Формирование здоровьесберегающего пространства
Проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающего пространства
в условиях реализации ФГОС нового поколения
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только духовном благополучии, возникает необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н.Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая ранее система школьного образования имела здоровьезатратный характер.
Проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит красной нитью национального проекта «Образование» ФГОС.
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт. С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новые Стандарты общего начального образования. В чем же отличие новых стандартов от ныне действующих, с точки зрения формирования здоровьесберегающего пространства?
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм.
Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое замечено всеми участниками образовательного процесса, это появление внеучебной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появилась возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.
Структуру системной работы по формированию здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС на ступени начального общего образования можно представить в виде следующей схемы:
Формирование здоровьесберегающего пространства |
Здоровье сберегающая структура | Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся | Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы | Реализация дополнительных образователь- ных программ | Просветительская работа с родителями |
Какова же основа формирования здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС? На мой взгляд, это соблюдение педагогом следующих принципов:
- Учет возрастно-половых особенностей.
- Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.
- Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.
- Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, наличие физкультурной пуазы, наличие эмоциональных разрядок, правильная рабочая поза, положительные эмоции)
- Осуществление системного подхода:
- Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с душой и нравственостью ребенка.
- Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
- Использование деятельностного подхода (необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути).
- Принцип «не навреди!»
Предусматривается использование в работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетием опытом человечества и официально признанных.
- Принцип гуманизма.
- Принцип альтруизма - «Научился сам – научи друга».
- Принцип меры - Для здоровья хорошо то, что в меру.
Работая в условиях реализации новых Стандартов общего начального образования, педагог должен знать основные типы технологий:
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
- Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, массаж)
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
- Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания и т.п.
- Предполагающие пассивную позицию учащегося: массаж, офтальмотренажеры и т.п.
В начальной школе применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
- Соблюдение норм Сан Пин при проведении урочных и внеурочных мероприятий;
- Индивидуальность домашнего задания;
- Проведение перед первым уроком зарядки;
- Проведение на уроки физкультурной минутки;
- Проведение гимнастики для глаз;
- Организация достаточной двигательной активности;
- Смена видов деятельности на уроках;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей здоровья обучающихся;
- Прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр.
В нашей школе созданы и успешно функционируют социальная, коррекционно-оздоровительная, медицинская службы. Имеются социальные педагоги, мед персонал, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся. В школе открыты и успешно работают стоматологический кабинет, тренажерный и спортивные залы. Проводится системное оздоровление детей в ШОРЦе (школьный оздоровительный реабилитационный центр). В начальной и средней школе педагогами освоен комплекс упражнений, которые они используются при проведении физкультминуток и гимнастики для глаз. Преподавателями нашей школы широко используется метод проектов, как в урочное, так и внеурочное время. Широко используются интегрированные уроки, где аспекты здоровья рассматриваются во взаимосвязи с другими науками. Школа ведет большую работу с родителями учащихся. На родительских собраниях им дается информация о диспансеризациях, а также о сезонных эпидемиях и инфекционных заболеваниях и путях борьбы с ними. Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.
Осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, это те задачи, которые успешно решаемы в нашей школе, при правильной организации здоровьесберегающих технологий.
Главное, что приобретает школа в процессе формирования здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.