Занимательный материал как средство формирования познавательных УУД младших школьников
Целостное развитие личности в системе образования является одним из приоритетным направлением нового образовательного стандарта. Это обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые дают возможность самостоятельно осваивать знания и применять их на практике, умение организовывать свою деятельность, сотрудничать. Формирование УУД является обязательным для каждого учебного предмета и требует систематического отслеживания. Умение учиться должно быть сформировано еще с малого школьного возраста.
Для того чтобы младший школьник смог самостоятельно организовывать свою учебную деятельность нужно вовлечь его в образовательный процесс. Учебная деятельность должна вырастать из игровой деятельности. Занимательные задания помогают активизировать познавательную деятельность ребенка, развивают память, мышление, внимание, речь.
Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности [1].
Выделяют следующие виды занимательного материала: загадка, пословица, ребус, скороговорка, кроссворд, викторина, конкурс, шарада и другие.
Занимательный материал можно использовать на разных этапах урока. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний [3].
Умение учиться -фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, что является главной задачей современного образования.
Функции УУД[3]:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка[3].
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Одной из задач образования государства является повышение образовательного уровня личности. Задачами обучения являются передача социально-культурного опыта поколению; развитие личности.
Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.
Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.
Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.
Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами [2].
Поэтому нужно формировать у младшего школьника познавательные УУД. Рассмотрим примеры использования занимательного материала в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_material_._statya.docx | 585.46 КБ |
Предварительный просмотр:
"Занимательный материал как средство формирования познавательных УУД младшего школьника"
Любарская Татьяна Равилевна, учитель начальных классов
Муниципальное образовательное автономное учреждение "Гимназия №1 г. Новотроицка Оренбургской области",
г. Новотроицк
Целостное развитие личности в системе образования является одним из приоритетным направлением нового образовательного стандарта. Это обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые дают возможность самостоятельно осваивать знания и применять их на практике, умение организовывать свою деятельность, сотрудничать. Формирование УУД является обязательным для каждого учебного предмета и требует систематического отслеживания. Умение учиться должно быть сформировано еще с малого школьного возраста.
Для того чтобы младший школьник смог самостоятельно организовывать свою учебную деятельность нужно вовлечь его в образовательный процесс. Учебная деятельность должна вырастать из игровой деятельности. Занимательные задания помогают активизировать познавательную деятельность ребенка, развивают память, мышление, внимание, речь.
Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности [1].
Выделяют следующие виды занимательного материала: загадка, пословица, ребус, скороговорка, кроссворд, викторина, конкурс, шарада и другие.
Занимательный материал можно использовать на разных этапах урока. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний [3].
Умение учиться -фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, что является главной задачей современного образования.
Функции УУД[3]:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка[3].
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Одной из задач образования государства является повышение образовательного уровня личности. Задачами обучения являются передача социально-культурного опыта поколению; развитие личности.
Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.
Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.
Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.
Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами [2].
Поэтому нужно формировать у младшего школьника познавательные УУД. Рассмотрим примеры использования занимательного материала в школе.
Занимательный материал на уроках математики:
- Распознай фигуру. Учащийся должен ответить на вопросы: Сколько всего квадратов? Сколько прямоугольников в квадрате?
- Устрой грозу! Пусть пойдет дождь!
49+39
70-16
61-39
29+62
78-19
59-27
- Память на фигуры. Запомни как можно больше фигур и зарисуй их.
- Редкое имя малютке-котенку
Мама его промяукала громко,
Быстро реши все примеры подряд,
Будет малыш благодарен и рад.
76:4 А 60:4 Н
40:4 П 4*15 Й
52:4 Ф 84:4 У
4*13 И 4*9 Т
10 | 19 | 3 | 15 | 21 | 36 | 52 | 60 |
5. Раскрась[4].
Игрушку по середине во втором ряду раскрась в зеленый; первую игрушку снизу раскрась в коричневый; шар который больше раскрась в красный; игрушку вверху справа раскрась в синий; квадратную игрушки раскрась в оранжевый; игрушку, состоящую только из кругов, раскрась в желтый.
Зонтик у мишки внизу справа раскрась в зеленый; зонтик вверху слева - в красный; верхний правый зонтик раскрась в синий; оставшийся зонтик раскрась в желтый.
Русский язык:
- Расколдуй слово
ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ
- Вышиваем слова. Слова можно вышивать крестиком. Доя этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный - маленьким, например: Хх- школа, ххХ - петушок.
- Живой -неживой. На доске записан столбик. Нужно заменить в каждом слове одну букву, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?
лиса - липа
кот -рот
коза -коса и т.д
4. Раскрась[4].
Предмет, в котором первая буква обозначает два звука раскрась в зеленый; предмет в котором последний звук [п]- коричневым; найди предмет в котором три слога, второй ударный, раскрась его в черный; предмет в котором все согласные звуки звонкие раскрась в синий; найди предмет в котором второй звук [э], заштрихуй его.
Литературное чтение:
- "По двум словам отгадай пословицу". Дело, мастер - Дело мастера боится. Труд, лень - Труд человека кормит, а лень портит.
- Читаем перевертыши правильно
кинечу, агинк, шаднарак
Окружающий мир:
1. Филворды[4]. :
по теме общение:(слова пересекаются)
по теме грибы:
2. Кроссворды[4].
Вопросы по горизонтали:
3. И весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце)
4. Стучит весной тихонечко она
А всему городу слышна (капель)
5.В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (ручей)
Вопросы по вертикали:
1. Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает? (март)
2. Первым вылез из земли
На проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький (подснежник)
6. На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки (почки)
3.Задания, которые требуют от учащихся раскрасить определенные объекты или предметы [4].
Раскрась качели, указывающие на севере в желтый цвет; качели, расположенные на северо-востоке - в зеленый цвет; качели на юго-западе раскрась в красный; в синий раскрась качали на юге; расположенные на северо-западе качели раскрась оранжевый; юго-восток раскрась в коричневый. Каких сторон света не хватает? Подпиши, где они расположены.
Данные задания активизируют работу учащихся на уроках, повышают их интерес к процессу обучения, что способствует формированию у них познавательных УУД.
Список литературы:
- Материалы с сайта " EduMask". Режим доступа: http://www.edumask.ru/magiws-238-1.html
Материалы с сайта "Гуманитарно правовой портал. PSYERA". Режим доступа: http://psyera.ru/5000/celi-zadachi-funkcii-i-principy-obucheniya
- Социальная сеть Pandia.ru. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/562/43413.php
- Сайт учителя начальных классов Любарская Татьяна Равилевна. Режим доступа: http://nsportal.ru/tatyana-baybekova
- Мне нравится (4)