Обобщение опыта учителя начальных классов. В рамках конкурса "Учитель года"
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov_merezhkinoy_o.a._gbousosh_380.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы учителя начальных классов ГБОУСОШ №380 Мережкиной О.А.
(в рамках конкурса «Учитель года»)
Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри.
Готовясь к выступлению, я решила, что для начала следует проанализировать значение слова ОПЫТ. Полистав всеми нами любимый словарь Сергея Ивановича Ожегова, я, как и догадывалась, обнаружила, что слово это многозначное. Значит и мой опыт можно рассмотреть с разных сторон или граней.
1 грань – совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений;
2 грань – воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания;
3 грань – попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь.
Я поняла, что для моего выступления сформировался план.
Начну описывать свой опыт, опираясь на первое определение.
Я вспоминаю молоденькую 18-летнюю выпускницу педагогического училища №1 им. Николая Алексеевича Некрасова. За плечами очень небогатый багаж жизненного и профессионального опыта. Я прекрасно помню свой первый День знаний в роли учителя. Родители привели учиться своих крошек, которых я принимала из их рук с замиранием сердца, а в сторонке, оставаясь незамеченной, стояла моя мама, переживая и гордясь мной. Вспоминая и сравнивая себя ту и себя сейчас, я хочу сказать, что в душе я осталась такой же, однако естественно багаж моего опыта сильно пополнился. Этому способствовали разные обстоятельства моей жизни: счастливые и горестные моменты, замужество, рождение сына, смена профессии и возврат в профессию, годы обучения моего сына в школе, получение мною высшего образования и др. Хочу отметить важное для меня жизненное наблюдение: с рождением собственного ребёнка, я стала лучше понимать детей, мне стало проще разбираться в причинах их поступков. Конечно, мне помогли книги, советы близких, коллег и наставников. Сколько бы я ни прожила лет, нет предела знаниям, которыми я пока не обладаю. Подводя небольшой итог, скажу, что совокупность знаний и практически усвоенных умений, т.е. мой жизненный и профессиональный опыт будут пополняться и пополняться...
Переходя к описанию следующих граней моего опыта, уточню, что мой педагогический стаж не так уж и велик. Он составляет 12 лет. По ФГОС я работаю первый год. Вполне можно сказать, что я участвую в создании чего-то нового экспериментальным путём, исследую и учусь. Самообразованию в этой области я посвятила достаточно много времени. Мною пройдены курсы повышения квалификации на различных площадках города в период с 2012 по 2015 год.
Определяясь с методической темой, я для себя решила остановиться на следующей: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Почему я считаю, что выбранная мною тема очень актуальна в данный период времени?
К сожалению, распространено мнение педагогов высшей школы о нынешнем поколении абитуриентов и студентов, что взрослые люди не умеют связно выражать мысли, ставить перед собой осмысленные и соразмерные своим силам и возможностям задачи, удерживать цели своих действий достаточно долго, чтобы они были достигнуты. Они не умеют общаться с другими людьми, в том числе и по поводу предметного, профессионального содержания. (Е.Л. Бережковская «Проблема психологической неготовности к получению высшего образования у студентов младших курсов»).
Характерно, что неготовность студентов к обучению в высшей школе связана не столько с недостаточностью конкретных знаний и умений (что тоже наблюдается), сколько с неумением самостоятельно работать с книгой, с компьютерными программами и другими источниками информации, активно усваивать материал в лекционной форме, участвовать в работе семинаров и коллоквиумов. Многие молодые люди не умеют даже осмысленно и продуктивно читать, плохо владеют грамотой и математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни. Тем более они не способны подходить к изучаемому материалу критически, понимать смысл и содержание научных дискуссий и споров, вырабатывать свою собственную точку зрения.
Таким образом, главные проблемы студентов в вузах во многом есть не что иное, как прямое следствие трудностей, коренящихся еще в начальной школе.
Приведенные выше примеры недостаточной подготовленности студентов прямо указывают на то, что самым слабым ее местом остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться, т. е. связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Вы, наверное, согласитесь со мной, что существует проблема преемственности различных этапов образования в рамках общеобразовательной школы. Следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.
Как справедливо замечает Г.А. Цукерман в своей статье «Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема»:
«Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих падение познавательной активности на переходе из начальной в среднюю школу. С этажа начальной школы, где они были самыми рослыми, ученики перемещаются на этажи средней школы, где они немедленно оказываются самыми мелкими.
