Применение интерактивной игры при изучении родного края.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внутренних и внешних вызовов, в укреплении социальной солидарности, к согражданам, к обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Именно в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская духовная, и культурная жизнь ученика начальных классов. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей,- утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
В условиях нашей республики имеется разнообразный этнический и религиозный состав населения. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
В связи с вышесказанным, с целью углублённого изучения знаний младшего школьника о родном крае были проведены диагностические исследования учащихся начальных классов. Было опрошено 126 детей. Средний уровень знаний показали – 102 ребёнка, показатели ниже среднего у 24 детей. Не вызвали трудностей ответы на вопросы природоведческого характера: названия животных, явления природы. Трудности вызвали вопросы, связанные с названиями населённых пунктов, находящихся за пределами посёлка, вопросы, касающиеся охраны природы и экологии. Не все дети знают о существовании промышленных предприятий в районе, о достопримечательностях родного края.
Вывод: в целом, дети обнаруживают средние показатели по всем проведенным методикам, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня социализации детей младшего школьного возраста, в соответствии с теми вопросами, которые требуют доработки. При этом наличие специального учебного пособия и разработанной методики по его использованию значительно повысит эффективность данной работы и позволит перевести большую часть детей со среднего на высокий уровень социализированности.
Для решения вопросов духовно-нравственного воспитания самым юным россиянам огромное значение имеет формирование такого качества личности как гражданственность. Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.
В Каменском лицее в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию разработан и реализован курс для учащихся вторых классов «Я – гражданин».
По новым требованиям ФГОС воспитывает ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.В нашем лицее в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию разработан и реализован курс для учащихся вторых классов « Я – гражданин», авторами которого являются Бунина И.Л., Стрекаловская Г.Г. Мы продолжили эту работу и во вторых классах, на классном часе использовали рабочую тетрадь этого курса. Наши дети узнали много нового об обществе и человеке, о своей семье, школе, имени, правах и обязанностях ребёнка. Тем самым готовили их к изучению рабочей тетради «Я- житель Кабанского района», устраивая мероприятия к 350-летию Бурятии, Дню Победы. Для этого использовали материалы школьного музея.
Для продолжения этой работы мы разработали рабочую тетрадь «Я-житель Кабанского района» для учащихся 3-4 классов. В этом году рабочую тетрадь использовала в работе с детьми 4 «Б» класса Качина Е.Л. Учитель ответственно отнёсся к данному проекту. Эти рабочие тетради получили рецензию кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ Т.Ц. Тудуповой. К тетрадям разработаны методические пособия. Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.
Содержание рабочей тетради «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности, учитывая инновационную образовательную среду в начальной школе. Первые уроки «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала» строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей, например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют преподавателю расширить знания ребенка о своей малой родине.
Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника. На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком по своей малой Родине. Он изображен в тетради, а на уроке должен оживать, принимать активное участие в работе. Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.
Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания, например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве, в сказочном государстве……». Эти и многие другие творческие задания позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.
Большое внимание уделяется работе со словарём. В доступной форме дети находят объяснение значения слов «острог», «кордон», «акрополь», «волость», «слобода».
Важная роль отводится коллективному решению проблемных вопросов, таких как: « Почему село Байкало - Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии?» В рабочей тетради встречаются задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги Историку собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и презентацию о профессиях твоих родителей».
На уроке постоянно требуются ручка, простой и цветные карандаши для выполнения заданий следующего характера: «Помоги Историку соотнести события и даты. Соедини линиями», « Вместе с Историком составь устный рассказ об истории Кабанского района и нарисуй, чем занимались местные жители в прошлом».
Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, формируется толерантное отношение к соседствующим народам. Обращение к истории и современности Кабанского района позволяет младшим школьникам более внимательно относиться к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.
Итог изучения рабочей тетради - контрольные и обобщающие уроки в «Дневнике Путешественника».
Введение ФГОС начального образования заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью или практикой, требуют более плотного взаимодействия учителей с родителями и главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты.
Если речь идёт о духовно-нравственном воспитании, то учитель должен не только дать ученику понятия элементарных социальных знаний, объяснить, что такое общественные нормы, одобряемые или неодобряемые правила поведения, но и сформировать у ученика позитивное отношение к тому, что считается благом. В таком курсе как главной задачей будет не изучение географических понятий (хотя это и важно) , а умение осознанно читать текст, искать в нём нужную информацию, анализировать прочитанное. Писать придётся не только сочинения, но и заметки в газету, обращение к главе района и т.д. Ведь воспитание гражданина - один из главных результатов любой системы образования.
