Особенности образовательного процесса для детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях
Особенности образовательного процесса для детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_vidy_narusheniy_i_varianty_programm.docx | 62.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Глухие Вариант программы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Классификация и срок обучения | Глухие дети (со слуховыми аппаратами или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками: понимают обращённую к ним устную речь 1–4 классы | Глухие дети, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в т. ч. и речевого), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья Для получивших дошкольное образование 1–5 классы Для неполучивших дошкольное образование 1–6 классы | Глухие обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1–6 классы | Дети, имеющие помимо глухоты другие тяжёлые множественные нарушения развития: УУО, ТУО, ГУО, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы различной степени тяжести, с текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами 1–6 классы ! В отдельных случаях срок обучения определяется индивидуальными возможностями обучающегося |
Учебный план | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 30% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 70% Обязательная часть | 40% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 60% Обязательная часть —СИПР |
Предметные области | Соответствуют ФГОС НОО | Филология Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура | Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Технология Физическая культура | Речь и альтернативная коммуникация Математика Окружающий мир Искусство Технология Физическая культура |
Требования к кадрам | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Инженер, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании звукоусиливающей аппаратуры Могут привлекаться к консультациям: Врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Инженер, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании звукоусиливающей аппаратуры Могут привлекаться к консультациям: Врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Инженер, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании звукоусиливающей аппаратуры Могут привлекаться к консультациям: Врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Инженер, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании звукоусиливающей аппаратуры Могут привлекаться к консультациям: Врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. |
Условия и материально-техническая база:
Оборудование:
звукоусиливающая аппаратура;
приборы для исследования слуха — тональный и речевой аудиомеры;
специальные места для хранения FM-систем, зарядных устройств, батареек;
стационарная аппаратура индивидуального пользования;
индукционная петля или аппаратура, использующая радиопринцип или инфракрасное излучение.
Требования к организации рабочего места обучающегося
Парта занимает положение, при котором ребёнок может видеть лицо учителя и лица большинства сверстников. Рабочее место ученика хорошо освещено
Доп. требования:
наличие текстовой информации, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов;
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров);
надлежащие звуковые средства воспроизведения информации.
Слабослышащие и позднооглохшие Вариант программы | |||
1 | 2 | 3 | |
Классификация и срок обучения | Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся (со слуховыми аппаратами и/ или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками: понимают обращённую к ним устную речь, имеют собственную внятную (понятную для окружающих) речь 1–4 классы | Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся (со слуховыми аппаратами и/ или имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья I отделение — для учащихся с лёгким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха 1–4классы II отделение — для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха (срок обучения может быть увеличен до шести лет за счет одного дополнительного класса) 1–5 классы | Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся (со слуховыми аппаратами и/ или имплантами), с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Срок обучения может быть увеличен до шести лет за счет одного дополнительного класса 1–5 классы |
Учебный план | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 30% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 70% Обязательная часть |
Предметные области | Соответствуют ФГОС НОО | Филология Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура | Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Технология Физическая культура |
Требования к кадрам | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Инженер, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании звукоусиливающей аппаратуры Могут привлекаться к консультациям: Врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Инженер, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании звукоусиливающей аппаратуры Могут привлекаться к консультациям: Врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Инженер, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании звукоусиливающей аппаратуры Могут привлекаться к консультациям: Врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. |
Условия и материально-техническая база
- Оборудование:
звукоусиливающая аппаратура;
приборы для исследования слуха — тональный и речевой аудиомеры;
специальные места для хранения FM-систем, зарядных устройств, батареек;
стационарная аппаратура индивидуального пользования;
индукционная петля или аппаратура, использующая радиопринцип или инфракрасное излучение.
- Парта занимает положение, при котором ребенок может видеть лицо учителя и лица большинства сверстников. Рабочее место ученика хорошо освещено
- Требования:
наличие текстовой информации, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов;
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров);
надлежащие звуковые средства воспроизведения информации.