Еще более однозначно резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности при переходе из начальной в основную школу происходит на уроке в результате смены учителей. И дело не в том, что к новым учителям, к их ожиданиям, стилям, требованиям надо привыкнуть, что учителя должны привыкнуть к классу, выучить имена всех своих новых учеников, узнать их индивидуальные особенности... А в том, что учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода в среднюю школу, проработал (прожил) с этими детьми четыре года, он помнит этих детей неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчетливо видит, как каждый ребенок вырос, и какой потенциал для дальнейшего роста накопил.
Выпуская класс, учитель любуется окрепшей самостоятельностью своих учеников, радуется их образованности. Принимая новый класс в средней школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными».
Так вот, учитель начальных классов берёт на себя колоссальную ответственность, встречая на пороге школы малышей, которых надо научить учиться. С него потом строго спросят учителя-предметники: чему научил? как научил? Сам учитель будет долго болезненно переживать за своих подопечных: как хорошо или плохо они справляются с новыми задачами? достаточно ли у них знаний и сил для преодоления трудностей? Сами новые пятиклассники на протяжении долгого времени будут прибегать к первому учителю за поддержкой, советом, помощью, да и просто для того, чтобы увидеть близкого, не чужого им человека в школе.
Выпустив свой 4 класс в 2014 году, я осознала для себя острую необходимость обратить ещё более пристальное внимание на формирование универсальных учебных действий у своих будущих учеников. Это было вызвано не только требованием новых образовательных стандартов, но и жизненной необходимостью.
Надо сказать, что для формирования УУД в начальной школе есть большие возможности. Приведу примеры:
Во-первых, дети 6-7 лет уже всё-таки имеют жизненный опыт и запас знаний, на которые может опираться в своей работе учитель, экономя время для формирования УУД. Практически на всех уроках в начальной школе есть возможность продумать работу, направленную на обучение детей работать коллективно. Согласитесь, коллективной работе сначала надо научить, чтобы она была действительно продуктивной и полезной. Я стараюсь в своей работе обязательно использовать технологию работы в сотрудничестве. Эта работа направлена на развитие коммуникативных учебных действий, снимает напряжённость, боязнь ответить неправильно. Много плюсов у такого вида работы.
Во-вторых, дети любят играть! Я часто прибегаю к игровым технологиям. Включение элементов игры позволяет развивать познавательную активность и положительную мотивацию к учению, способствует смене видов деятельности, что в свою очередь направлено на здоровьесбережение детей. Могу привести в пример мой урок русского языка во втором классе «Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением безударных гласных в корне слова». Урок был построен на поиске заданий по подсказкам, которые надо было отыскать в кабинете. Итог выполненных заданий – награда всему классу. Во время урока дети были так увлечены возможностью отыскать следующую подсказку, настолько прониклись идеей игровой ситуации, что особо не ощутили насколько серьёзные и трудные предметные задания они выполняли.
В-третьих, строя диалог с классом, вспоминаю высказывание Конфуция: «Учитель – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто задаёт правильные вопросы». Стремлюсь не задавать детям конкретных вопросов, даю возможность для вариативности, применяя технологию развития критического мышления. Можно задание сформулировать по-разному:
1. Разделите данные слова на две группы: слова с проверяемыми безударными гласными в корне и слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;
2. А можно дать время подумать и спросить: Какую работу вы могли бы сделать с данными словами?
Итак, существует много возможностей, которые можно использовать в начальной школе для того чтобы научить своих учеников учиться. Скажу, подводя небольшой итог всему вышесказанному: я в полной мере ощущаю большую ответственность на мне, учителе начальных классов, за результат своей работы. Возвращаясь к плану своего сообщения, я скажу, что, действительно в данный момент я создаю новое в определённых условиях, с целью исследования, испытания.
Это не всегда легко даётся, требуется много времени на подготовку, но всегда даёт результат в виде заинтересованности и благодарности учеников.
Добавлю, что большое внимание стараюсь уделять воспитательной работе. Очень часто провожу различные мероприятия совместно с родителями. И, конечно, родители... Работа с родителями – наука не из простых. Для того чтобы взаимоотношения «учитель – родители» были партнёрскими, продуктивными, доверительными, стремлюсь свою работу сделать более открытой. Для этого использую сайт школы, грамотное общение через соцсети, конечно родительские собрания.
Заканчивая своё выступление, коснусь 3 грани своего опыта. По определению С.И. Ожегова – это попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Так вот, я считаю, что моё участие в конкурсе «Учитель года» и есть такая попытка.
olga-merezhkina@yandex.ru