ИКТ в начальной школе

Бахтиярова Татьяна Алексеевна

Компьютерные технологии на уроках  окружающего мира

Виды компьютерных программ

           Компьютерные технологии – это  мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Компьютер давно стал частью нашей жизни, нашей культуры. С ним связывают все изменения, которые происходят вокруг нас, все передовые технологии. Компьютер помогает учителю организовать новую образовательную среду, в которой ученики являются равноправными участниками и создателями, в которой они собственную жизнь во много строят сами, проигрывают роли и модели реальности, осваивают необходимый им личностный опыт. При этом сами компьютеры  и многие учебные компьютерные  программы можно назвать универсальным средством обучения. В зависимости от дидактических целей начальной школы и «Окружающего мира», как предмета, можно выделить несколько видов  компьютерных программ:

·        Учебные –  ориентированы на усвоение новых знаний, программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

·        Контролирующие  - предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программы   представлен   разнообразными   проверочными      заданиями.

·        Демонстрациронные - предназначены  для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, аудио – видеофрагменты и т.д.) 

·        Справочно-информационные – предназначены для вывода необходимой информации, возможно,  с подключением  к образовательным ресурсам Интернета.

·        Тренажеры – предназначены для отработки и закрепления ЗУИ, а так же обучения, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

·        Мультимедийные  учебники  - это компьютерные программы, сочетающие в себе большинство элементов       перечисленных выше видов программ.

·        Имитационные и моделирующие программы

Работа с компьютерными программами, по наблюдению, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большому количеству ранее недоступной современной информации. Сочетание цвета, мультипликации музыки, звуковой речи, динамических  моделей расширяет возможности предоставления  учебной информации, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

Значительную часть наглядных демонстрационных пособий  можно хранить в цифровом варианте  и при необходимости выводить на большой экран, что значительно облегчает труд учителя и экономит время.

Применение компьютерных программ в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьника.

Функции электронного учебного пособия

(мультимедийного учебника):

·        Информационная. Обеспечивает усвоение школьниками содержание учебного предмета. Благодаря мультимедиа технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно с помощью иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации слайдов, текстов.

·        Организационная. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся. Практические знания могут носить  игровой характер, что позволяет в интересной форме  закрепить знания и умения учащихся.

·        Контролирующая. Позволяет обеспечить проверку знаний учащихся  в разной форме и с различной целью ( промежуточный контроль, с возможностью исправления неточностей, ошибок и итоговый) 

·        Корректирующая.  Дает возможность учителю отслеживать достигнутые учащимися результаты, осуществлять «обратную связь», корректировать свою деятельность и деятельность учащихся  с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня усвоения материала.

По курсу естествознания (окружающему миру) созданы различные виды мультимедийных программ. Например, мультимедийный диск «Природа России» - справочно-информационная система с широкими возможностями представления аудиовизуальной и текстовой информации. Мультимедийный диск «Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов», « Времена года», «Сказки народов Севера», «Градековский музей», « Природа, человек, общество», Таким образом, благодаря разнообразию  функций мультимедийных учебников, в начальной школе их можно применить по нескольким направлениям.             Одной из важнейших характеристик мультимедийных учебников является организация  активности школьников в процессе освоения материала. Это  активизирует познавательную деятельность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но в первую очередь определяется дидактической задачей занятия.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира с использованием компьютерных технологий

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия: «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» часто не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются. Попробуем развести эти понятия на основе анализа методической литературы.

Проектная деятельность как элемент творчества учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.

           Проект (от латинского - брошенный вперед)- это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде  предмета, услуги, творческого акта или действия.

          В основе проектной деятельности  лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути  продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения от репродуктивного  к творческому.  Проектная деятельность позволяет решить  главную задачу, активизации познавательной деятельности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности.        Сегодня  проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Участие в проекте это:

·        Принятие самостоятельных решений

·        Умение ставить задачи и задавать вопросы

·        Умение работать в команде

·        Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих

·        Раскрытие индивидуального потенциала

Проектная деятельность  позволяет выйти за рамки предмета

«Окружающий мир», освоить метапредметные, надпредметные знания, формирует учебные компетенции.

    В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной  деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. 

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Этапы работы над проектом:

§  постановка целей

§  выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

§  обсуждение возможных вариантов, выбор способов, включая ИКТ;

§  самостоятельная работа детей с электронными  изданиями при помощи учителя;

§  изучение, поиск информации

§  продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

§  решение отдельных задач, компоновка;

§  обобщение результатов, выводы;

§  анализ успехов и ошибок, коррекция.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося, а также помощь родителей.

 

Роль учителя в проектной деятельности

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитарного источника информации преподаватель становится соучастником творческого процесса, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

сам является источником;

координирует весь процесс;

поощряет учеников;

поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Значение  ИКТ  в  проектной деятельности:

-       возможность работать с огромным потоком информации, быстро обрабатывать ее;

-       возможность общения с большой аудиторией;

-       интерактивность;

-       интегративность;

-       индивидуализация или корпорация.

Включая младших школьников в проектную деятельность, можно сформировать следующие умения:

§  Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

§  Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

§  Находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет.

§  Освоить элементарные навыки работы на компьютере.

§  Презентовать результаты своей деятельности.

