Самооценка второклассников
В прошлой статье мы затронули очень важную тему для второклассников и их родителей: объективное отношение к отметкам. Очень рада, что материал оказался полезен. Будем продолжать работать в данном направлении и с родителями, и с детьми. Сегодня мы продолжим говорить о проблемах, возникающих во втором классе.
На втором году обучения ребенок впервые сталкивается с отметками и начинает сравнивать свои успехи с успехами одноклассников. И это сравнение не всегда его радует. Именно во втором классе закладываются основы самооценки личности. И не только в плане способностей к тем учебным предметам, которые изучаются в школе, но также и в плане популярности у сверстников. У психологов даже существует специальный термин, который они называют «феноменом вторых классов».
Чаще среди своих второклассников приходится наблюдать ситуацию несколько заниженной самооценки (в плане учебы). Почему такое происходит? Объяснить это можно возрастными особенностями: ребенку не всегда понятны те критерии, по которым его оценивает взрослый или ровесник. Ощущая потребность в самооценке, он часто впадает в крайности, считая себя то лучше всех, а то – хуже всех. Но спешу успокоить родителей: по наблюдению психологов заниженная самооценка второклассников начнет выравниваться уже к третьему классу.
Задача учителя и родителей – облегчить для ребенка этот период. А для этого надо стараться чаще разговаривать о различных отметках, сравнительных характеристиках кого-либо (но только не одноклассников). Здесь подойдут литературные герои или общие знакомые. Поделитесь с ребенком своими детскими воспоминаниями. Поделиться с сыном или дочерью своими переживаниями по поводу первой «тройки» или «двойки». Ведь она была, правда? Признайтесь своим детям, что вы не были круглыми отличниками, и в вашей жизни были не самые лучшие моменты, и вы смогли достойно выйти из них. До сих пор помню свою первую «двойку», получила ее в первом классе (в то время в первом классе нам уже ставили отметки). В первом классе учитель дала мне задание: следить за внешним видом своего соседа по парте, не очень опрятным он был. И как-то не уследила, и получила за это «двойку» в дневник. Сколько было переживаний! Но в душе была обида только на себя, что не выполнила данного мне поручения. Учитель же всегда был прав для меня. И тогда, и сейчас понимаю, что это было сделано не в наказание мне, а в исправление.
Сложности в плане учебы, а значит и самооценки, могут возникнуть и по причине того, что старт второклассника опирается на определенный необходимый уровень умений и знаний, которым ребенок должен был овладеть к окончанию первого класса. И если в прошлом году какая-то тема «обошла стороной», потому что ее не поняли, пропустили, «проболели», то проблема может проявиться на втором году обучения.
Внимательно следите за успехами ребенка, анализируйте полученные отметки, делайте вместе работу над ошибками до тех пор, пока не убедитесь, что ребенок разобрался в теме. Но если все же проблемы сохраняются, следует обратиться к учителю, психологу, чтобы вместе найти корень проблем. Иногда родителю тяжело принять информацию, что ребенок нуждается в особых занятиях со специалистами. Ребенок – учитель – родитель – это равносторонний треугольник, где каждый элемент равносилен. Во втором классе еще не время отпускать ребенка в «самостоятельное плавание». Мы должны все время находиться рядом и «мониторить процесс», чтобы вовремя прийти на помощь.
В начальной школе учителя и родители в идеале должны научить ребенка учиться самостоятельно, быть собранным, трудолюбивым, ответственным, и адекватно оценивать свои успехи. Но если к концу второго класса этого достичь не удастся, опускать руки не стоит, надо продолжать работать. Ведь недаром говорят: без труда не вытащишь и рыбку из пруда.