Занимательный материал как средство формирования познавательных УУД младших школьников

Любарская (Байбекова) Татьяна Равилевна

Целостное развитие личности  в  системе образования является одним из приоритетным направлением нового образовательного стандарта. Это обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые дают возможность самостоятельно осваивать знания и применять их на практике, умение   организовывать свою деятельность, сотрудничать.  Формирование УУД является обязательным для каждого учебного предмета  и требует систематического отслеживания. Умение учиться должно быть сформировано еще с малого школьного возраста.

Для того чтобы младший  школьник смог самостоятельно организовывать  свою учебную деятельность нужно вовлечь его в образовательный процесс.  Учебная деятельность должна вырастать из игровой деятельности. Занимательные задания помогают активизировать  познавательную деятельность ребенка, развивают память, мышление, внимание, речь.

Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают  явления окружающей действительности [1].

Выделяют следующие виды занимательного материала: загадка, пословица, ребус, скороговорка,  кроссворд, викторина, конкурс, шарада и другие.

Занимательный материал можно использовать  на разных этапах урока. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний [3].

Умение учиться -фактор повышения эффективности освоения учащимися  предметных знаний, что является главной задачей современного образования.

Функции УУД[3]:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

 

-       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

-       нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

 

-       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-       планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-       прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-       коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

-       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

-       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

 

         Общеучебные универсальные действия:

-       самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-       поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-       структурирование знаний;

-       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-       смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-       постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-       моделирование;

-       преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

-       анализ;

-       синтез;

-       сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-       подведение под понятие, выведение следствий;

-       установление причинно-следственных связей;

-       построение логической цепи рассуждений;

-       доказательство;

-       выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-       формулирование проблемы;

-       самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

 

-       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-       постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-       разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

-       управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка[3].

 

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности,  соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

 

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

-       соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

-       соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Одной из задач образования государства  является повышение образовательного уровня личности. Задачами обучения являются передача социально-культурного опыта поколению;  развитие личности.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами [2].

Поэтому нужно формировать у младшего школьника познавательные УУД. Рассмотрим примеры  использования занимательного материала в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_material_._statya.docx585.46 КБ

Предварительный просмотр:

"Занимательный материал как средство формирования познавательных УУД младшего школьника"

Любарская Татьяна Равилевна, учитель начальных классов

Муниципальное образовательное автономное учреждение "Гимназия №1 г. Новотроицка Оренбургской области",  

г. Новотроицк

Целостное развитие личности  в  системе образования является одним из приоритетным направлением нового образовательного стандарта. Это обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые дают возможность самостоятельно осваивать знания и применять их на практике, умение   организовывать свою деятельность, сотрудничать.  Формирование УУД является обязательным для каждого учебного предмета  и требует систематического отслеживания. Умение учиться должно быть сформировано еще с малого школьного возраста.

Для того чтобы младший  школьник смог самостоятельно организовывать  свою учебную деятельность нужно вовлечь его в образовательный процесс.  Учебная деятельность должна вырастать из игровой деятельности. Занимательные задания помогают активизировать  познавательную деятельность ребенка, развивают память, мышление, внимание, речь.

Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают  явления окружающей действительности [1].

Выделяют следующие виды занимательного материала: загадка, пословица, ребус, скороговорка,  кроссворд, викторина, конкурс, шарада и другие.

Занимательный материал можно использовать  на разных этапах урока. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний [3].

Умение учиться -фактор повышения эффективности освоения учащимися  предметных знаний, что является главной задачей современного образования.

Функции УУД[3]:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

 

-       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

-       нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

 

-       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-       планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-       прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-       коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

-       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

-       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

 

         Общеучебные универсальные действия:

-       самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-       поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-       структурирование знаний;

-       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-       смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-       постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-       моделирование;

-       преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

-       анализ;

-       синтез;

-       сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-       подведение под понятие, выведение следствий;

-       установление причинно-следственных связей;

-       построение логической цепи рассуждений;

-       доказательство;

-       выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-       формулирование проблемы;

-       самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

 

-       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-       постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-       разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

-       управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка[3].

 

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности,  соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

 

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

-       соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

-       соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Одной из задач образования государства  является повышение образовательного уровня личности. Задачами обучения являются передача социально-культурного опыта поколению;  развитие личности.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами [2].

