Урок развития речи
Уроки развития речи в начальной школе.
Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Не обладая связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности, развивая УУД.
В 3 классе в рабочей программе отводится 20 часов. Продолжается работа над структурой текста, начатой во 2 классе: подбор заголовка для текста, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Происходит знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы, а также знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Большое внимание отводится созданию собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
1. | Текст, признаки и типы. |
2. | Текст и его заголовок |
3. | Заглавие и начало текста. |
4. | Деление текста на абзацы. |
5. | Правила написания писем. |
6. | Правила написания писем. Самостоятельная работа. |
7. | Правила написания писем. |
8. | Правила написания писем. |
9. | Заглавие и план текста. Тексты-повествования и тексты описания. |
10. | Учимся писать изложение. |
11. | Учимся писать изложение. |
12. | Правила написания писем. |
13. | Работа с текстом. |
14. | Работа с текстом. |
15. | Учимся писать изложение. |
16. | Учимся писать изложение. |
17. | Изложение с элементами сочинения. |
18. | Контрольное иложение. |
19. | Учимся писать сочинение. |
20. | Учимся писать сочинение. |
Рассмотрим фрагмент урока развития речи.
- Познакомимся с легендой. Прочитайте текст упражнение 2.
Бирюза - драгоценный камень, многие его считают самым красивым изо всех ювелирных камней. Самая красивая бирюза голубого цвета. Бывает она и зелёной, и тёмно - зелёной, даже коричневой или белой как мел.
Ещё в древние времена заметили, что бирюза меняет цвет: Белая становится голубой, голубая может окраситься в зелёный цвет. В легендах и преданиях по-разному рассказано об изменениях цвета бирюзы. Вот как об этом повествуется в армянской легенде.
Долго бились мужчины-воины одного из сёл, преграждая путь врагу. Но силы были неравны. Когда защитников осталось совсем мало, они отправили женщин и детей в горы, а сами продолжали сражаться. Все пали в том бою. Тогда чужеземцы бросились в горы. Завидев врагов, женщины с детьми спрятались среди камней, вжались в расщелины и стали молить богов о помощи. Боги сжалились над ними и превратили всех в бирюзу: молодых женщин в небесно-голубую, старух - в зелёную, а детей - в белую. Наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу.
- Как легенда объясняет происхождение бирюзы ?
- Как озаглавим текст ? Запишем заголовок.
- Составим план и запишем его в тетрадях.
1. Бирюза - драгоценный камень.
2. Голубая бирюза - самая красивая.
3. Бирюза меняет цвет.
4. Легенда о бирюзе.
- Можно считать план рассказа сжатым пересказом текста ?
- Хочется ли рассказать легенду о бирюзе ?
Орфографическая подготовка.
- Чтобы написать текст правильно, без ошибок, давайте подготовимся.
- Составим таблицу:
Кто ? Что ? | Какой ? Как ? | Что делали ? |
Мужчины-воины, защитники, они | Совсем мало | Бились, преграждая путь, отправили, продолжали сражаться, пали |
Враги, чужеземцы, чёрные скалы | наступавшие | Бросились, охранять |
Женщины, дети, старухи, бирюза | Молодые, небесно-голубая, Белая, Зелёная, прекрасная | Спрятались, вжались, стали молить, превратились |
Боги | Сжалились, превратили |
Пересказ текста.
- Прочитайте последнюю часть и, опираясь на таблицу, запишите по памяти последний абзац.
- Как можно начать пересказ ? ( По одной легенде., Вот как об этом повествует армянская легенда., Однажды.)
- Обратите внимание на подсказку в учебнике:
! Когда ты что-то пишешь, помни: твой текст предназначен для чтения. Ты должен заинтересовать читателя.
Таким образом, уроки развития речи направлены на развитие личности каждого ученика. В этой работе ученики учатся строить речевые высказывания на заданную тему, учатся сотрудничать с другими учениками в классе и учителем, учатся анализировать свою деятельность и деятельность других, учатся осознавать ответственность за порученное дело, учатся оценивать свою деятельность. У детей формируются коммуникативные умения и развиваются творческие способности. Они учатся спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать свое предположение, т.е учатся коммуникативным умениям, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.