Программа воспитательной работы в кадетском классе
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Программа
« Юные патриоты России»
для детей 7 -11 лет (срок реализации 4 года)
Составитель: Трутанова Ирина Алексеевна,
учитель первой квалификационной категории
п.г.т. Пойковский
2018
АКТУАЛЬНОСТЬ
Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, не будет любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Патриотическое воспитание в начальной школе формирует образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия имеют ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступают как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.
Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять с использованием материала о родном городе, крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладения родной речью. Патриотизм необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и их участниках.
Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются предложения по привлечению на уроках регионального (краеведческого) исторического материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.
В российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Важнейшей задачей российского общества является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность с целью формирования у детей чувства ответственности за судьбу России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества.
С каждым годом в стране прибавляется кадетских учреждений, которые принимают ребят , желающих подготовиться к служению Отечеству. В МОБУ «СОШ№4» открыты кадетские классы и действует Программа «Кадеты МЧС» (программа организации кадетских классов в школе). Программа « Юные патриоты России» составлена на основе данной программы.
Цели:
- формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
- формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
- формирование гражданской позиции младших школьников.
Воспитательные цели:
- воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны .
- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
- формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
Задачи:
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
Новизна, отличительные особенности программы.
Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества. Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи, города, края. Основное содержание способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох (как люди жили, во что верили, что создавали, за что воевали и т. д.). и помогает им преодолеть присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Кроме того, воспитание кадет имеет свои особенности, которые учтены содержанием программы.
Кадетское воспитание – строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.
Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу.
В кадетских классах реализуются общеобразовательные программы основного и среднего полного образования, а также военно-прикладные программы и программы дополнительного образования, направленные на расширение знаний по истории, культуре, обычаям, истории кадетских корпусов и Российской армии, подготовку учеников к службе в Российской Армии.
Жизнь класса строится на выполнении Заветов Кадет, верности Присяге, Кодексу Чести кадет, Правах и обязанности кадет, Уставе школы и положении о кадетском классе.
Отличительные особенности кадетского класса
1. Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей.
2. Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности.
3. Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам.
В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.
4. Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском классе организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей школы.
5. Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с подростками и юношами.
Цели:
- формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
- формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
- формирование гражданской позиции младших школьников.
Воспитательные цели:
- воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны и города.
- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
- формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
Задачи:
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
Программа рассчитана на детей 1-4 классов (от 7 лет) , реализуется в течении 4 лет.
В программу включены четыре раздела:
1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
2. Мой поселок. Раздел знакомит с памятными местами , его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного края, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами , героями , участниками Великой Отечественной войны, архитектурой и историческими личностями города.
3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно-нравственного
4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями сохранившими о себе память до современности.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное и бережное отношения к памятникам истории;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Формы подведения итогов :
- Выступление на мероприятиях, посвящённых важным историческим датам;
- Деловые игры;
- Классные часы (подготовленные для других классов);
- Беседы, диспуты, викторины;
- Исследовательская деятельность;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Соревнования;
- Экскурсии, поездки, походы;
- Трудовые дела
- Тренинг
Технологии:
• личностно-ориентированные технологии;
• технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
• игровые технологии;
• технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е.Щурковой);
• проектная деятельность.
Содержание программы
1 год обучения
Мы вместе
Моя семья живёт в России, наши семейные традиции, профессии моей семьи, семейные реликвии, трудовые будни моей семьи, как воевали мои предки, моя мамочка, семейное творчество, семейное фото.
Составление древа жизни, конкурс рисунков «Семейный праздник», встреча с семейными династиями (учащихся), памятные вещи семьи их история и ценность, выставка рисунков Кем хочу быть?», сообщения, презентации о родственниках, воевавших во время ВО войны, вернисаж «Портрет мамы», выставка работ совместного прикладного творчества учащихся и их родителей , история моей фотографии и её значимость.
Мой город
«Я живу в Пойковском», «Моя школа» , «Моя улица», посещение музея, традиционная дата День защитника Отечества, люди, вошедшие в историю , достопримечательности Пойковского: Фонтаны (самая красивая часть города), встреча с военнослужащими , экскурсия в библиотеку: «Вспомним их поимённо».
