Критерии диагностики уровня сформированности письма у обучающихся
В соответствии с поставленными задачами, обследование направлено на изучение дисграфических ошибок и определения уровня состояния письма у обучающихся 2-3-х классов.
- Технология организации логопедического обследования. Письменная речь. Грибова О.Е.
- Общие методические рекомендации к обследованию письма у детей Г.В. Чиркиной.
С целью исследования состояния письма у обучающихся предстоит выявить:
- сформированность процессов звукового анализа и синтеза, анализа предложений на слова, анализа текста на составляющие его предложения;
- сформированность дифференциации фонем, свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
- зрительно-пространственный анализ графических образов букв, определение их сходства и различия;
- состояние грамматического строя речи; морфологических, синтаксических обобщений;
- усвоение норм орфографии.
Для определения уровней состояния сформированности письма была разработана система оценки:
51 – 100% - Низкий уровень
26 – 50% - Средний уровень
13 – 25% - Выше среднего
0 – 12% - Норма
Для определения уровней состояния письма была разработана система оценки:
Уровень: | Показатель уровня: | Состояние уровня сформированности письма | Соотношение в % |
Норма | задание выполнено без дисграфических ошибок или допускаются единичные орфографические ошибки: ответ с самокоррекцией. | У детей достаточно развиты навыки фонематического восприятия и представлений, фонематического и языкового анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, грамматических, морфологических и синтаксических обобщений, орфографические и пунктуационные навыки . |
0-12 |
Выше среднего | не более 1-2-х ошибок дисграфического характера / до 2-х других. | У детей наблюдаются некоторые трудности: при различении и выбора фонем на слух и идентификации их на письме, при осуществлении операций фонематического и языкового анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, грамматических, морфологических и синтаксических обобщений, дети испытывают некоторые затруднения при решении орфографических и пунктуационных задач. |
13-25 |
Средний | не более 4-х ошибок дисграфического характера / до 5-ти других. | У детей наблюдаются трудности: при различении и выбора фонем на слух и идентификации их на письме, при осуществлении операций фонематического и языкового анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, грамматических, морфологических и синтаксических обобщений, дети испытывают некоторые затруднения при решении орфографических и пунктуационных задач. |
26-50 |
Низкий | множественные стойкие специфические и орфографические ошибки (5 и более ошибок). | У детей наблюдаются множественные стойкие специфические ошибки, несформированность навыков фонематического восприятия и фонематических представлений или операции фонематического и языкового анализа и синтеза или операции зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представления, грамматических, морфологических и синтаксических обобщений, недостаточно сформированы орфографические и пунктуационные навыки. |
51-100 |