Эссе «Мой открытый урок»

Пономаренко Наталья Викторовна

Эссе

«Мой открытый урок»

    Не знаю как у других, но у меня противоречивые чувства к открытому уроку. Для меня   урок – это творчество. Творчество не только учителя, но и учеников.

    Согласно определению: «Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика».

    Открытый урок - это театральный этюд в моём представлении,  открытие, праздник творчества, методический отчет учителя перед коллегами. Здесь хочется импровизировать, фантазировать, “вы­гу­ли­вать” свои методы и достижения учеников. Иначе он не имеет смысла. Нужны новые знания, новые методы, новые «постановки», чтобы увлечь современных детей, сделать каждый урок интересным! И я учусь, учусь сама, учусь у своих коллег, но более всего у своих учеников. Это они заставляют меня двигаться вперед, идти в ногу со временем. 

    Представленный видеоматериал открытого урока-защиты проекта соответствует словам Марка Аврелия: «Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше». Поэтому подсознательно живешь в режиме вечного поиска нужных образов.

    Думаю, что все согласятся со мной что урок - это огромный труд, это каторга, это гражданская казнь в особо изощренной форме, когда обязывают его проводить. А с другой стороны, когда открытый урок проводится на добровольных началах – это великолепно, это фейерверк творчества; это находки и свершения, это взлеты, которых, как известно, без падений не бывает.

       Предмет литературного чтения для детей скучный урок, потому что современные дети совершенно не любят читать. А то, что неинтересно, не вызывает желание учиться. Мне всегда хотелось решить эту проблему. Здесь мне пригодилась моя тема по самообразованию - технология метода проектов. Проектная технология  позволяет не только формировать мотивации, но и успешно развивать творческие способности у учащихся. 

    Поэтому формой урока выбран урок-игра, посвященный устному народному творчеству, а точнее русским  народным сказкам с таким персонажем, как Баба Яга. Я решила использовать групповую работу. Для этого заранее класс был разделён на группы: «Художники», «Гримеры», «Костюмеры», «Сценаристы».

    Впереди ­ открытый урок. Детей очень волнует, что о них скажут. Заметно беспокойство в их глазах. Помочь нам вызвались некоторые родители. Они приняли активное участие в нашем мероприятии. Одни  с удовольствием  исполняют  роли злой и доброй Бабы Яги, другие оказывают помощь при выполнении заданий в группах. Я стараюсь не показывать своё волнение. 

    Позади огромная   работа: выбор проекта, постановка целей, разработка сценария, презентации, распределение  «ролей» в группах… Но все равно переживаешь "всё ли так, всё ли получится, как задумала..."
    Итак, звонок. Дети волнуются и  ловят каждый мой взгляд… Стараются сами определить тему, сформулировать задачи урока… Должна сказать, что получается у них это довольно неплохо. Ведь это не просто урок, а защита проектной работы «Здравствуй, Баба Яга!». При подготовке к ней ребятам пришлось потрудиться: найти информацию о Бабе Яге, прочитать сказки, посмотреть фильмы и мультфильмы,  нарисовать иллюстрации, провести анкетирование, подготовить сообщения о Бабе Яге.

    Была приятно удивлена, что активно работали даже те  дети,  которых трудно расшевелить на обычном уроке. Моё волнение постепенно куда-­то уходит. Все вжились в «свои роли», тему урока, разбираем её, работаем по группам, решаем проблемные вопросы, забыв про гостей. Мы на одной волне! Дети, сказочные герои (мамы) отвечают, спорят, что-­то доказывают, делая выводы. Играя небольшой спектакль, все стараются показать свои знания. А как импровизируют наши помощницы-героини, когда «прокуроры» обвиняют Бабу Ягу, а представители защиты - оправдывают! Мне на ходу нужно успевать за ними, перестраиваться.       

    Приглашенные на урок гости положительно и с восторгом оценили нашу постановку. Но мою радость и удовлетворение от урока невозможно передать словами.  И только увидев глаза детей на уроке, услышав их ответы,  я поняла, что мой успех зависел от них, и моя работа была не напрасна. Мы все убедились, как проектная деятельность способствует формированию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности, творчества, умения планировать, работать в коллективе. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

    Это настоящая радость от профессии учителя. Когда твои ученики понимают тебя, говорят своё мнение никем не навязанное. Я благодарна своим ученикам. Ведь сложность учительского труда состоит в том, что нужно не только научить детей своему предмету, но и найти путь к сердцу каждого ученика.

    Все присутствующие были довольны, а я  счастлива, что у нас все получилось.
    Моя профессия даёт мне творческое вдохновенье, позволяет постоянно идти вперед, не сидеть на месте, импровизировать,  развиваться, совершенствоваться, заряжает энергией, помогает открывать в детях таланты, чем доставляет мне огромную радость. Ведь мы воспитываем людей, способных жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей.