Внеурочная деятельность как средство коррекции и развития детей с ОВЗ
Введение. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Дети, поступающие в школу совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом. По данным психологов, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Во внеурочную деятельность педагоги чаще включают предметы, направленные на подготовку к олимпиадам, конкурсам. И больше отдают предпочтение таким курсам как: «РПС», «Логика», «Весёлая математика», «Работа с текстом». Начинать занятия театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развития у них коммуникативных навыков. Новизна данной программы: Отличительные особенности данной программы: 1. Адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ. 2. Систематизирована структура организации занятий 3. Направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Цель программы: Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства. Задачи программы: 1. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Развитие эмоциональной сферы детей. 3. Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы. 4. Помочь овладению коммуникативными навыками. 5. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями. 6. Помочь овладением средствами образной выразительности. Содержание программы: 1. Основы театральной азбуки. Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя. 2. Театральная игра. Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. 3. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. 4. Основы театра. Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы) 5. Постановка театрализованного представления. Чтение сценария и беседа по содержанию. Работа над интонационной выразительностью. Знакомство с музыкальным оформлением. Разучивание рисунка танцевальных номеров. Драматизация сказочного действия (индивидуальная работа). Формы работы: 1. Групповые занятия. Занятия проводятся один раз в неделю. Время проведения занятия 45 минут. 2. Индивидуальная работа. На индивидуальных занятиях разучивают стишки, потешки, отгадывают загадки. Структура проведения занятий: Часть 1. Вводная Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы - чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и т.д. Часть 2. Продуктивная В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей. Элементы занятий: • сказкотерапия, с элементами импровизации. • разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников). • Игры на развитие воображения и памяти - игры включают в себя запоминание. стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов. • рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала. Часть 3. Завершающая Цель занятия - получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО деятельности организуются выставки детских работ. Методические приемы: • Беседы проводятся с целью освоения нового материала • Подвижные игры- организуются для раскрепощения и отдых детей на занятиях. • Словесные, настольно- печатные игры – организуется как форма занятий. • Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка • Работа с семьей – проводиться с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках. • Изготовление поделок и рисование – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, памяти. Создание предметно- развивающей среды: • Художественная литература. • Иллюстрации к сказкам. • Видеоматериал (запись сказки). • Дидактические игры. • Атрибуты к различным видам театра. Прогноз: По изучению программы ожидаются положительные результаты: • у детей воспитывается эмоционально- положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности. • обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи. • у детей формируется навык общения. Работа с родителями: Ещё очень важная проблема, которую решает курс, обеспечение связи школы с семьёй – В процессе занятий и подготовки к выступлениям, мы невольно через детей вовлекаем в нашу деятельность их родителей. Они помогают ребёнку придумать и изготовить свой костюм к празднику или деталь реквизита. Так они становятся нашими соучастниками и зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе. А у ребёнка возникает чувство гордости за своих родителей. Я на практике убедилась, что приёмы и методы театральной педагогики можно использовать в различных направлениях воспитательной работы. И самое главное, что из 14 детей практически все оставались на протяжении 4-х лет в группе, что является доказательством эффективности работы кружка. В новом учебном году состоялся новый набор ребят в группу. Пришли дети из 2го класса на занятия. Они занимаются по той же программе, но теперь средства театральной педагогики используются и на уроках. Что приводит к формированию учебной мотивации у младших школьников. 1 класс уже показал своё творчество на осеннем празднике в школе. Ни кого из моих учеников я не готовлю в артисты, это и не являлось целью моей работы. Самое главное, что они выросли творческими, неравнодушными людьми, имеющими свою цель в жизни. И родители гордились ими!!!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новизна данной программы: Отличительные особенности данной программы: 1. Адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ. 2. Систематизирована структура организации занятий 3. Направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Цель программы: Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства. №2
Содержание программы: Основы театральной азбуки. Театральная игра. Культура и техника речи. Основы театра. Постановка театрализованного представления . Задачи программы: 1. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Развитие эмоциональной сферы детей. 3. Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы. 4. Помочь овладению коммуникативными навыками. 5. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями. 6. Помочь овладением средствами образной выразительности. . №3 Содержание программы:
Замысел новой пьесы Сама Екатерина II пишет нам сценарий. Вот так надо играть!!! Заграничный артист 1 – 4 КЛАССЫ 2008-2012 «Театральная труппа» №4
«Двое из ларца – одинаковых с лица» №5
Основной целью воспитания является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Цели и задачи : Развитие индивидуальных способ. ученика; Развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения; Развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений; Воспитание чувства ответственности перед коллективом; Обогащение духовного мира. №6
«Или хорошо, или никак!» №7
«Маша и Медведь в большом городе» Выступление в детском саду и в 1 классе. Масленица. №8
« Фестиваль искусств» и районный праздник «Хлеб – всему голова » №9
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В летнем оздоровительном лагере «Солнышко» №11
№12
№13
МЫ ГОВОРИМ ВАМ СПАСИБО! №14
Спасибо за внимание! №15
- Мне нравится (1)
Комментарии
Вы затронули очень важную
Вы затронули очень важную тему. Ребята ОВЗ часто отмалчиваются или стесняются проявлять себя в школьной жизни. А вот благодаря Вашей работе эти дети развиваются и открывают в себе новые возможности.