Из практики инклюзивного образования
В статье описан опыт организации внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Представлены аннотации авторских программ по организации внеклассной работы с различными категориями детей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, принципы инклюзивного образования, программы организации внеурочной деятельности, федеральные государственные образовательные стандарты.
«Мы должны быть людьми доброй души
и любить детей такими, какие они есть.
Понимать детей — значит стать на их позиции».
Ш.А.Амоношвили
На страницах научных журналов и в залах конференций ещё не смолкли дискуссии о целесообразности инклюзивного образования, а на местах многие педагоги приняли его ценности и уже отрабатывают свои эксклюзивные практики.
В начале некоторые ссылки для обоснования:
Из Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Из ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»: В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Именно с такой категорией детей больше 10 лет работает Школа - Центр – структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной Центр диагностики и консультирования». В центр приезжают дети из разных районов Новосибирской области и находятся на углубленной диагностике в режиме круглосуточного пребывания на протяжении 40 дней. Каждый заезд состоит из воспитанников с различными возможностями и потребностями. Приезжают действительно очень разные дети, со своим уникальным жизненным опытом и часто, увы, с отрицательным багажом условий жизни, воспитания и обучения. Это могут быть дети с нормой развития и различными поведенческими нарушениями, дети с высокой степенью тревожности и проблемами социальной адаптации, дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Но всех их объединяет одно – они имеют трудности и не могут усваивать программу без создания специальных образовательных условий. И все эти категории детей, «самые трудные» и уже «неуспешные» попадают в одну группу, в один класс. И педагогическому коллективу надо найти подход к каждому ребенку, надо выявить причины неуспешности, определить резервные возможности и постараться подобрать те методы и приемы, на которые более всего «откликается» ребенок.
Опыт педагогического коллектива является уникальным с точки зрения создания подлинно инклюзивной школы. За основу деятельности взяты принципы организации практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья из Саламанкской декларации.
· Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
· Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
· Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
· Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Опираясь на вышеперечисленные принципы, воспитатели Школы - Центра спроектировали образовательную программу внеурочной деятельности «Событие». Эта программа соответствует требованиям ФГОС и состоит из нескольких авторских программ, таких как: «Здравствуй, Центр!», «Воспитание культуры здорового образа жизни», «Азбука этики и морали», «Азбука безопасности», «Рукотворный мир», «Играем в театр», «Мир природы», «Знакомство детей с художественной литературой». Все авторские программы сопровождаются подробными методическими рекомендациями и диагностическими картами для отслеживания динамики развития детей. Хотя все программы соответствуют единой логике организации внеурочной деятельности, тем не менее, они могут существовать и как самостоятельные программные единицы.
Немного о программе «Здравствуй, Центр!». В ней отражена система работы по адаптации детей с ОВЗ к новым социальным условиям и созданию временного детского коллектива. При работе с такой категорией детей наиболее важно именно во внеурочной деятельности уделить внимание развитию коммуникативных навыков, толерантности, эмпатии, выявить проблемы социальной адаптации. Эти приоритеты подтверждаются и мнением знаменитого педагога, создателя Международного Центра Гуманной Педагогики Ш.А.Амоношвили, о том, что главная педагогическая проблема работы с группой детей различного интеллектуального уровня – социализация. При успешном её решении значительно облегчается обучение детей c ОВЗ. Опыт работы доказывает, что отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в группе в целом.
Наиболее важными являются первые дни пребывания «разных» детей вместе, дни адаптации. В связи с этим нами спроектирована особая система работы, направленная на создание временного детского коллектива. Данная система включает в себе разнообразные мероприятия, которые являются для ребенка событием (со-бытие).
Самым первым общим мероприятием Центра является «Путешествие с Незнайкой». Это экскурсия по Школе, в которой принимают участие сказочные герои Незнайка и Кнопочка. В игровом диалоге этих героев, очень красочно можно увидеть модель инклюзивного подхода в воспитании: Кнопочка – как ребенок с нормой интеллекта, компетентна в вопросах этики и морали, знает основы безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, вместе с детьми с радостью помогает своему другу Незнайке.