Слепые Вариант программы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Классификация и срок обучения | Слепые обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого возрастной норме 1–4 классы | Слепые дети, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в т. ч. компенсаторных способов деятельности), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья Для получивших дошкольное образование 1–5 классы Для неполучивших дошкольное образование 1–6 классы | Слепые, обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1–6 классы | Дети, имеющие помимо слепоты другие тяжёлые множественные нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжёлой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы различной степени тяжести, с текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами 1–6 классы ! В отдельных случаях срок обучения определяется индивидуальными возможностями обучающегося |
Учебный план | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 30% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 70% Обязательная часть | 40% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 60% Обязательная часть — СИПР |
Предметные области | Соответствуют ФГОС НОО | Соответствуют ФГОС НОО | Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Технология Физическая культура | Язык и речевая практика Математика Окружающий мир Искусство Технология Физическая культура |
Требования к кадрам | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалист, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании тифлотехнического оборудования Врач-офтальмолог Сестра-ортоптистка Могут привлекаться к консультациям: Врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалист, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании тифлотехнического оборудования Врач-офтальмолог Сестра-ортоптистка Могут привлекаться к консультациям: Врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалист, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании тифлотехнического оборудования Врач-офтальмолог Сестра-ортоптистка Могут привлекаться к консультациям: Врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалист, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании тифлотехнического оборудования Врач-офтальмолог Сестра-ортоптистка Могут привлекаться к консультациям: Врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др. |
Условия и материально-техническая база
- Определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога
- Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога)
- Номер парты должен соответствовать росту ученика
- Оборудование рабочего места должно соответствовать действующему ГОСТу, определяющему требования к типовому специальному компьютерному рабочему месту для инвалида по зрению
- Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога)
- Организация должна быть оборудована:
учебными помещениями (классы, специальные кабинеты), размещение, площадь, освещённость, расположение, размеры внутренних зон которых должны обеспечивать возможность успешной реализации слабовидящими обучающимися урочной и внеурочной деятельности;
учебными помещениями для осуществления образовательного процесса (классами, специальными кабинетами):
а. педагогической коррекции;
б. коррекции речевых нарушений;
в. психологической коррекции.
- Освещённость школьных помещений:
требования к уровню освещённости школьных помещений при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слабовидящих обучающихся;
требования к уровню освещённости школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельных классах должны соответствовать нормам уровня освещённости, утверждённым действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещённости рабочего места слабовидящего обучающегося должен быть увеличен за счёт оборудования рабочего места индивидуальным источником света (по рекомендации врача-офтальмолога).
- Доступность образовательной среды, что предполагает:
- использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям различных групп слабовидящих обучающихся;
использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию;
- наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, учебников, дидактических материалов;
- обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещённой в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими обучающимися.
9. Безопасность предметно-пространственной среды:
- безопасное предметное наполнение школьных помещений;
- обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения;
- обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения;
- оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и др.)
10. Наличие зрительных ориентиров:
- уличных ориентиров: стрелочные указатели, номерные указатели на всех зданиях образовательной организации, цветовые указатели;
- ориентиров в помещениях: таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц; указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений;
внешних слуховых ориентиров: на переходах через проезжую часть улицы, вблизи организации должны быть установлены звуковые светофоры.
Слабовидящие Вариант программы | |||
1 | 2 | 3 | |
Классификация и срок обучения | Слабовидящие обучающиеся, которые к моменту поступления в школу достигают близкого к возрастной норме уровня развития (в т. ч. компенсаторных способов деятельности) 1–4 классы | Слабовидящие обучающиеся, которые к моменту поступления в школу не достигают близкого к возрастной норме уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности) и не имеют дополнительных ограничений здоровья 1–5 классы | Слабовидящие обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1–5 классы |
Учебный план | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 30% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 70% Обязательная часть |
Предметные области | Соответствуют ФГОС НОО | Соответствуют ФГОС НОО | Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Технология Физическая культура |
Требования к кадрам | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалист, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании тифлотехнического оборудования Врач-офтальмолог Сестра-ортоптистка Могут привлекаться к консультациям: Врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалист, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании тифлотехнического оборудования Врач-офтальмолог Сестра-ортоптистка Могут привлекаться к консультациям: Врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалист, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании тифлотехнического оборудования Врач-офтальмолог Сестра-ортоптистка Могут привлекаться к консультациям: Врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др. |
Условия и материально-техническая база
- Требования к организации рабочего места обучающегося
Нормы непрерывной зрительной нагрузки слабовидящих: первый, второй классы — от 7 до 10 минут; третий,четвертый, пятый классы — от 10 до 15 минут
- Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога)
- Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется с учётом рекомендации врача-офтальмолога
- Организация должна быть оборудована:
- учебными помещениями (классы, специальные кабинеты), размещение, площадь, освещённость, расположение, размеры внутренних зон которых должны обеспечивать возможность успешной реализации слабовидящими обучающимися урочной и внеурочной деятельности;
- учебными помещениями для осуществления образовательного процесса (классами, специальными кабинетами).