В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове - вот к чему мы стремимся. Работа с тетрадью предусматривает самообразование учащихся, ведь это очень важный момент в современном обществе. Важно не просто передать знания человеку, а научит его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На наших уроках особое внимание уделяется развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Поэтому, уже с 1 класса надо включать 1 час в неделю на выполнение индивидуального, маленького, сообразно возрасту ребёнка, но собственного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эта интерактивная игра применяется при изучении родного края. | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интерактивная игра «Знатоки родного края» ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЯ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Выход
Вопрос Вид жилища, в котором жили буряты. Ответ Раздел « История » ЮРТА Назад 1
Вопрос Какое село является районным центром? Ответ Раздел « История » с ело КАБАНСК Назад 2
Вопрос Когда был основан Кабанск ? Ответ Раздел « История » Назад 3 1678 г
Ребус Ответ Раздел «История» острог Назад 4 ОСТ +
Вопрос Угадай слово из толкового словаря 1. Обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. 2. Раздел агрономии, изучающий способы пользования землей и повышения плодородия почвы. Ответ Раздел «И стория » Земледелие Назад 5
Вопрос В каком селе были найдены захоронения с ценными находками? Как оно называлось? Ответ Раздел « История » село ФОФОНОВО ФОФОНОВСКИЙ АКРОПОЛЬ Назад 6
Вопрос Изображение земной поверхности с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде. Ответ Раздел « География » КАРТА Назад 1
Вопрос Самое глубокое озеро в мире с чистой пресной водой Ответ Раздел « География » озеро БАЙКАЛ Назад 2
Вопрос Основное занятие местных жителей Кабанского района в прошлом. Ответ Раздел « География » СКОТОВОДСТВО Назад 3
Вопрос Что оказывает влияние на климат района? Ответ Раздел « География » Озеро Байкал Назад 4
Ребус Ответ Раздел « География » Кабанск Назад 5 щщ О
Вопрос. На данном хребте «широко распространены живописные альпийские луга, украшенные ярко оранжевыми огоньками, синими горечавками и водосборами сибирских цветов. Над альпийскими лугами находится каменисто-моховая тундра, заросшая стойкими к суровому сибирскому высокогорью низкорослыми альпийскими цветами. Скалы хребта покрыты только лишь разноцветными лишайниками». О каком хребте идёт речь? Ответ Раздел « География » Хребет Хамар-Дабан Назад 6
Вопрос Какие леса преобладают в Кабанском районе? Ответ Раздел «Растения» хвойные и лиственные Назад 1
Вопрос «Это небольшое деревце с коротким извилистым стволом и округлой кроной, на ветвях которой иногда есть колючки. Плоды ее мелкие, округлые, желтые или ярко-оранжевые. Осенью такое деревце становится издали красным от обилия плодов. Весной яблоня превращается в белое, реже чуть розоватое облачко. Роща же яблонь — незабываемое, сказочное зрелище!» О каком дереве идёт речь? Ответ Раздел «Растения» Яблоня сибирская Назад 2
Вопрос Какой заповедник расположен на территории Кабанского района? Ответ Раздел «Растения» Байкальский государственный б иосферный заповедник Назад 3
Вопрос О каком дереве идёт речь? Ответ Раздел «Растения» Кедр Назад 4 Он сосне ближайший брат И растёт в Сибири. Он орешками богат - Нет вкуснее в мире. Что это?
Вопрос Самые популярные грибы в лесах Кабанского района? Ответ Раздел «Растения» Опята Назад 5 Нет грибов дружней, чем эти, - Знают взрослые и дети, - На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу.
Вопрос О какой ягоде идет речь в этих стихах? Ответ Раздел «Растения» Брусника Назад 6 Глазастая ……. Бусиной глядит. Листиком зеленым Укрылась и сидит. В губки поцелую – Станет алым рот. Зрелая ……. Соком истечет.
Вопрос Кто из животных является хозяином Байкальского заповедника? Ответ Раздел « Животные » Медведь Назад 1 Разгадайте какие животные зашифрованы в ребусах: 1 -= Дом Ведро Семь =--= медведь =-
Вопрос Какой промысловой рыбой семейства лососевых славится Кабанский район? Ответ Раздел « Животные » Назад 2 Омуль
Вопрос Как называется детеныш косули? Ответ Раздел « Животные » Назад 3 Инзаган
Узнай по описанию Это животное является одним из символов Байкала, которая принадлежит к семейству тюленей настоящих. Это единственное млекопитающее озера. До сих пор ученые пытаются разгадать загадку ее появления в водах озера. Ответ Раздел « Животные » Нерпа Назад 4
Вопрос Свист какого животного похож на своеобразное «лаянье»? Ответ Раздел « Животные » Назад 6 Бурундук
- Мне нравится (5)
Комментарии
Здравствуйте, спасибо за
Здравствуйте, спасибо за оценку! Есть ли у вас подобный материал для курса по изучению родного края?
Замечательная интерактивная
Замечательная интерактивная игра!Очень хороший познавательный материал для изучения родного края!