Воспитание толерантности у детей
Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.
Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.
Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:
- уважает мнение других
- доброжелательна
- направлена на взаимодействие
- способна понять и принять
- любознательна и чутка
- снисходительна.
Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности :
https://www.youtube.com/watch?v=YUed_k7auGw
Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.
Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:
- национальные
- религиозные
- этнические
- социальные
- половые
- связанные с внешним видом
- связанные с состоянием здоровья
- связанные с интересами, увлечениями и привычками.
Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.
Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.
«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность — значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»
Основные задачи воспитания толерантности у детей:
- распространение идей и идеалов толерантности
- развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
- формирование уважительного отношения к людям
- работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.
Направления воспитания толерантности у дошкольников:
- Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
- Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
- Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.
Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.
Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.