Поэтому нужно формировать у младшего школьника познавательные УУД. Рассмотрим примеры  использования занимательного материала в школе.

Занимательный материал на уроках математики:

  1. Распознай фигуру. Учащийся должен ответить на вопросы: Сколько всего квадратов? Сколько прямоугольников в квадрате?

  1. Устрой грозу! Пусть пойдет дождь!

49+39

70-16

61-39

29+62

78-19

59-27

  1. Память на фигуры. Запомни как можно больше фигур и зарисуй их.
  2. Редкое имя малютке-котенку

Мама его промяукала громко,

Быстро реши все примеры подряд,

Будет малыш благодарен и рад.

76:4 А            60:4 Н

40:4 П            4*15 Й

52:4 Ф           84:4  У

4*13 И             4*9 Т

10

19

3

15

21

36

52

60

5. Раскрась[4].

C:\Users\Любарские\Documents\игрушки.jpg

Игрушку по середине во втором ряду раскрась в зеленый; первую игрушку снизу раскрась в коричневый; шар который больше раскрась в красный; игрушку вверху справа раскрась в синий; квадратную игрушки раскрась в оранжевый; игрушку, состоящую только из кругов, раскрась в желтый.
C:\Users\Любарские\Documents\мишки.png 

Зонтик у мишки внизу справа раскрась в зеленый; зонтик вверху слева - в красный; верхний правый зонтик раскрась в синий; оставшийся зонтик раскрась в желтый.

Русский язык:

  1. Расколдуй слово

ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ

  1. Вышиваем слова. Слова можно вышивать крестиком. Доя этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный - маленьким, например: Хх- школа, ххХ - петушок.
  2. Живой -неживой. На доске записан столбик. Нужно заменить в каждом слове одну букву, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос  что?

лиса - липа

кот -рот

коза -коса и т.д

4. Раскрась[4].

C:\Users\Любарские\Documents\предметы.jpg

Предмет, в котором первая буква обозначает два звука раскрась в зеленый; предмет в котором последний звук [п]- коричневым; найди предмет в котором три слога, второй ударный, раскрась его в черный; предмет в котором все согласные звуки звонкие раскрась в синий; найди предмет в котором второй звук [э], заштрихуй его. 

Литературное чтение:

  1. "По двум словам отгадай пословицу". Дело, мастер - Дело мастера боится. Труд, лень - Труд человека кормит, а лень портит.
  2. Читаем перевертыши правильно

кинечу,  агинк,  шаднарак

Окружающий мир:

1. Филворды[4].  :

по теме общение:(слова пересекаются)        

C:\Users\Любарские\Documents\филворд1.jpg

по теме грибы:

C:\Users\Любарские\Documents\филворд грибы.jpg

2. Кроссворды[4].

C:\Users\Любарские\Documents\кроссворд весна1.jpg

Вопросы по горизонтали:
3. И весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце 
И зовут тебя все (солнце)

4. Стучит весной тихонечко она
А всему городу слышна (капель)

5.В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (ручей)

Вопросы по вертикали:
1. Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает? (март)

2. Первым вылез из земли 
На проталинке 
Он мороза не боится 
Хоть и маленький (подснежник)

6. На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки (почки)

3.Задания, которые требуют от учащихся раскрасить определенные объекты или предметы [4]. 

C:\Users\Любарские\Documents\стороны.jpg
           Раскрась качели, указывающие на севере в желтый цвет; качели, расположенные на северо-востоке - в зеленый цвет; качели на юго-западе раскрась в красный; в синий раскрась качали на юге; расположенные на северо-западе качели раскрась оранжевый; юго-восток раскрась в коричневый. Каких сторон света не хватает? Подпиши, где они расположены.

Данные задания активизируют работу учащихся на уроках, повышают их интерес к процессу обучения, что способствует  формированию у них познавательных УУД.

Список литературы:

  1. Материалы с сайта " EduMask". Режим доступа: http://www.edumask.ru/magiws-238-1.html
  2. Материалы с сайта "Гуманитарно правовой портал.  PSYERA". Режим доступа: http://psyera.ru/5000/celi-zadachi-funkcii-i-principy-obucheniya

  3. Социальная сеть Pandia.ru. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/562/43413.php
  4. Сайт учителя начальных классов Любарская Татьяна Равилевна. Режим доступа: http://nsportal.ru/tatyana-baybekova