Позже проводится ещё одна игра – путешествие «В поисках сокровищ». Дети, разгадывая цепочку загадок, передвигаются по Центру. Эта игра позволяет почувствовать радость от совместной деятельности, от деятельности успешной для каждого, т.к. задания разбиты на уровни сложности, поэтому преодолевая разные этапы путешествия, никто из ребят не остается в стороне, а радость победы общая!
На протяжении адаптационного периода и после него мы поддерживаем благоприятный психологический климат, что достигается, в том числе и с помощью серии специально подобранных игр. В основном это игры помогающие развить коммуникативные навыки, игры – тренинги на сплочение группы, игры на развитие эмпатии.
Все игры условно поделены на 5 блоков: «Давайте познакомимся», «Общение без слов», «Внимание к другому», «Согласованность действий», «Добрые слова и пожелания».
Непременно каждый день заканчивается сбором новостей, детских впечатлений, рефлексии. Всё о чём ребенок захотел поведать фиксируется письменно или с помощью схематичного рисунка (кто как умеет или хочет). Затем эта информация размещается на самом видном и доступном для детей и взрослых месте. Это дает понять каждому ребенку, что всё, что с ним происходит не безразлично для взрослых и он может быть уверен, что его услышат и поймут.
Один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVII — начала XIX века Иоганн Генрих Песталоцци утверждал: «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». Именно поэтому следующая программа, на которой остановимся подробней, называется «Рукотворный мир». Эта программа ориентирована на активизацию познавательной деятельности ребенка, через непосредственные наблюдения предметов созданных руками человека, предметов близких жизненному опыту детей, что позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.
Предлагаемый раздел комплексной программы несет в себе характеристики программы дополнительного образования познавательно-практического типа. Эта программа также построена на следующих принципах инклюзивного образования:
ü Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
ü Каждый человек способен чувствовать и думать.
ü Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
ü Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Почему возникла необходимость разработки данной программы? В Центр поступают дети из разных социальных условий и для большинства из них характерны следующие особенности: снижение чувства бережливости и ответственности, равнодушное отношение к процессу воспроизводства и продуктам труда других людей, нежелание и «боязнь» изготавливать что-то своими руками (а вдруг я опять буду неуспешным). Помимо вышеперечисленных особенностей для всех детей характерны недостаточность речевой активности, ригидность мышления, трудности саморегуляции и целеполагания, нарушения пространственной ориентации, недостаточное развитие мелкой и крупной моторики, снижение детской познавательной активности и любознательности. Детский коллектив разнообразен и часто бывает так, что в одну группу попадают дети разных национальностей, в связи с чем повышается вероятность возникновения конфликтов.
Вышесказанное подтверждает особую значимость данной программы для реализации принципов инклюзивного образования.
При условии успешной реализации программы «Рукотворный мир» отмечается положительная динамика в развитии ребенка, а именно:
Ø активизируется потребность в продуктивной, социально-одобряемой деятельности;
Ø возникает более устойчивый интерес к труду взрослых, стремление стать умелым;
Ø обогащаются представления о жизни общества и продуктах их ручного творчества.
Социализация детей с ОВЗ происходит через активное вовлечение их во внеурочную деятельность. Поэтому наша задача правильно организовать эту работу.
Требуются специальные усилия, чтобы идея инклюзивного образования заняла свое место в образовательном процессе обычных школ. Надеемся, что и наш опыт поможет в этом.
Список литературы:
1. Инклюзивное образование: Методология, практика, технология Материалы Международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011 года. Москва 2011;
2. Гэри Банч. «Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса». М. 2008. В статье описан опыт организации внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Представлены аннотации авторских программ по организации внеклассной работы с различными категориями детей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, принципы инклюзивного образования, программы организации внеурочной деятельности, федеральные государственные образовательные стандарты.
.