Критерии диагностики уровня сформированности лексико-грамматических средств языка у обучающихся
Исследование у обучающихся состояния лексико-грамматических средств языка базируется на основе методики диагностики устной речи у младших школьников О.И. Азовой, О.Е. Грибовой. С целью проверки эффективности проведённой коррекционной логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка у обучающихся младших классов были выделены основные этапы – выявить уровень сформированности:
- обобщающей функции слова;
- умение классифицировать предметы;
- умение подбирать антонимы, синонимы;
- умение исключать;
- навыков образования однокоренных слов;
- навыков образования слов суффиксальным способом;
- навыков образования слов приставочным способом;
- умения проводить морфемный анализ и синтез слов;
- навыков словоизменения.
Оценивая состояние уровня сформированности лексико-грамматических средств у данных обучающихся по представленным разделам, руководствовалась следующей системой оценки:
Уровень:
| Показатель уровня: | Состояние сформированности связной речи |
Норма | ¾ В достаточной мере развиты навыки и умения | ¾ Дети овладели обобщающей функцией слова, научились классифицировать предметы, подбирать антонимы и синонимы различных частей речи, исключать, сопоставлять, навыками образования однокоренных слов, образования слов суффиксальным и приставочным способом, умением проводить морфемный анализ и синтез слов, навыком словоизменения, понимают и употребляют однозначные и многозначные слова, овладели понятиями прямое и переносное значение слов, используют синонимичный ряд различных частей речи в соответствии с возрастом. |
Выше среднего | ¾ Испытывает некоторые трудности в усвоении навыка или умения | ¾ У детей наблюдаются отдельные трудности в понимание некоторых обобщающих понятий, допускают единичные ошибки в классификации при подборе детёнышей животных, транспорта, исключают и сопоставляют на адаптированном материале, в подборе некоторых антонимов имени существительного, синонимов, предмет по действию называют, единичные ошибки при словоизменении и образовании новых слов, в употреблении сложных предлогов в предложении, в сложных заданиях использует помощь взрослого. |
Средний | ¾ Недостаточное развитие навыков и умений | ¾ Активный словарь ниже возрастной нормы, недостаточный уровень сформированности обобщающей функции слова, трудности в подборе антонимов, синонимов, подмена некоторых понятий предметов по назначению, исключают только на адаптированном материале, допускает ошибки при образовании новых слов, в употреблении сложных предлогов, в устном высказывании наблюдаются негрубые аграмматизмы, при описании предмета недостаточно атрибутивной лексики, нуждаются в помощи взрослого. |
Низкий | ¾ Не владеет навыками и умениями | ¾ Активный словарь не соответствует возрастной норме, не обобщает, не знает и не употребляет в речи антонимы или использует отрицательную частицу «не», не знает синонимы, наблюдается подмена понятий предметов по назначению, не исключают, не владеет способами словообразования и словоизменения, нарушены предложно-падежные конструкции, в устном высказывании наблюдаются грубые аграмматизмы, постоянно нуждается в помощи взрослого. |