5. Доступность образовательной среды, что предполагает:
- использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям различных групп слабовидящих обучающихся;
- использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию;
- наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, учебников, дидактических материалов;
- обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещённой в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими обучающимися.
6. Освещённость школьных помещений:
- требования к уровню освещённости школьных помещений при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слабовидящих обучающихся;
- требования к уровню освещённости школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельных классах должны соответствовать нормам уровня освещённости, утверждённым действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещённости рабочего места слабовидящего обучающегося должен быть увеличен за счёт оборудования рабочего места индивидуальным источником света (по рекомендации врача-офтальмолога).
7. Безопасность предметно-пространственной среды:
- безопасное предметное наполнение школьных помещений;
- обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения;
- обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения;
- оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и др.).
8. Наличие зрительных ориентиров:
- уличных ориентиров: стрелочные указатели, номерные указатели на всех зданиях образовательной организации, цветовые указатели;
- ориентиров в помещениях: таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц; указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений;
- внешних слуховых ориентиров: на переходах через проезжую часть улицы, вблизи организации должны быть установлены звуковые светофоры.
Тяжелые нарушения речи Вариант программы | ||
1 | 2 | |
Классификация и срок обучения | Обучающиеся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия) Обучающиеся с общим недоразвитием речи III–IV уровней различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т. п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма 1–4 классы | Обучающиеся с ТНР, которым для преодоления речевых расстройств требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием, имеющие нарушения чтения и письма, и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания I отделение — для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях 1–5 классы II отделение — для обучающихся с тяжёлой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи 1–4 классы |
Учебный план | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть |
Предметные области | Соответствуют ФГОС НОО | Филология Математика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура |
Требования к кадрам | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Сопровождение обучающихся с ТНР учителем-логопедом, педагогом-психологом, медицинскими работниками (педиатр, медицинская сестра) Специалисты по информационно-технической поддержке образовательной деятельности Могут привлекаться к консультациям: Педиатр, невропатолог, психотерапевт и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Сопровождение обучающихся с ТНР учителем-логопедом, педагогом-психологом, медицинскими работниками (педиатр, медицинская сестра) Специалисты по информационно-технической поддержке образовательной деятельности Могут привлекаться к консультациям: Педиатр, невропатолог, психотерапевт и др. |
Условия и материально-техническая база
Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды:
- электронные информационные ресурсы;
электронные образовательные ресурсы;
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
- Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудиотехнику
- Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для обучающихся
- Требования к организации рабочего места обучающегося:
- парты регулируются в соответствии с ростом учащихся;
- номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу.
Нарушение опорно-двигательного аппарата Вариант программы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Классификация и срок обучения | Обучающиеся с НОДА, достигшие к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющие положительный опыт общения со здоровыми сверстниками 1–4 классы | Обучающиеся с НОДА, достигшие к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющие особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями, нуждающиеся в специальных условиях получения образования 1–5 классы | Обучающиеся с НОДА с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1–5 классы | Дети, имеющие тяжёлые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР — умственная отсталость в умеренной, тяжёлой или глубокой степени, которая сочетается с двигательными нарушениями, а в ряде случаев ещё и с сенсорными, эмоционально-волевыми, а также соматическими расстройствами 1–5 классы ! В отдельных случаях срок обучения определяется индивидуальными возможностями обучающегося |
Учебный план | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 30% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 70% Обязательная часть | 40% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 60% Обязательная часть |
Предметные области | Соответствуют ФГОС НОО | Филология Математика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Физическая культура Технология | Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Физическая культура Технология | Язык и речевая практика Математика Окружающий мир Искусство Адаптивная физическая культура Технология |
Требования к кадрам | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалисты по адаптивной физической культуре (лечебной физкультуре), медицинские работники | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалисты по адаптивной физической культуре (лечебной физкультуре), медицинские работники | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалисты по адаптивной физической культуре (лечебной физкультуре), медицинские работники | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалисты по адаптивной физической культуре (лечебной физкультуре), медицинские работники |
Условия и материально-техническая база
- Помещения в школе:
- специально оборудованный физкультурный зал;
- сенсорные комнаты релаксации;
- бассейн.
2. Специальное оборудование:
- средства передвижения;
- средства, облегчающие самообслуживание детей;
- мебель, соответствующая потребностям ребенка;
- наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены;
- парты, регулируемые в соответствии с ростом обучающихся, а также специализированные кресла-столы для обучающихся с индивидуальными средствами фиксации, предписанными медицинскими рекомендациями.
3. Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов должна быть достаточной для прохода в них на коляске.
4. Наличие информационно-образовательной среды:
- электронных информационных ресурсов;
- электронных образовательных ресурсов;
- совокупности информационных технологий;
- совокупности телекоммуникационных технологий;
- соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wi-Fi, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов обучения.
5. возможность беспрепятственного доступа обучающихся ко всем объектам инфраструктуры организации; возможность беспрепятственного доступа детей в здания и помещения (пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т. д.)
6. Помещения в школе: логопедический кабинет; кабинет медицинского назначения; кабинет для ЛФК и массажа; кабинет педагога-психолога.
7. Выбор правильного расположения компьютера и оптимизацию зрительного восприятия необходимо осуществлять совместно со специалистом. Использование встроенного в стол или горизонтально расположенного, плоского чувствительного монитора может быть в некоторых случаях полезным для выработки навыков зрительно-моторной координации.
8. В целях создания эргономичного рабочего места необходимо избегать бесполезных или отвлекающих внимание изображений, препятствующих осуществлению быстрого выбора того или иного действия. Также полезно назначить клавиши быстрого вызова команд в наиболее часто используемых программах.
9. В работе желательно использовать: специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш, сенсорные), специальные мыши (джойстики, роллеры, а также головную мышь), выносные кнопки, компьютерную программу «виртуальная клавиатура»
10. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для детей, имеющих тяжёлые поражения рук и использующих компьютер в качестве рабочей тетради. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудиотехнику
11. Среди простых технических средств, применяемых для оптимизации процесса письма, используются увеличенные в размерах ручки, а также утяжелённые (с дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме. Для крепления тетради на парте ученика используются специальные магниты и кнопки
12. Дополнительный стол для размещения компьютера, который должен быть легко доступен, в том числе и с инвалидного кресла. Очень важно вовремя оценить потребности пользователей и разместить соответствующим образом электророзетки.
13. Предпочтительным является разделение пространства класса на зоны для отдыха, занятий и прочего, с закреплением местоположения в каждой зоне определённых объектов и предметов. Приём зонирования делает пространство класса узнаваемым, а значит — безопасным и комфортным для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата, способствует повышению уровня собственной активности.
Задержка психического развития Вариант программы | ||
1 | 2 | |
Классификация и срок обучения | Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР), достигшие к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого к возрастной норме 1–4 классы | Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР), которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности) 1–5 классы |
Учебный план | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть |
Предметные области | Соответствуют ФГОС НОО | Филология Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Физическая культура Технология |
Требования к кадрам | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Могут привлекаться к консультациям: Педиатр, невропатолог, психотерапевт и др. | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Могут привлекаться к консультациям: Педиатр, невропатолог, психотерапевт и др. |
Условия и материально-техническая база:
- Преимущественное использование натуральных и наглядных учебных и дидактических материалов
- Важным является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, расписании уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д.
Расстройство аутистического спектра Вариант программы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Классификация и срок обучения | Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), достигшие к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющие положительный опыт общения со сверстниками 1–4 классы | Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), не достигшие к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме Для получивших дошкольное образование 1–5 классы Для не получивших дошкольное образование 1–6 классы | Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1–6 классы | Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС), имеющие дополнительные тяжёлые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжёлой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести (также может быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами) 1–6 классы ! В отдельных случаях срок обучения определяется индивидуальными возможностями обучающегося |
Учебный план | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 20% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 80% Обязательная часть | 30% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 70% Обязательная часть | 40% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 60% Обязательная часть |
Предметные области | Соответствуют ФГОС НОО | Филология Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура | Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Технология Физическая культура | Речь и альтернативная коммуникация Математика Окружающий мир Искусство Технология Физическая культура |
Требования к кадрам | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалисты по информационно-технической поддержке | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалисты по информационно-технической поддержке | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалисты по информационно-технической поддержке | Руководящие, педагогические, медицинские, научные и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. При необходимости, возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) Специалисты по информационно-технической поддержке |
Условия и материально-техническая база
- Содержание образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание (раздевание), приём пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях.
- Рабочее (учебное) место ребёнка с расстройствами аутистического спектра создается индивидуально с учётом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, интеллектуальной недостаточности).
- Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается организацией с учётом особых образовательных потребностей ребёнка, отражённых в индивидуальной образовательной программе, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
- При организации учебного места учитываются возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребёнка, его поведения, моторики, восприятия, внимания, памяти. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени.