Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников
Заренбина Е. В.
В настоящее время, современное образование подверглось колоссальным изменениям, согласно которым содержанием образования станут такие ключевые социальные результаты, как российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества. Эти качества должны основываться на способности к взаимопониманию и доверию. Таким образом, происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Ответственность за решение данной проблемы берёт на себя образовательное учреждение. Начальная школа, как одна из первых ступеней в образовательном процессе становится важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, а именно толерантности, поскольку в именно школе учащиеся впервые сталкиваются с проблемами взрослого сообщества.
Каждый учитель, работающий в начальной школе, должен помнить, что ученик будет толерантным только тогда, когда он будет воспитываться в грамотной образовательной среде, поэтому объективной потребностью современного общества является развитие толерантности.
Изучению степени толерантности у младших школьниковпосвятили свои работы многие ученые отечественной и зарубежной педагогики:Л.С. Выготский, В.А. Сластёнин, Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, П.И. Пидкасистый, Г.Л. Бардиер, Е.В. Бондаревская, Г.В. Безюлева, В.З.Вульфов.
Понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia», что в переводе на русский язык означает «способность переносить», «терпение». Изначально этот термин был заимствован из фармакологии, но словари XXв. Уже однозначно указывают его прямое толкование: терпимость.
«Толерантность – способность переносить неблагоприятное влияние каких-либо факторов, терпимость к чужим мнениям, поведению и т.д.»[3].
«Толерантность – система внутренних ресурсов личности, отражающая готовность и способность личности позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия с самим собой и другим, отличающимся по внешности, мыслям. Чувствам, ценностям, поведению, и т.д., способствующая невосприимчивости к провоцирующим факторам социальной среды.
Толерантность может реализовываться в разных системах:
1. «Я», «Я – Другой»;
2. Находиться в актуальном или потенциальном состоянии;
3. Проявляться в разных видах: межличностная, межэтническая, гендерная и т.п., основываясь при этом на единой готовности и способности личности позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия»[2].
«В.А. Лекторский привёл четыре философских понимания толерантности, в соответствии с которыми она трактуется как
- безразличие; этот подход имеет либеральную политическую основу, с точки зрения которой проблемы всего общества более важны, нежели наличие разногласий между людьми;
- невозможность взаимопонимания: если человек не может понять другую культуру или поведение он не должен, априори, быть враждебен по отношению к ней;
- снисхождение к слабостям других;
- расширение собственного опыта и критический диалог»[4].
Основными компонентами этого понятия являются активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости. Эти компоненты не возникают на пустом месте и не являются – как и любое социальное качество – врождёнными, а формируются, стимулируются (прежде всего изнутри) и корректируются.
Для того чтобы развить толерантность у младшего школьника, необходимо использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций города.
В социальной среде у ребёнка появляется выбор: с кем дружить, кого ненавидеть и что можно изменить в целом. Задача школы в этой ситуации заключается в том, чтобы обеспечить учащемуся необходимую множественность выбора, чтобы обеспечить учащемуся необходимую множественность выбора, чтобы у него был целостный, плюралистический взгляд на школьную среду [1].
Актуальность данного исследования определяется необходимостью создания условий для самореализации и развития каждой личности как гражданина России, формирование поколения, способного создавать и приумножать ценности общества. Эта задача, которая давно ставилась перед педагогами нашей страны, она побуждает к созданию такой образовательной среды, в условиях которой, будет воспитана толерантная личность. Личность, способная взаимодействовать с окружающими, готовая жить в непрерывно меняющемся современном мире, способная самосовершенствоваться, смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Несмотря на богатейший материал по проблемам формирования толерантности у младших школьников, остаются потенциалы совершенствования педагогического труда в виде уточняющих технологий и условий.