Правильное отношение к отметкам

Тавченкова Ольга Николаевна

           В начале второго класса детям и их родителям впервые приходится сталкиваться с отметками.  Порой дети не всегда приносят в дневниках «четыре» и «пять». Иногда появляются «тройки» и даже «двойки»,  которые вызывают нервозность у детей и вопросы родителей.  Стоит ли убиваться из-за плохих отметок, наказывать ребенка и обвинять учителя в необъективности? Может, правильнее будет сменить тактику?

            Безусловно, отметка — это показатель того, как ребенок выучил тот или иной урок. Однако не следует забывать, что абсолютно любая отметка субъективна, ведь ребенок мог просто переволноваться и получить «три», хотя дома добросовестно готовился к уроку. Многие родители ошибаются, когда считают, что отметки — это показатель успешности ребенка.

           Уважаемые родители,  отметка — это не более чем отвлеченный знак. "Двойку" или «тройку» нельзя воспринимать как жизненную трагедию. Не передавайте ребенку свое тревожное настроение, ведь абсолютно любую отметку можно исправить. Иначе результат может быть плачевным – ребенок просто не захочет идти домой, ведь там его ждут упреки и наказания.

           Для начала обсудите с ребенком, почему он получил неудовлетворительную отметку. Возможно, он просто не выучил урок. В таком случае убедите свое чадо, что он должен постараться исправить отметку, но не для того, чтобы просто исправить, а для того, чтобы довести дело до конца. Возможно, ребенок и правда учил урок и просто переволновался. В таком случае успокойте его, объясните, что такое бывает и унывать не нужно. Ну а возможно на данный момент – это именно та отметка, на которую ребенок знает материал. Ведь не всем в школе суждено быть отличниками и хорошистами. По статистике более успешными  в жизни становятся не те, кто получал «четыре» и «пять»,  а те, кто в школе учился на  «удовлетворительно».

           Случается, что некоторые родители устраивают дома с детьми своеобразный бартер: ты получаешь «пятерку», а я тебе, к примеру, даю 100 рублей или разрешаю поиграть на компьютере. «Что в этом плохого?», - спросите вы. На первый взгляд, вроде бы ничего, таким образом, мы как бы стимулируем своего ребенка на получение «пятерок». Однако, по мнению психологов, из таких школьников вырастают настоящие Павлики Морозовы, готовые продать даже самое дорогое сердцу. Дети в таком случае начинают стремиться к хорошим отметкам не ради знаний, а чтобы получить желаемое. Ребенка следует поощрять не за отметки, а за те старания и усилия, которые он проявляет.

             Порой родители начинают сравнивать своего ребенка с другими одноклассниками, приводя в пример тех, кто учится лучше. Это тоже не самый удачный способ повысить успеваемость своего чада. Ведь в таком случае ребенок, скорее всего, будет зубрить и хитрить лишь для того, чтобы «утереть нос» тому, с кем его сравнили. Вы добьетесь желаемого лишь отчасти, поскольку к хорошим отметкам у вашего ребенка прибавится сомнение в себе и собственных силах, а самооценка подкосится еще в детстве.  Покажите ребенку, что вы верите в него, что готовы ему помочь. Ребенку нужны родители-союзники.

           Счастливый учитель тот, у которого родители понимают, что школьные отметки — это условности. Когда это понимают родители, тогда и дети поймут, что отметка — это не показатель ума и того, что ждет его в будущем, прежде всего, это показатель его отношения к учебе. Постарайтесь всегда спокойно воспринимать неудачи ребенка, помогайте ему, с детства приучая трудиться и относиться к своему труду добросовестно.

             Объяснив уже во втором классе своему ребенку, что не стоит гнаться за субъективными отметками, а надо сконцентрироваться на получении знаний, вы избежите ненужных слез из-за двоек и бездумной погони за хорошими отметками в будущем.

 

Комментарии

Маслакова Юлия Геннадьевна

Немало конфликтов возникает из-за отметок между учителями и учениками, между родителями и учителями, между детьми и их родителями. Можно учиться в школе отлично, но не успевать в ВУЗе. Важная и интересная тема.