке работу в малой группе, мы моделируем реаль­ные ситуации, которые могут встретиться детям в будущем, и в игро­вой форме, более понятной для этой возрастной категории, учим де­тей общаться.
Такой вид деятельности, как технология деятельностного подхода (проектно - творческая деятельность) позволяет учащимся выполнять работы на протяжении некоторого отрезка времени, а не укладываться в жёсткие рамки урока, что способствует более качественному их выполнению, повышению творческой активности, что позволяет довольно часто «по – новому» взглянуть на ученика, увидеть его индивидуальность.
         Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить очень тонкий и ранимый внутренний мир ребенка. Многие дети, поступая в школу, не доверяют себе и нуждаются в психологической поддержке. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. Для установления благоприятной атмосферы используются различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника познавательного процесса.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. Когда ученик наедине с каким- нибудь заданием, оно может оказаться ему и не под силу. А когда он в команде, когда чувствует интерес, дыхание, поток мыслей партрнёров, которые помогают ему уверенно двигаться вверх, тогда любая задача оказывается не такой уж страшной и неприступной. Неуверенность отступает! А интерес, подогреваемый соседями, служит отличным «топливом» для поездки за пониманием – путешествия, во время которого ученик находит себя. Групповая работа – это способ совместного решения проблем.

 Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. В первую же неделю занятий все, даже самые робкие и тревожные, дети преодолевают этот барьер, но сначала не индивидуально, а в составе детской группы. Так, к доске дети выходят вдвоём или даже вшестером, становятся в кружок, совещаются и только после этого отвечают. Класс и учитель рассказывают группе, что было особенно хорошо в их ответе, оценивают их умение помогать друг другу. Вся «критика» строится по формуле; «Что могло бы помочь этой хорошей  группе стать еще лучше?» В классе, как и в любом человеческом сообществе, оправдывает себя идея основоположника гуманистической психологии К. Роджерса о том, что лишь человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ученика с учителем, и для содержательных дискуссий ребенка с одноклассниками.

Литература

1.А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998

2.      А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000

3.      А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

4.      С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

5.      И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

6.      О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36

7.      И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12

8. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977. 

9.  Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. 

10.  Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

11. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. -1996. - №2. 

12.    Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 2002.