Методы (способы) постановки звуков
- Метод показа и подражания – ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы, пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями.
- Метод опоры на сохранные звуки основан на том, что функционально связанные артикуляции, взаимодействуя, помогают друг другу. Например, звук [к] формируется от звука [т], изменив лишь место смычки языка с небом; звук [ш] – от звука [р]. Механически затормозив вибрацию кончика языка и округленно выпятив губы и т.д.
- Метод артикуляционных упражнений. Подготовка речевого аппарата к произношению определенного звука путем развития мышц органов артикуляции с помощью постановочных артикуляционных упражнений.
- Метод технического воздействия (механический) на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (зондов, шпателей). Этот метод предполагает использование некоторой исходной артикуляции, на основе которой речевые органы приводятся механическим путем в требуемое положение.
- Смешанный (комбинированный) метод основывается на совмещении предыдущих методов.
План работы по коррекции произношения шипящих звуков – этап постановки звука
с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)
ФИ ребёнка | Виды дефектов | Коррекционная работа |
|
Межзубный сигматизм |
Предложить ребёнку открыть рот, медленно произносить с придыханием звук [т], ударяя кончиком языка в бугорки, постепенно удлиняя выдыхаемую воздушную струю и не ударять о бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. |
|
Губно-губной парасигматизм |
По подражанию: показывается правильная артикуляция звука [ш], предложить произнести самому перед зеркалом, следить, чтобы нижняя губа была не подвижна, можно придерживать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею. |
|
Призубный сигматизм |
1) использовать зрительный контроль за правильной артикуляцией; 2) при постановке по подражанию применять тактильные ощущения. |
|
Шипящий парасигматизм |
Предложить ребёнку произнести длительно звук [с…], при этом шпателем, подведённым под переднюю часть языка (поперёк), поднять язык вверх и слегка отодвинуть его назад пока не получится – [ш]
|
|
Носовой сигматизм |
1) открыть рот, длительно без голоса произносить звук [р…] и кончиком шпателя, поднесённого к уздечке, остановить вибрацию передней части языка – будет шипение; 2) после многократных упражнений шипение возникает, едва будет поднесён шпатель к уздечке; 3) убрать шпатель, сближая зубы, добиться правильного звука. Если нет звука [р], ставят звук [ш] от [с] с механической помощью.
|
|
Боковой сигматизм | С механической помощью поднять широкий язык за верхние зубы, с помощью шпателя отодвинуть его назад к бугоркам, попросить ребёнка зажать шпатель, длительно произносить звук [с]. По подражанию (как при отсутствии звука).
|
План работы по коррекции произношения свистящих звуков – этап постановки звука
с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)
ФИ ребёнка | Виды дефектов | Коррекционная работа |
|
Межзубный сигматизм |
1) по подражанию: плотно сомкнуть зубы и произнести звук [с] 2) механический способ /зонд № 2 звук [з]/ Голос спит при [с] – при [з] проснулся, звук [ц] – ставится от последовательного произнесения звуков СТ.
|
|
Губно-зубной сигматизм |
Научить выполнять «оскал»; просим произнести звук [л], пальцем нажимаем на подбородок и оттягиваем нижнюю губу от верхних резцов.
|
|
Призубный сигматизм |
Лёгким нажатием шпателя нажимаем на передний край языка и опускаем его за нижние резцы. Учим ощущать воздушную струю на кончике языка воспроизводим звук в межзубном положении с помощью зонда или самостоятельно опустить кончик языка за нижние резцы.
|
|
Шипящий сигматизм |
Основной способ постановки от межзубного, затем заводим язык за нижние резцы.
|
|
Носовой сигматизм |
1) отрабатывание дифференцированного ротового и носового выдоха; 2) отрабатывать выдох воздушной струи через середину ротовой полости; 3) отрабатывание межзубного положения языка, закреплять эту артикуляцию на уровне слогов, слов, затем от межзубного правильную артикуляцию.
|
|
Боковой сигматизм |
Отрабатывать «дутьё» на кончик языка и в таком положении между зубами закреплять звук изолировано, в слогах, в словах, а затем вводим за нижние резцы по подражанию либо механически.
|
План работы по коррекции произношения [р, р’] – этап постановки звука
с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)
ФИ ребёнка | Виды дефектов | Коррекционная работа |
|
Горловое (велярное, увулярное) |
1) постановка проторного звука [р], улыбнуться, широкий язык за верхними зубами, подуть на кончик языка, произнести: «З__З__З», усиливая воздушную струю, присоединяя: «А», слышим: «РА». 2) отработка вибрации кончика языка
|
|
Боковое |
1) присосать язык к нёбу, удерживать его так, направлять воздушную струю на язык, и удаётся получить: «ТРРР» или «ДЗЗЗ». Упражняя это сочетание можно получить: «ТРРРА»; 2) широкий язык поднять к альвеолам, и произнести: «Дэ – Дэ» или «Ды – Ды», чистым пальцем проводить под языком; 3) произносить звук [ж] и лёгким нажимом на кончик языка можно получить – [р].
|
|
Носовое |
1) дифференциация носового и ротового дыхания 2) учить ребёнка выдыхать через рот 3) постановка звука как при его отсутствии
|
|
Отсутствие Звука [р]
Звука [р’] |
Поднять широкий язык на альвеолы и длительно произносить: «З (Ж)» или многократно: «Д – Д – Д» в это время шпатель положить под кончик языка и производить движения из стороны в сторону.
|
|
Широкий язык поднять к альвеолам, произносить: «Зи…», ввести зонд, двигать им слева направо.
|
План работы по коррекции произношения [л, л’] – этап постановки звука
с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)
ФИ ребёнка | Виды дефектов | Коррекционная работа |
| Межзубное произношение |
Перевести язык за зубы, поднять к альвеолам, крепко прижать, произнести слоги: «Лы – Лы»
|
| Губно-губное произношение |
Убедить ребёнка, что губы не должны двигаться, научить их быть послушными. Научить вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке. Чередовать. Постановка как при отсутствии звука.
|
| Губно-зубное произношение |
Учить ребёнка затормаживать движение нижней губы, опускать нижнюю губу, обнажив зубы, поднять верхнюю губу к зубам. Чередовать. Механическая помощь: опускать и поднимать нижнюю губу указательным пальцем.
|
| Замена звука[л] на звук [j] |
Учить ребёнка опускать среднюю часть спинки языка, заднюю – поднимать (спец. упр. «Охотник идёт по болоту» и др.).
|
| Замена звука [л] на [л’] |
1) предложить дать возможность напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего надо нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть [л’___] на низкой ноте; 2) с механической помощью: двумя пальцами;
|
| Носовое произношение |
1) выработать правильное направление воздушной струи; 2) учить ребёнка зажимать язык зубами; 3) учить поднимать широкий язык вверх.
|
| Отсутствие [л]
|
Прикусить широкий язык зубами. Произнести [а___] в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания: «Ал – Ал», затем – «Ла – Ла». Перевести за зубы, поднять за верхние резцы и крепко прижать к альвеолам, произнося: «Лы – Лы».
|
|
Замена [л’] на [j] по подражанию |