Моя Родина
Теоретический материал: беседа «Моя Родина – Россия», День Воинской Славы России ( далее ДВСР) день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками с Куликовской битве (1380г.), ДВСР день освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612г.), диспут «Мои чувства по отношению к Родине», ДВСР день снятия блокады г. Ленинграда (1944г.), ДВСР празднование годовщины разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, традиционная дата празднование Международного Женского дня 8 Марта, встреча с членами женского совета города, участницами ВОв, матерями и жёнами погибших при исполнении воинского долга., Дата Памяти: 11 апреля- День освобождения узников фашистских лагерей, Практические занятия: конкурс рисунков «Флаг России», «Что такое Родина?» стихи о Родине, песни о Родине (слушаем в исполнении детского хора и поём сами), Урок Мужества , изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек к 8 Марта, встреча с ветераном.
Это важно помнить
Беслан – моя боль(2004), ДВСР день Бородинского сражения русской армии под командованием М,И. Кутузова с французской армией Наполеона (1812г.), ДВСР день победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790г.), ДВСР день победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853г.), ДВСР День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой (декабрь 1941г.), День Космонавтики, ДВСР празднование годовщины Великой Победы( 1941-1945гг)
Содержание программы
2 год обучения
Мы вместе
Моя дружная семья участвует в жизни страны, кем гордится наша семья, в моей семье лентяев нет, памятно и ценно для моей семьи, мои родственники- герои труда, боевые подвиги моих предков, сообщение «Моя мамочка любимая», это мы с мамой сделали сами, альбом семьи, рассказы о членах семьи , фото из семейного альбома, семейные династии, вещи их история и значимость, конкурс рисунков «Кем хочу быть?», сообщения и презентации о родственниках, воевавших во время ВОв, рисунок для мамы стихотворение для неё, выставка работ семейного творчества, история фотографии и её значимость.
Мой край
Мой любимый Пойковский, здание моей школы, традиционная дата День Защитника Отечества, Ю. Гагарин – космонавт и человек, конкурс рисунков «Мой край», архитектура и история здания нашей школы ,что нового узнали, достопримечательности Пойковского, встре встреча с военнослужащими.
Моя Родина
Беседа «Моя Родина Россия», ДВСР (25.07.1942- 09.10. 1943) битва за Кавказ, ДВСР день освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612г.), ДВСР день снятия блокады г. Ленинграда (1944г.), ДВСР празднование годовщины разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, традиционная дата празднование Международного Женского дня 8 Марта, встреча с членами женского совета города, участницами ВОв, матерями и жёнами погибших при исполнении воинского долга, Дата Памяти: 11 апреля- День освобождения узников фашистских лагерей, символы России, диспут «За что любят Родину?», С. Маршак «Баллада о пятнадцати» история о 15 пятигорских ребятах, Герои Великой Отечественной войны Нежнов, Урок Мужества .
Это важно помнить
Беседа «Мы против терроризма» , (ДВСР). День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией Наполеона (1812), ДВСР. День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790), ДВСР. День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853), ДВСР. День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой
(декабрь 1941), Празднование 68-й годовщины со дня освобождения г. Пятигорска от немецко-фашистских захватчиков (11.01.1943), День моряка – подводника (18 марта),
День космонавтики, Празднование годовщины Великой Победы (1941-1945).
Урок Мужества в музее .Герои морских сражений, Герои Великой Отечественной войны. Просмотр д\ф «Освобождение », Вспомним погибших моряков «Курска», В. Терешкова, О. Савицкая –первые женщины – космонавты.
