как увеличить скорость чтения

Пешехонова  Людмила  Борисовна

Скорость чтения – это тот показатель, который у детей проверяют в течение всей начальной школы. Психологи категорически против ориентации на конкретные цифры, но пока эта практика будет применяться и на основе скорости чтения учителя будут выносить вердикты, родители не перестанут переживать о том, сколько же слов в минуту читает их чадо. И хорошо, если школьник укладывается в нужные цифры, а если нет? На него повесят ярлык неуспевающего? Отсталого? Конечно же, этого не хочется никому, поэтому родители ищут способы, как развить скорость чтения.

Представляю несколько оптимальных методик, которые помогут увеличить количество прочитанных слов.


Прыжок

Упражнение на внимательность и память – это «Прыжок». Оно отлично тренирует зрительную память. Поупражняться очень просто. Пусть ребенок читает текст в своем темпе, а потом остановите его. На слово: «Остановка!» он должен поднять глаза на родителей и оторваться от книги. Когда родители снова дают команду читать, школьнику необходимо быстро найти то место, на котором он остановился. В первое время будет получаться медленно, а малыш станет следить пальчиком по строкам в поиске нужно места. Но со временем вы натренируете его так, что он визуально запомнит часть страницы, конкретный абзац, а уже прочитанный текст станет узнавать.


Параллельное чтение

Распечатайте два одинаковых текста или возьмите две книги и наметьте место, откуда будете читать. Ребенок должен следить за текстом и после остановки родителя продолжить читать сам. Идея такого чтения в том, что родитель меняет скорость чтения – одни абзацы читаются медленнее, другие быстрее, а малыш должен успеть за родителем проследить текст. Успевает ли он вы заметите очень просто – если ребенок без остановки продолжает читать за взрослым, то все в порядке, он успевает. Если же малыш ищет сроку, потерялся на странице, то следует снизить скорость, чтобы ребенок подстроился, но потом все равно стремиться к быстрому чтению.


Артикуляционная гимнастика

Часто бывает так, что проблемы с чтением возникают из-за артикуляционных сложностей. Проговаривать звуки ребенку бывает тяжело. Это в быту малыши без умолку болтают, потому что слова и образы складываются в сознании, а вот чтение в книге требует сначала говорения, а уже потом подкрепления визуальной картинкой. Встречать строки, которые малыш видит в первый раз – сложно, но еще сложнее проговаривать такие слова, пусть даже они все ему и знакомы.

РЕКЛАМА

Чтобы исправить артикуляцию, делайте упражнения – разучите смешные скороговорки, чтобы малыш с удовольствием их болтал. Предложите ребенку чтение в слух с разной скоростью. Хорошо помогает выразительное чтение, например, стихов. Важно, чтобы ребенок не спешил, не проглатывал окончания, сохранял спокойное дыхание и четко проговаривал все звуки.


Загаданное слово

Увлекательная игра, в которую дети могут играть со взрослыми. Попросите ребенка загадать слово из текста, а потом найдите его. Нет ничего страшного в том, что слово можно долго угадывать – дело не столько в правильности загаданного слова, сколько в процессе его поиска. Сначала отработайте методику на взрослом, покажите, как ребенок должен действовать, а потом пусть угадывает слово ученик. Иногда можно давать подсказки, если слово очень трудное, но важнее не найти слово, а глазами перебирать текст. В азартном поиске ребенок будет читать много слов, которые у него запомнятся. Чтобы усложнить задачу, делайте это на время. Например, на поиск слова дается одна минута, побеждает тот, кто уложился в отведенное время.

Чтение с закладкой

Еще один эффективный способ работы с текстом – чтение с закладкой. Только в данном случае мы делаем совершенно наоборот. Обычно закладку или линейку кладут внизу после строчки, чтобы глазам было удобнее следить за текстом. Но в этом упражнении закладку кладем сверху – это поможет ребенку не концентрироваться на уже прочитанном тексте и не отвлекаться на верхние строчки. Таким образом визуально ребенок привыкнет ограничивать себе только ту часть, которую он читает. Скорость чтения заметно возрастет уже через некоторое время.


Зрительный диктант

Зрительный диктант – очень действенный способ научиться скорочтению. Необходимо взять небольшой текст – оптимально 5-6 предложений, и первое предложение малышу нужно прочитать и повторить максимально точно к тексту. Чем точнее, тем лучше. Если школьник хочет, можно повторить предложение еще раз и воспроизвести его лучше, точнее. Тоже самое повторяем со вторым предложением, а потом произносим оба вместе. Сделать это сложнее, текст будет путаться, но в конечном итоге ребенок одолеет задачу. И так поочередно делаем со всеми предложениями, пока не получится воспроизвести все шесть. Принцип работы этого упражнения на составлении визуальной картинки и запоминании слов, подкрепляемых образами. В дальнейшем при чтении текстов у ребенка будут возникать подобные образы и скорость увеличится.


Вверх ногами

Ваш школьник непоседа и шалунишка? Любит баловаться и делать все наоборот? Неусидчив? Предложите ему почитать перевернутую книгу и немного пошалить. Детям такое упражнение очень нравится, но секрет в том, что оно имеет обучающий эффект и тоже поможет увеличить скорость чтения. Даже в неожиданном ракурсе ребенок научит вычленять слова, видеть перевернутые буквы и складывать их в целые слова и словосочетания. Этот навык важен даже в быту, когда можно «схватить» текст из лежащей вверх ногами газеты, учебника или журнала.


Складывание слов из частей

Заготовьте несколько карточек со словами и предложите ребенку сложить несколько словосочетаний или даже предложения. Чем больше разнообразных ассоциаций будет возникать у малыша, тем лучше будет его ассоциативный ряд и скорость чтения увеличится.
На самом деле скорость чтения – это механическая работа глаз и головного мозга. Глаза выхватывают буквы и слова, по которым мозг уже догадывается, что будет идти дальше и какие ассоциации возникнут. Согласитесь, читая слово «трава» у нас в голове возникает прилагательное «зеленая», и в большинстве текстов именно так и будет. Поэтому мозг забегает вперед, он схватывает слова быстрее, чем мы бы произнесли их вслух. Достаточно только немного поупражняться с ребенком, и его параметры значительно возрастут.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скорость чтения – это тот показатель, который у детей проверяют в течение всей начальной школы. Психологи категорически против ориентации на конкретные цифры, но пока эта практика будет применяться и на основе скорости чтения учителя будут выносить вердикты, родители не перестанут переживать о том, сколько же слов в минуту читает их чадо. И хорошо, если школьник укладывается в нужные цифры, а если нет? На него повесят ярлык неуспевающего? Отсталого? Конечно же, этого не хочется никому, поэтому родители ищут способы, как развить скорость чтения.

Представляю несколько оптимальных методик, которые помогут увеличить количество прочитанных слов.


Прыжок

Упражнение на внимательность и память – это «Прыжок». Оно отлично тренирует зрительную память. Поупражняться очень просто. Пусть ребенок читает текст в своем темпе, а потом остановите его. На слово: «Остановка!» он должен поднять глаза на родителей и оторваться от книги. Когда родители снова дают команду читать, школьнику необходимо быстро найти то место, на котором он остановился. В первое время будет получаться медленно, а малыш станет следить пальчиком по строкам в поиске нужно места. Но со временем вы натренируете его так, что он визуально запомнит часть страницы, конкретный абзац, а уже прочитанный текст станет узнавать.


Параллельное чтение

Распечатайте два одинаковых текста или возьмите две книги и наметьте место, откуда будете читать. Ребенок должен следить за текстом и после остановки родителя продолжить читать сам. Идея такого чтения в том, что родитель меняет скорость чтения – одни абзацы читаются медленнее, другие быстрее, а малыш должен успеть за родителем проследить текст. Успевает ли он вы заметите очень просто – если ребенок без остановки продолжает читать за взрослым, то все в порядке, он успевает. Если же малыш ищет сроку, потерялся на странице, то следует снизить скорость, чтобы ребенок подстроился, но потом все равно стремиться к быстрому чтению.


Артикуляционная гимнастика

Часто бывает так, что проблемы с чтением возникают из-за артикуляционных сложностей. Проговаривать звуки ребенку бывает тяжело. Это в быту малыши без умолку болтают, потому что слова и образы складываются в сознании, а вот чтение в книге требует сначала говорения, а уже потом подкрепления визуальной картинкой. Встречать строки, которые малыш видит в первый раз – сложно, но еще сложнее проговаривать такие слова, пусть даже они все ему и знакомы.

