Компетенции педагога на основе профессионального стандарта в образовательных, информационно-коммуникационных, психолого-педагогических технологиях.

Алексеева Елена Игоревна
Профессиональный стандарт и требования к профессиональной деятельности. Учителя как субъекта педагогической деятельности можно рассматривать сквозь призму его  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ,  педагогических способностей,  педагогического мастерства,  профессиональной культуры  С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ Проанализировав профессиональные компетенции педагогической деятельности, представленные в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности», можно выделить следующие характеристики педагога, а также знания и умения, которыми он должен обладать, чтобы эффективно решать педагогические задачи. Личностные качества: педагогический такт, чувство юмора, справедливость, доброта... а также: Эмпатийность — способность поставить себя на место другого человека, понять его, сопереживать ему. Социорефлексия — способность видеть себя со стороны, оценивать себя и свои действия, анализировать движущие силы своих поступков и поступков других людейэ Самоорганизованность — способность организовать свою деятельность. Общая культура: жизненные установки и ценностные ориентации, а также: интеллигентность, нравственность, гуманизм. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников). Умение перевести тему урока в педагогическую задачу. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач. *Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности. *Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников). *Уметь преподавать. /методы.../ *Знать предмет. (компетентность в предмете преподавания). *Знать и понимать учеников (их возрастные, индивидуальные и гендерные особенности); понимать природу коллектива (структуру, этапы развития...) Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы. *Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы. *Умение принимать решения в педагогических ситуациях. *Умение устанавливать субъект-субъектные отношения. *Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников). *Умение реализовать педагогическое оценивание. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: • Работа с одаренными учащимися. • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.