Содержание программы
3 год обучения
Мы вместе
Диспут «Как семьёй мы можем участвовать в жизни страны», может ли семья мной гордиться?, труд на благо семьи и Родины, останутся в памяти нашего рода, мои родственники- герои труда, боевые награды моих дедов, мамы разные важны (сообщение) , свободное время с пользой для семьи, посмотрите семейный альбом, коллективная аппликация «Наша Россия», моя гордость и мои успехи, пословицы и поговорки о труде и лентяях, складывание бумаги. Треугольники с фронта, рисунок «Кем хочу стать», сообщения, презентации о родственниках, воевавших во время ВОв, вернисаж «Портрет мамы»,
Выставка работ совместного прикладного творчества учащихся и родителей, самая ценная фотография в альбоме.
Мой Пойковский
Творческая работа с пластилином «Достоприечательности Пойковского, экскурсия по школьной галерее , коллективная работа аппликация «Ракета», «Вспомним их поимённо».
Моя Родина
Я живу в России. (толерантность), ДВСР. (25 июля 1942 — 9 октября 1943) Битва за Кавказ, экскурсия к городскому нефтеюганскому театру. День снятия блокады г.Ленинграда (1944), Празднование 68-й годовщины со Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, Празднование Международного Женского дня 8 марта,11 апреля – День освобождения узников фашистских концлагерей.
Раскрашивание костюмов народов России, природа России (стихи)Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.
Это важно помнить
Терроризму – нет! , День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790). День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853), . День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой (декабрь 1941),
День моряка – подводника (18 марта), День космонавтики, Празднование годовщины Великой Победы (1941-1945).
Содержание программы
4 год обучения
Мы вместе
Мы –будущее России, беседа «Я – патриот», Труд в тылу во время войны, вместе мы сделаем жизнь лучше, мои родные в годы войны, заслуги перед Родиной, «Наш досуг» как проводим свободное время, фото –презентация «Мы вместе» .
Рисунок – фантазия «Когда мне будет больше лет», пословицы и поговорки о родине, дружбе, складывание бумаги «Армада кораблей», презентации о родственниках, воевавших во время ВОв, Мамочка любимая моя. Стихи о маме, Выставка работ совместного прикладного творчества учащихся и родителей «Семейное творчество», Выпуск (коллективной)стенгазеты к 9 мая.
Мой город
Юные подпольщики, День защитника Отечества, Памятные места Пойковского. Памятник Герои ВОв .
Творческая работа с пластилином «Достопримечательности Пойковского. Фонтаны. Вспомним их поимённо.
Моя Родина
Национальности России. Кавказ. Толерантность. 5 ноября – День военного разведчика Подвиги разведчиков во время ВОв, 1 декабря – День рождения Георгия Константиновича Жукова (1896–1974), Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза. Командующие фронтами. День снятия блокады г.Ленинграда (1944), Празднование годовщины со Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года. Это нельзя забывать, 11 апреля – День освобождения узников фашистских концлагерей.
Обсуждение фильма «Мы из будущего», Герои Великой Отечественной войны 30 героев СССР, Урок Мужества. Сталинградского сражения, Празднование Международного Женского дня 8 марта-Великие женщины России.
Это важно помнить
Действия человека, при теракте. Наша жизнь и безопасность в наших руках. (25 июля 1942 — 9 октября 1943) Битва за Кавказ, 19 ноября – День ракетных войск и артиллерии, 5 декабря – День Воинской славы России. День начала контрнаступления Красной Армии против немецких войск в битве под Москвой (1941), 8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. (Отмечается с 1964 г. в честь погибших участников антифашистских демонстраций – французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля),
День моряка – подводника (18 марта), 30 апреля 1945 г. – Советские воины водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине, Празднование годовщины Великой Победы (1941-1945).
Беседа о терроризме и терактах с офицером МВД, 28 октября – День армейской авиации (мастерим модели самолётов из пластилина), Урок Мужества. Учим песню «День Победы».
Средства реализации воспитательных целей, задач, идей
- Содержание воспитывающей деятельности.
А. Всемерное использование воспитывающей функции урока, воспитание знаниями, развитие познавательной активности: воспитание начинается с качества урока, с личного примера учителя.
Б. Использование педагогических и психологических приемов для повышения самооценки и чувство ответственности ученика, для развития его творческих возможностей.