РЕКЛАМА

Чтобы исправить артикуляцию, делайте упражнения – разучите смешные скороговорки, чтобы малыш с удовольствием их болтал. Предложите ребенку чтение в слух с разной скоростью. Хорошо помогает выразительное чтение, например, стихов. Важно, чтобы ребенок не спешил, не проглатывал окончания, сохранял спокойное дыхание и четко проговаривал все звуки.


Загаданное слово

Увлекательная игра, в которую дети могут играть со взрослыми. Попросите ребенка загадать слово из текста, а потом найдите его. Нет ничего страшного в том, что слово можно долго угадывать – дело не столько в правильности загаданного слова, сколько в процессе его поиска. Сначала отработайте методику на взрослом, покажите, как ребенок должен действовать, а потом пусть угадывает слово ученик. Иногда можно давать подсказки, если слово очень трудное, но важнее не найти слово, а глазами перебирать текст. В азартном поиске ребенок будет читать много слов, которые у него запомнятся. Чтобы усложнить задачу, делайте это на время. Например, на поиск слова дается одна минута, побеждает тот, кто уложился в отведенное время.

Чтение с закладкой

Еще один эффективный способ работы с текстом – чтение с закладкой. Только в данном случае мы делаем совершенно наоборот. Обычно закладку или линейку кладут внизу после строчки, чтобы глазам было удобнее следить за текстом. Но в этом упражнении закладку кладем сверху – это поможет ребенку не концентрироваться на уже прочитанном тексте и не отвлекаться на верхние строчки. Таким образом визуально ребенок привыкнет ограничивать себе только ту часть, которую он читает. Скорость чтения заметно возрастет уже через некоторое время.


Зрительный диктант

Зрительный диктант – очень действенный способ научиться скорочтению. Необходимо взять небольшой текст – оптимально 5-6 предложений, и первое предложение малышу нужно прочитать и повторить максимально точно к тексту. Чем точнее, тем лучше. Если школьник хочет, можно повторить предложение еще раз и воспроизвести его лучше, точнее. Тоже самое повторяем со вторым предложением, а потом произносим оба вместе. Сделать это сложнее, текст будет путаться, но в конечном итоге ребенок одолеет задачу. И так поочередно делаем со всеми предложениями, пока не получится воспроизвести все шесть. Принцип работы этого упражнения на составлении визуальной картинки и запоминании слов, подкрепляемых образами. В дальнейшем при чтении текстов у ребенка будут возникать подобные образы и скорость увеличится.https://blogs.bebeshka.info/images/articles/2021-10-22_103810.jpg


Вверх ногами

Ваш школьник непоседа и шалунишка? Любит баловаться и делать все наоборот? Неусидчив? Предложите ему почитать перевернутую книгу и немного пошалить. Детям такое упражнение очень нравится, но секрет в том, что оно имеет обучающий эффект и тоже поможет увеличить скорость чтения. Даже в неожиданном ракурсе ребенок научит вычленять слова, видеть перевернутые буквы и складывать их в целые слова и словосочетания. Этот навык важен даже в быту, когда можно «схватить» текст из лежащей вверх ногами газеты, учебника или журнала.


Складывание слов из частей

Заготовьте несколько карточек со словами и предложите ребенку сложить несколько словосочетаний или даже предложения. Чем больше разнообразных ассоциаций будет возникать у малыша, тем лучше будет его ассоциативный ряд и скорость чтения увеличится.
На самом деле скорость чтения – это механическая работа глаз и головного мозга. Глаза выхватывают буквы и слова, по которым мозг уже догадывается, что будет идти дальше и какие ассоциации возникнут. Согласитесь, читая слово «трава» у нас в голове возникает прилагательное «зеленая», и в большинстве текстов именно так и будет. Поэтому мозг забегает вперед, он схватывает слова быстрее, чем мы бы произнесли их вслух. Достаточно только немного поупражняться с ребенком, и его параметры значительно возрастут.