§  Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие проектной деятельности. ИКТ как средство организации проектной деятельности позволяет получить более полную картину мира и дает возможность проводить опыты, наблюдения, эксперименты,  невозможные для осуществлении в реальном времени и  пространстве.

                     

Исследовательский подход в обучении.

         Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся  с методами научного познания. Важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и  познавательной  самостоятельности. Данная форма работы в основном распространена в старших классах, но по моему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важной особенностью организации исследовательской деятельности является то,  что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет немного иным.

Целью организации  исследовательской деятельности учащихся является формирование познавательной активности.

Функции исследовательского подхода в обучении:

-       Воспитание познавательного интереса

-       Создание положительной мотивации обучения и воспитания через включение в компьютерную игровую деятельность

-       Формирование глубоких и прочных знаний в процессе многократного возвращения к материалу в доступном и удобном ребенку режиме

-       Развитие интеллектуальной сферы личности посредством доступности огромного количества информации

-       Формирование умений и навыков самообразования, то есть овладение новыми знаниями

-       Формирование способов активной познавательной деятельности в процессе поиска нового материала

-       Развитие самостоятельной активности и самостоятельности, решение  проблем, принятие самостоятельных  решений.

         Ведущими в составе исследовательского подхода являются общедидактические приемы – анализ, причинно – следственные связи, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, доказательства или опровержение гипотезы, планирование исследования, оформление результатов.

          В начальной школе наиболее продуктивна исследовательская  деятельность на уроках окружающего мира, где  используются разнообразные формы учебной исследовательской работы.

В процессе исследовательской деятельности школьники учатся:

•      видеть проблемы;

•      ставить вопросы;

•      выдвигать гипотезы;

•      аргументировать, доказывать

•      давать определение понятиям;

•      классифицировать;

•      наблюдать;

•      проводить эксперименты;

•      делать умозаключения и выводы;

•      структурировать материал;

•      готовить тексты собственных докладов;

•      объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

          Очень важен заключительный момент учебных исследований. Заключительный этап исследования – защита, превращается  для детей в интересную многодневную игру. В ходе исследований часто замечаю, как меняются  дети. Они становятся очень серьёзными и  важными, увлеченно, ответственно с нескрываемым интересом проводят эксперименты как реальные, так и виртуальные. Виртуальные эксперименты детям наиболее интересны,  так как дают возможность сделать то, чего в реальной жизни никогда  бы не смогли провести, увидеть, пронаблюдать не смогли. Это погружение в мир сказки, фантастики не может детей оставить равнодушными, стимулирует и активизирует учеников в познавательной деятельности. Ребята делают не только схемы, таблицы, чертежи, презентации, на бумажных носителях, но и электронных. По началу, конечно, им помогают родители. Защита – венец исследовательской работы, и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.  Обычно мы проводим его в виде конференции, обобщающего урока, где присутствуют, как авторы, так и зрители (учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать полученную  информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.  Как правило, выступления сопровождаются электронной презентацией. Это позволяет ребенку творчески самовыразиться, быть увереннее при представлении материала, Председательские функции берет на себя учитель. При защите работы учитываю следующие критерии: актуальность темы, практическую значимость, оригинальность, эрудицию, инициативу, креативность, самостоятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. умение делать выводы. Однако оценивают выступления презентации сами ученики. Обязательный элемент ( которому я учу детей с 1 класса) вопросы к докладчику и краткое обсуждение сообщений. По итогам защиты поощряю не только тех, кто хорошо защитил свою работу, но и тех, кто задавал умные, интересные вопросы.          

В настоящее время выделяют ряд компетенций, необходимых современному человеку для того, чтобы быть успешным.                                              

Общие компетенции

Инструментальные (когнитивные способности, методологические,  компьютерные навыки, лингвистические, технологические):

-        способность к анализу и  синтезу;

-        способность к организации и планированию;

-        базовые знания в различных областях;

-        тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;

-        письменная и устная коммуникация на родном  языке;

-        знание второго языка;

-        элементарные навыки работы с компьютером;

-        навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);

-        решение проблем;

-        принятие решений

Межличностные:

-        способность к  критике и самокритике;

-        работа в команде;

-        способность общаться со специалистами из других областей;

-        приверженность этическим ценностям.

-        способность работать в международной среде;

-        способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

-        сп­особ­ность ра­ботать в межд­исципл­инар­ной команде;

-        навыки межличностных  отношений

Системные (сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения):

-        способность применять знания на практике;

-        инициативность и предпринимательский дух;

-        разработка и управление проектами;

-        понимание культур и обычаев других стран;

-        способность работать самостоятельно;

-        способность порождать новые идеи (креативность);

-        лидерство;

-        исследовательские навыки;

-        способность учиться;

-        способность адаптироваться к новым ситуациям;

-        забота о качестве;

-        стремление к успеху

 

Список  используемой литературы:

 

1.     Брушлинский  А.В. Психология мышления и проблемное обучение.

2.     Давыдов  В.В.«Проблемы развивающего обучения» М. 1999г

3.     Журнал Исследовательская работа школьников.  №2  2004г

4.     Журнал Начальная школа №4 1997г Н.А.Рыжакова Экологический проект «Моё дерево»

5.     Комарова И.В  Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности в начальной школе. М. 2002г

6.     Павлова М.И. Компьютерное проектирование в начальной школе «Информатика и образование» 2006г № 11