Критерии, показатели и
способы эффективности программы
Показатели | Диагностические средства |
1.Развитость креативных способностей ребенка |
|
2.Нравственная воспитанность уч-ся |
|
3. Сформированность интеллектуального потенциала личности |
|
4.Развитие физических качеств |
|
5.Удовлетворенность уч-ся и педагогов жизнедеятельностью |
|
Модель личности выпускника кадетского класса
Представляется, что наш воспитанник, живущий в современном мире и готовый к самореализации в социальной сфере, это:
- семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступать в роли продолжателя рода,
- член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, построенных не на паритете силы, а на паритете интересов, не на конфронтации и насилии, а на цивилизованных формах человеческого общения,
- ученик, воспитанник школы, знакомый с историей своей школой, спецификой ее образовательной системы, развивающий ее традиции, активно участвующий в определении перспектив ее развития, владеющий культурой умственного труда,
- пойковчанин, с любовью относящийся к поселку, в котором он живет, знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции, прилагающий силы к его развитию и процветанию,
- россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества,
- человек, ощущающий себя гражданином мира, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в ХХ1 веке, носитель глобального мышления.
Будучи потенциальным носителем перечисленных социальных ролей, он является неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности, имеющим равное с другими право эффективно выступать в каждой из социальных сфер бытия человека.
Вместе с тем, выпускник кадетского класса отличается своими особенностями:
- Личность с высоким уровнем самосознания, деятельность которой направлена на самосовершенствование;
- Личность с развитыми потребностями в знаниях, умениях, способностях, занимающаяся самосознанием;
- Личность свободная, обладающая чувствами собственного достоинства, ответственности, гражданственности, сознающая свои права и права других людей;
- Личность гуманная с развитыми чувствами милосердия, доброты, с коммуникативными особенностями, любви ко всему живому;
- Физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни;
- Умеет противостоять опасности, умеет ее предвидеть;
- Умеет стрелять из боевого оружия;
- Владеет приемами рукопашного боя;
- Знает Историю Отечества и Вооруженных сил;
- Воспитан в духе русского офицерства;
Ведущие идеи обучения и воспитания
Реализация целей и задач воспитания базируется на следующих ведущих идеях:
- природо- и культуросообразность (принцип природосообразности
предполагает, что образование должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, должно учитываться необходимость
определенной половой и возрастной дифференциации.
Этот принцип предполагает культивирование определенных этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, природоохранное знание, мышление и поведение. Принцип культуросообразности заключается в том, что образование должно открывать ребенку в мировую культуру через постижение ценностей и норм культуры. Это приобщение человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации).
- гуманизация (подразумевает «очеловечивание» системы через
реализацию личностно ориентрованного подхода к организации УВП и гуманизацию содержания образования.
- личностно ориентированное обучение дает возможность приблизить
учение к личности ученика.
- педагогика сотрудничества - понимание процессов воспитания как
взаимодействия детей и взрослых с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
- дифференциация и интеграция (дифференциация предполагает
создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе). Интеграция рассматривается как основа реформирования содержания образования и предполагает не просто преодоление диспропорции между дисциплинами (обогащающими личность научными знаниями, вооружающими способами деятельности, представляющими возможность художественно-образного восприятия мира, фоормирующими целостные представления об окружающей действительности), но и создание между ними сущностных взаимосвязей.
- системность (взаимосвязь не только общешкольных элементов, но и
взаимосвязь с поселковой, районной структурой общеобразовательных учреждений).
- идея вариативности и свободы выбора каждым учеником рода занятий, содержания и организационных форм образования. Эта идея реализуется тремя профилями:
Вместе с тем уч-ся школы предоставлены широкие возможности занятий по выбору в виде дополнительного набора учебных дисциплин Учебные программы будут реализовываться через факультативные и кружковые занятия, спецкурсы.
Основные направления деятельности кадетского класса
Военно-прикладные программы:
- "Юный спасатель»
- «Юный пожарный»
- «Друзья ГАИ»
- «Введение в военное дело»
- «Рукопашный бой»
Нормативно- правовой ресурс
- Конституция Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
- Типовое положение «Об образовательном учреждении».