Предварительный просмотр:

Как выражать свои эмоции без злости: учим детей позитивному общению

Содержание:

Как выражать свои эмоции без злости: учим детей позитивному общению

К поведению людей в обществе можно относиться по-разному: кого-то осуждать за негатив, удивляться чьей-то позитивности, завидовать поистине железной выдержке. Становление характера, несомненно, происходит в детстве. И то, что вложат родители в детей, прорастет, как зернышко, в дальнейшем. Управление эмоциями – один из самых главных навыков, который поможет в дальнейшем научиться контактировать с разными людьми, добиваться успеха в семейной жизни, в карьере. Однако, очень часто можно увидеть и злых деток, которые на площадке решают все вопросы кулаками, сыпят в обидчика песок или отбирают игрушки у более слабых детей. Откуда берется злость и жестокость? Что это – невоспитанность или истинная ненависть?

Для того, чтобы ребенок не злился, его необходимо учить контролировать свои эмоции. Давайте будем честны – мы тоже злимся. На погоду, сломавшийся автомобиль, коллегу, который подвел. Просто у взрослых уже есть опыт, как задавить в себе эти эмоции и найти позитив, иначе весь день пойдет насмарку, а все люди только и будут делать, что ругаться с другими. Но опыт взрослых приходит со временем, а у детей этого времени нет – им нужно уметь контактировать со сверстниками уже сейчас.


Что такое злость и зачем она нужна

В мире все гармонично: если есть добро, то есть и зло. Именно так эти две категории уравновешивают наше существование, меряют поступки с точки зрения морали, дают оценку личности, поступкам. Делать можно добрые и злые дела.

Злость является естественной эмоцией, которая относится к защитным реакциям человека. Рядом со злостью такими же является агрессия – активное проявление злости, проецирование ее на конкретного человека, обидчика. Эти два понятия нужно различать. Злость из них самая объективная реакция на раздражители. Если вы дотронетесь к ежику, то он скрутится в клубочек: вы нарушили его границы комфорта, и ежик злится. То, что у животных заложено на природном уровне, есть и у человека. Злость необходима для самозащиты, для определения уровня своего комфорта/дискомфорта. Единственное наше преимущество – умение контролировать злость. Этому нужно научить и ребенка.


Почему дети не умеют злиться

Ответ на этот вопрос самый элементарный – потому что их никто этому не учит! Оглянитесь вокруг и посмотрите, что делают родители, когда ребенок злится. В лучшем случае на него прикрикнут, в худшем – шлепнут по попе. Такая ситуация наблюдается на многих детских площадках, дома, в развлекательных уголках торгового центра – везде. Основная цель взрослых достигнута, и малыша перестает кричать, ведь включается фактор страха: мама на него кричит или бьет, поэтому нужно промолчать. А куда же девается злость? Никуда. Она остается в ребенке, как незакрытый гештальт, нереализованная цель, мучающая его даже после всего. Успокоился ли он? Конечно, нет. Ребенок только не высказывает свою злость, которая все еще присутствует, не найдя выхода.https://blogs.bebeshka.info/images/articles/2021-11-19_110835.jpg

Негативные эмоции, спрятанные внутри, согласно теории психосоматики приводят к различным нарушениям. Обида душит в горле, значит малыш может болеть респираторными заболеваниями, а злость, отравляющая его организм, выходит на поверхность кожи типичной аллергической реакцией. В это можно не верить, пока не дать ребенку возможность высказывать свои мысли. И после этого ситуация значительно улучшается.

Как преодолеть стеснительность у ребенка

9 посетителей рекомендуют9 4 посетителя не рекомендуют4

Как преодолеть стеснительность у ребенка

Дети – радость и гордость родителей. Но с возрастом их непосредственность и общительность могу ...

Второй вариант родительской реакции на детскую злость – оставить ребенка одного пережить эту эмоцию. Часто можно увидеть, как родители демонстративно уходят от малыша с детской площадки или торгового центра, оставляя разгневанного малыша одного. Вы думаете, ребенок сможет справиться со своей эмоцией, если вы не справляетесь со своей? А злость – это намного более сильная эмоция, нежели желание родителей провести воспитательный момент. Оставаясь наедине с ней, ребенок не справляется один. Он остался сам, брошенный и преданный самыми близкими людьми. Если его не поняли и не приняли его эмоции – значит он плохой. Чтобы исправиться и вернуть расположение родителя, ребенок научится притворяться и не высказывать своих чувств. В дальнейшем это приведет к слабохарактерности и приспособленчеству. Будучи взрослым, он не сможет отстаивать свое мнение, отказывать в неудобной ситуации.

