Исследовательская деятельность в начальных классах
Для успешного внедрения ФГОС, прежде всего, необходимо научить ребят думать, учить учиться. Именно поэтому в современной школе нашла широкое применение проектная, исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность младших школьников
в условиях реализации ФГОС
Хомуткова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
Обучение, благодаря новым стандартам, получило новую форму развития, произошло преобразование, школа отказалась от своего поведенческого типа, преобразуясь в школу развития. Вся идеология развивающего образования легла в основу стандарта, отсюда и системно-деятельностный подход, постановка задачи — как научить учиться. Лев Выготский говорил: «Беда школы в том, что наш ребёнок бы и умел, и знал, но он, прежде всего не хочет». Именно поэтому в новом стандарте мотивация выходит на первый план. Начальная школа хорошо помнит мудрую формулу Даниила Эльконина: «Обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры», хочется добавить: через заинтересованность. Отсюда интерактивные методы обучения, диалоговые методы обучения, а не передача скупых холодных знаний.
Для успешного внедрения ФГОС, прежде всего, необходимо научить ребят думать, учить учиться. Именно поэтому в современной школе нашла широкое применение проектная, исследовательская деятельность. Однако, любая работа учащегося, в том числе и исследовательская, должна быть доведена до логического завершения, и это не только индивидуальное признание её завершённости учителем. Непременным условием результативности исследования является публичное выступление и коллективное обсуждение. Именно поэтому на базе МАОУ СОШ № 1- «Школа Сколково-Тамбов» была открыта проектная мастерская «Открытие», которая позволяет в полном объёме проводить мониторинг исследовательской деятельности учащихся школы.
Какие же модели мониторинга исследовательской деятельности младших школьников продуктивно применить в условиях исследовательской и проектной деятельности младших школьников?
Перечислим основные модели:
- Семинары.
- Конференции.
- Фестивали.
- Конкурсы исследовательских работ.
- Защита итогов исследования.
Конечно, эти модели требуют тщательной подготовки не только педагога, но и самих участников данного процесса.
Если мы рассмотрим такую модель организации мониторинга итогов детских исследований, как семинары, то хочется отметить его основное отличие – это форма проведения в виде диспутов. Проводя семинары в начальной школе, необходимо понимать, что полное использование этой формы имеет свои ограничения, связанные с возрастными психическими особенностями развития детей. Плодотворно в диспутах может принять участие человек, который очень глубоко разбирается в данной проблеме, и имеет свою точку зрения. Поэтому, организовывая семинары, необходимо продумать темы для обсуждения. Например, «Почему в школе есть дети, которые учатся плохо?», «Почему море солёное?»
Следующая модель, которая применяется в нашей школе, это конференция. Принципиальное отличие семинаров и конференций заключается в следующем: на семинарах все обсуждают собственное исследование по одной частной теме, а на конференциях идёт обсуждение материалов разных по проблеме, но объединённых, например, тематически. Например, можно провести конференцию по проблеме благоустройства школы и прилежащих к ней территорий. Одна группа может исследовать ландшафтный дизайн и предложить свои варианты, другая, исследуя недостатки и достоинства классных комнат, может предложить свои варианты улучшения и оснащения кабинетов и т.д. На конференции выступления прослушиваются, задаются вопросы, обсуждаются результаты.
Очень продуктивна в работе по подведению итогов модель - фестиваль. Фестиваль- это праздник, показ своих достижений. Данная модель, как нельзя лучше подойдёт для творческих проектов младших школьников. Фестиваль лучше проводить в конце года, где каждый может продемонстрировать лучшие свои достижения. Каждый участник фестиваля должен получить добрый отзыв, свою долю восхищения и удивления со стороны зрителей.
Наиболее сложной и спорной моделью является конкурс исследовательских работ. Ведь соревнования часто выглядят негуманно и жестоко, особенно к проигравшим. Однако понятие «успех» не известно тому, кто не прошёл через поражение, да и преодоление препятствий, трудностей является частью воспитательного процесса и оказывает влияние на развитие личностных универсальных учебных действий. В ходе конкурсных мероприятий ребёнок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается.
Наконец, самая распространённая модель- это защита итогов исследования. Без защиты исследование не может считаться завершённым. В нашей школе защита проектов проходит один раз в полугодие. На защиту приглашаются не только сами авторы проектов, но и зрителя, учителя других классов, администрация, родители. В ходе защиты ребёнок учиться излагать кратко свою точку зрения, отстаивать её. Каждый член жюри получает оценочный лист, в котором отмечает успехи и недочёты проектов. В нашей проектной мастерской «Открытие» при оценивании проектов, учитываются следующие критерии:
Критерии оценки |
Формулировка проблемы. |
Актуальность исследования. |
Постановка цели и задач. |
Полнота и глубина содержания. |
Сравнение результатов с поставленной гипотезой. |
Практическая направленность исследования. |
Оригинальность решения проблемы и формы представления проекта. |
Наличие вывода /-ов/ |
Эстетичность и оригинальность оформления. |
Наличие продукта исследования. |
Важно обратить внимание на каждый проект, необходимо найти «изюминку» и обязательно это отметить:
- Самая оригинальная тема;
- Самый лучший эксперимент;
- За самое оригинальное решение проблемы;
- Лучшее историческое исследование и т.д.
На защиту в среднем отводится 5-7 мин, которое включает в себя и время на «вопрос-ответ». Можно также отметить те только защитников проектов, но и тех детей, которые проявляли активность в обсуждениях и задавали вопросы.
В заключении хотелось бы сказать, что ребёнок- исследователь от рождения. Его поисковая активность проходит долгий путь и позволяет превратить процесс развития личности ребёнка в процесс саморазвития.
Опыт нашей школы показывает, что проблема развития познавательной активности решается результативнее, если кроме простого включения ребёнка в исследовательскую деятельность используются специальные модели мониторинга данной деятельности младших школьников.