- Национальная доктрина.
- «Программа патриотического воспитания».
- Федеральная Программа развития образования.
- Программа развития воспитания в системе образования ХМАО
- Программа развития воспитания и дополнительного образования в Нефтеюганском районе.
- Распоряжение Главы Нефтеюганского района В.Н.Семенова об открытии Кадетского класса.
- Положение о Кадетском классе.
- Учебный план кадетского класса.
- Учебные программы.
- Положение о классном руководителе кадетского класса.
- Должностные Инструкции для преподавателей кадетского класса.
- Положение о Совете Кадетского класса.
- Положение о поощрении и взыскании кадет.
- Кодекс чести кадет.
- Права и обязанности кадет.
- Положение о форме одежды.
- Клятва кадета.
Материально – техническое обеспечение
- учебный кабинет
- спортплощадка – 1
- библиотека ,
- школьный сайт – 1
- электронная почта – 1
Оборудование
- Мультимедио -
- Магнитофон - 1
- Телевизор
- DVD- плеер
Приложение 1
Ориентировочная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника.
Основные отношения показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств |
1.Патриотизм 1.1. Отношение к родной природе. | 3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других; 2—любит и бережёт природу; 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 – природу не ценит и не бережёт. |
1.2. гордость за свою страну. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 – интересуется историческим прошлым; 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 – не интересуется историческим прошлым. |
1.3. Служение своими силами. | 3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 – находит дела на службу малому Отечеству; 1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. |
1.4. Забота о своей школе. | 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других; 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 – в делах класса участвует при побуждении; 0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду.
2.Любознательность |
|
2.1. Познавательная активность | 3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 – сам много читает; 1 – читает при побуждении взрослых, учителей; 0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует. |
2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности. | 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 – стремится учиться как можно лучше; 1 – учится при наличии контроля; 0 – плохо учится даже при наличии контроля. |
2.3.Саморазвитие. | 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 –есть любимое полезное увлечение; 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя; 0 – во внеурочной деятельности не участвует. |
2.4. Организованность в учении. | 3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно; 1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем; 0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет. |
Отношение к физическому труду.
3. Трудолюбие. |
|
3.1 Инициативность и творчество в труде. | 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими; 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет. |
3.2. Самостоятельность в труде. | 3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 – трудится при наличии контроля; 0 – участия в труде не принимает. |
3.3.Бережное отношение к результатам труда. | 3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других; 2 – бережёт личное и общественное имущество; 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
3.4. Осознание значимости труда | 3 -осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам; 1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям.
4. Доброта и отзывчивость |
|
4.1. Уважительное отношение к старшим. | 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 – уважает старших; 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 – не уважает старших, допускает грубость. |
4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам. | 3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 – груб и эгоистичен. |
4.3. Милосердие. | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 – сочувствует и помогает слабым и больным; 1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения; 0 – неотзывчив, иногда жесток. |
4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми. | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других; 2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 – не всегда честен; 0 – нечестен. |
Отношение к себе
5. Самодисциплина. |
|
5.1. Развитая добрая воля. | 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли; 2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её; 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать. |
5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения. | 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 – нормы и правила поведения не соблюдает. |
5.3. Организованность и пунктуальность. | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 – своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 – начатые дела не выполняет. |
5.4. Требовательность к себе. | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Методическое обеспечение
Формы проведения:
Беседы, диспуты, викторины, экскурсии, походы, прогулки, конкурсы, наблюдения, исследовательская работа, выставки, концерты.
Дидактический материал: Специализированная литература, карточки с заданиями, методические разработки по музею, фото и видео материалы, хроника военных лет, карты России, ХМАО, иллюстрации. Разработки презентаций, классных часов, праздников,КТД,викторин на электронном носителе. Презентации.
Формы подведения итогов: викторины, игры, выставки рисунков, выпуск стенгазет к праздничным датам, концерты для ветеранов Великой Отечественной войны.
Предполагаемые конечные результаты.
Осуществление настоящей программы позволит:
- сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- заполнить свободное время ребенка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
- оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
- создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.