Злость необходима как элемент самозащиты. Даже если цель не достигнута, злость все равно является мощным двигателем прогресса для человека. Она является огромным ресурсом, заключенным внутри нас, она двигает на те поступки, которые ранее не совершались в силу лени, в угоду другим, из желания быть как все. Поэтому с детства нужно ребенку показывать, что зло и доброта – гармоничные категории, как белое и черное, инь и янь. Если есть злость, обязательно ее можно погасить добротой, но эти категории нужно умело использовать – не давать злости перерасти в агрессию.


Как контролировать злость

Заметьте: раздел называется «как контролировать злость». Не устранить, не искоренить, а именно контролироваться. Это предполагает, что родители уже приняли тот факт, что злость может и должна быть в человеке. Эмоция уйдет сама, когда она прожита. Психологи утверждают, что именно не пережитые эмоции доставляют человеку психологический дискомфорт. Так давайте же научим ребенка правильно переживать злость.

Если вы видите, что ребенок расстроен и зол, не запрещайте ему этого делать. Озвучьте то, что сейчас происходит: ты злишься, да, такое бывает, у всех случаются неприятности и люди злятся. Эти константы помогут принять ситуацию и обозначить ее. Отделите злость от агрессии, не позволяйте агрессировать ребенку на кого-то. Злость должна иметь обезличенный характер. Если одногруппник в детском саду не дал поиграть машинкой, то объектом злости должен быть не ребенок, а сама ситуация: машинки у вашего ребенка нет. Но! Есть выход! Договориться поиграть по времени, попросить машинку или обменять на свою игрушку, играть вместе. Учите ребенка видеть выходы именно из ситуации, а не обвинять другого малыша. Если машинка не ваша, вы не имеет право ее получить. Но вы можете ее попросить и изменить ситуацию.

Очень интересный вариант контроля – рисование. Когда ребенок зол, у него не получится позитивный рисунок. Это будет страшный монстр или другое существо. Дайте малышу возможность нарисовать свою злость. Через время, когда ребенок успокоится и родители поговорят с ним, покажите рисунок и спросите: красива ли его злость? Она в темных тонах, с уродливыми глазами и перекошенным ртом, ее руки длинные, как плети, словно хотят схватить кого-то. Поверьте, удовлетворения от такого описания ребенок не получит. Вместе уничтожьте рисунок, чтобы злость никогда не возвращалась. Это хороший прием, который останавливает детей.

Шпаргалка для родителей детей-сангвиников

6 посетителей рекомендуют6

Шпаргалка для родителей детей-сангвиников

Когда родители задумываются о воспитании своего чада, они часто упускают из вида тип его темперамент ...

Еще один вариант подойдет для тех детей, которые уже справляются с контролем. Поставьте коробку или другую емкость и предложите ребенку комкать бумагу при каждом факте злости и раздражения и наполнять бумагой коробку. Родителям будет интересно наблюдать, как быстро она заполнится. Потом, когда складывать комки бумаги будет некогда, предложите ребенку вместе выбросить все, что накопилось. Поговорите с ним и покажите, что все эти газетные шарики – его продукт деятельности, его злость. Ее может и не быть, а если уже шарики и собрались – смело очистите коробок от душевного мусора и обид. Ребенку станет морально легче от того, что коробка стала пустой. В следующий раз он постарается заполнять ее все меньше и меньше, пока не научится контролировать негатив в себе.

Родителям важно помнить, что злость должна быть, но ею нужно управлять. Если вы не справляетесь сами – посоветуйтесь с психологом. Главное, чтобы злость не трансформировалась в агрессию.



Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/09/06/q-nwa668c9u.jpg

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги Анатолия Грина «ТРИЗ-педагогика. Книга для умных родителей и учителей». До 2 мая её можно бесплатно скачать по ссылке http://www.trizway.com/art/renewal/527.html. После 2 мая книга будет передана в издательство для печати и не будет распространяться в свободном доступе.

О чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14—15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале — новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость — она достижима.

***

Как учить?

Правило 1: удивление предшествует познанию

Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на незаданные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? Закрывает уши?

Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слушать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…

Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор — нет. Примерно то же самое происходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления.

***

Правило 2: знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятельности, а не в результате простого запоминания

Как говорил вошедший в мировые учебники классик науки Людвиг Больцман: «нет ничего практичней хорошей теории». Но, чтобы теория стала практичной в руках конкретного человека, он должен владеть ею на хорошем творческом уровне. А этот уровень не даётся путём зубрёжки. Теория осваивается только путём творческой мыслительной деятельности — то есть путём решения открытых задач.

***

Глава 2. Открываем мир открытыми задачами

Курс «Учусь мыслить смело!», занятие с группой детей 15—16 лет. Обсуждаем такую задачу:

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2015/04/29/triz-1.jpg?itok=YWv1ys1LСтранная провокация

Не кажется ли вам логичным, что животное должно вести себя как можно незаметнее в присутствие хищника? Как же тогда объяснить поведение газелей Томсона? Некоторые газели (а пасутся газели стадом) ведут себя, как провокаторы. Они подпрыгивают высоко вверх, как будто намеренно дразнят находящегося недалеко льва. Это явление учёные называют «стоттинг».

Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение газелей.

Ребята сначала задают вопросы на понимание. Лимит — 3 вопроса, не больше. Я отвечаю:

— Газели так поступают, когда рядом только один лев?

— Нет, совсем не обязательно. Если поблизости будет целый прайд, поведение газелей будет таким же.

— А среди других похожих животных наблюдается такое явление?

— Да. Зебры, например, тоже могут провоцировать хищников.

— А как далеко находится хищник?

— Типовой дистанцией можете считать 20—30 метров.

Теперь разбиваемся на мини-группы по 4—5 человек и ищем гипотезы, позволяющие разумно объяснить якобы «неразумное» поведение газелей… Даю на это 7 минут…

Работа в мини-группах привычна, ученики приступают к делу. Их задача найти одну или лучше несколько идей, расставить их в порядке очерёдности по достоверности. Технология работы им известна — в результате появляется список идей и готовность их обсуждать.

Среди идей появляется и такая: крепкая здоровая газель бросает вызов льву. Она ничем особенно не рискует, так как уверена в своих силах. А может быть, даже намеренно отвлекает от слабых.

— Отлично! — продолжаю диалог. — Как вы думаете, станет ли лев гнаться за этой газелью?

После короткого бурного обсуждения дети приходят к выводу: не станет. Я прошу их доказать эту точку зрения и соглашаюсь с ней.

— А, понятно! — восклицает один из подростков, — она показывает, что она такая сильная, чтобы лев за ней не гонялся. Ведь льву лучше найти слабое животное, которое легче поймать!

— Кстати, — продолжаю я, — является ли в природе это явление, когда животное как будто специально привлекает к себе внимание хищников, редким? Можете ли вы привести и другие подобные примеры? Над этим вы подумаете дома. Можно привлекать друзей, знакомых, родителей, делать поиск в Интернете. На следующем занятии мы попробуем узнать о природе что-то новое, что не очевидно простому наблюдателю…

Эта задачка — вполне типовая открытая задача. По типу — исследовательская. По предмету — биологическая.

Давайте проведём краткий анализ: чему учатся дети при таком подходе?

Умению толково задавать вопросы? — Да.

Работать совместно, коллективно, слышать друг друга? — Да.

Не останавливаться на первой пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью и т.д. гипотезы? — Да.

Уверенности в том, что загадки природы в принципе разрешимы? — Да.

Уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? — Да!

Умению самостоятельно выражать свои мысли? — Да.

Новым знаниям? — Да.

Умению искать информацию в окружающем мире? — Да.

Кстати, в результате решения задачи ребята с небольшой помощью учителя нашли так называемую гипотезу Захави — по имени учёного, который первым объяснил поведение газелей.

Таким образом, сделаем вывод: открытые задачи, технология работы с ними на уроках — сильный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией — разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным?