Методы (способы) постановки звуков

Курдюмова Галина Викторовна
  1. Метод показа и подражания – ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы, пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями.
  1. Метод опоры на сохранные звуки основан на том, что функционально связанные артикуляции, взаимодействуя, помогают друг другу. Например, звук [к] формируется от звука [т], изменив лишь место смычки языка с небом; звук [ш] – от звука [р]. Механически затормозив вибрацию кончика языка и округленно выпятив губы и т.д.
  1. Метод артикуляционных упражнений. Подготовка речевого аппарата к произношению определенного звука путем развития мышц органов артикуляции с помощью постановочных артикуляционных упражнений.
  1. Метод технического воздействия (механический) на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (зондов, шпателей). Этот метод предполагает использование некоторой исходной артикуляции, на основе которой речевые органы приводятся механическим путем в требуемое положение.
  1. Смешанный (комбинированный) метод основывается на совмещении предыдущих методов.

 

План работы по коррекции произношения шипящих звуков – этап постановки звука

с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)

 

ФИ ребёнка

Виды дефектов

Коррекционная работа

 

 

 

 

Межзубный

сигматизм

 

Предложить ребёнку открыть рот, медленно произносить с придыханием звук [т], ударяя кончиком языка в бугорки, постепенно удлиняя выдыхаемую воздушную струю и не ударять о бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

 

 

 

 

Губно-губной

парасигматизм

 

По подражанию: показывается правильная артикуляция звука [ш], предложить произнести самому перед зеркалом, следить, чтобы нижняя губа была не подвижна, можно придерживать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею.

 

 

 

Призубный

сигматизм

 

1) использовать зрительный контроль за правильной артикуляцией;

2) при постановке по подражанию применять тактильные ощущения.

 

 

 

Шипящий

парасигматизм

 

Предложить ребёнку произнести длительно звук [с…], при этом шпателем, подведённым под переднюю часть языка (поперёк), поднять язык вверх и слегка отодвинуть его назад пока не получится – [ш]

 

 

 

 

 

 

 

Носовой

сигматизм

 

1) открыть рот, длительно без голоса произносить звук [р…] и кончиком шпателя, поднесённого к уздечке, остановить вибрацию передней части языка – будет шипение;

2) после многократных упражнений шипение возникает, едва будет поднесён шпатель к уздечке;

3) убрать шпатель, сближая зубы, добиться правильного звука. Если нет звука [р], ставят звук [ш] от [с] с механической помощью.

 

 

 

 

Боковой

сигматизм

С механической помощью поднять широкий язык за верхние зубы, с помощью шпателя отодвинуть его назад к бугоркам, попросить ребёнка зажать шпатель, длительно произносить звук [с].

По подражанию (как при отсутствии звука).

 

 

 

План работы по коррекции произношения свистящих звуков – этап постановки звука

с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)

 

ФИ ребёнка

Виды дефектов

Коррекционная работа

 

 

 

 

Межзубный

сигматизм

 

1) по подражанию: плотно сомкнуть зубы и произнести звук [с]

2) механический способ /зонд № 2 звук [з]/

Голос спит при [с] – при [з] проснулся, звук [ц] – ставится от последовательного произнесения звуков СТ.

 

 

 

 

Губно-зубной

сигматизм

 

Научить выполнять «оскал»; просим произнести звук [л], пальцем нажимаем на подбородок и оттягиваем нижнюю губу от верхних резцов.

 

 

 

 

 

Призубный

сигматизм

 

Лёгким нажатием шпателя нажимаем на передний край языка и опускаем его за нижние резцы. Учим ощущать воздушную струю на кончике языка воспроизводим звук в межзубном положении с помощью зонда или самостоятельно опустить кончик языка за нижние резцы.

 

 

 

 

Шипящий

сигматизм

 

 

Основной способ постановки от межзубного, затем заводим язык за нижние резцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Носовой

сигматизм

 

1) отрабатывание дифференцированного ротового и носового выдоха;

2) отрабатывать выдох воздушной струи через середину ротовой полости;

3) отрабатывание межзубного положения языка, закреплять эту артикуляцию на уровне слогов, слов, затем от межзубного правильную артикуляцию.

 

 

 

 

Боковой

сигматизм

 

Отрабатывать «дутьё» на кончик языка и в таком положении между зубами закреплять звук изолировано, в слогах, в словах, а затем вводим за нижние резцы по подражанию либо механически.

 

 

 

План работы по коррекции произношения [р, р’] – этап постановки звука

с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)

 

ФИ ребёнка

Виды дефектов

Коррекционная работа

 

 

 

 

Горловое

(велярное, увулярное)

 

1) постановка проторного звука [р], улыбнуться, широкий язык за верхними зубами, подуть на кончик языка, произнести: «З__З__З», усиливая воздушную струю, присоединяя: «А», слышим: «РА».

2) отработка вибрации кончика языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боковое

 

1) присосать язык к нёбу, удерживать его так, направлять воздушную струю на язык, и удаётся получить: «ТРРР» или «ДЗЗЗ». Упражняя это сочетание можно получить: «ТРРРА»;

2) широкий язык поднять к альвеолам, и произнести: «Дэ – Дэ» или «Ды – Ды», чистым пальцем проводить под языком;

3) произносить звук [ж] и лёгким нажимом на кончик языка можно получить –  [р].

 

 

 

 

 

 

Носовое

 

 

1) дифференциация носового и ротового дыхания

2) учить ребёнка выдыхать через рот

3) постановка звука как при его отсутствии

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие

Звука [р]

 

 

 

 

 

Звука [р’]

 

 

Поднять широкий язык на альвеолы и длительно произносить: «З (Ж)» или многократно: «Д – Д – Д» в это время шпатель положить под кончик языка и производить движения из стороны в сторону.

 

 

 

 

Широкий язык  поднять к альвеолам, произносить: «Зи…», ввести зонд, двигать им слева направо.

 

 

План работы по коррекции произношения [л, л’] – этап постановки звука

с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)

 

ФИ ребёнка

Виды дефектов

Коррекционная работа

 

Межзубное

произношение

 

Перевести язык за зубы, поднять к альвеолам,

крепко прижать, произнести слоги: «Лы – Лы»

 

 

Губно-губное

произношение

 

Убедить ребёнка, что губы не должны двигаться, научить их быть послушными. Научить вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке. Чередовать. Постановка как при отсутствии звука.

 

 

Губно-зубное

произношение

 

Учить ребёнка затормаживать движение нижней губы, опускать нижнюю губу, обнажив зубы, поднять верхнюю губу к зубам. Чередовать.

Механическая помощь: опускать и поднимать нижнюю губу указательным пальцем.

 

 

Замена

звука[л] на звук [j]

 

Учить ребёнка опускать среднюю часть спинки языка, заднюю – поднимать (спец. упр. «Охотник идёт по болоту» и др.).

 

 

Замена

звука [л] на [л’]

 

1) предложить дать возможность напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего надо нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть [л’___] на низкой ноте;

2) с механической помощью: двумя пальцами;

 

 

Носовое произношение

 

1) выработать правильное направление воздушной струи;

2) учить ребёнка зажимать язык зубами;

3) учить поднимать широкий язык вверх.

 

 

Отсутствие [л]

 

 

 

Прикусить широкий язык зубами. Произнести [а___] в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания: «Ал – Ал», затем – «Ла – Ла». Перевести за зубы, поднять за верхние резцы и крепко прижать к альвеолам, произнося: «Лы – Лы».

 

 

 

Замена [л’] на [j] по подражанию